НОВЫЙ  НОМЕР  «БЕРЕГИНИ»  ОТКРЫВАЯ.  ВЛАДИМИР  КОТОВ.  МОНОЛОГ  О  ВОРОНЕЖСКОМ  ЮБИЛЯРЕ 

 Несмотря на трудности, связанные с санкциями, обрушившимися на Россию и вызвавшими среди прочего удорожание печатной продукции – газетной и журнальной – (и без того время от времени «оптимизирующейся»), недавно вышел новый номер интересного научно-популярного журнала «БЕРЕГИНЯ•777•СОВА» (№1, 2022 г.), имеющего свою многочисленную читательскую аудиторию. С одним из материалов его, посвящённым постоянному автору как упомянутого журнала, так и интернет-газеты «Культура Воронежа.рф», редакция знакомит наших читателей.

В 2016-м, за несколько месяцев до моего дня рождения, Воронежская областная библиотека им. И.С. Никитина, с которой я активно сотрудничал как журналист, проводя встречи и концерты в киноклубе «Слово», творческие вечера, посвящённые поэту Владимиру Шуваеву, киноведу, подвижнику и просветителю Сталю Пензину, барду, лауреату международных фестивалей Ирине Ким (и кроме этого много лет выступая с публикациями, касающимися истории и проблем российской культуры в столичных и воронежских СМИ), обратилась ко мне с предложением организовать мой юбилейный вечер, приурочив его к приближающемуся 60-летию. Мне показалась тогда эта затея нескромной и необязательной. Но стали настаивать друзья, говоря о том, что предложениями коллектива одной из крупнейших библиотек России пренебрегать не стоит, напоминая о том, как редеют наши ряды от потерь близких людей, таких, как Владимир Сисикин и Вадим Кулиничев, Александр Смирнов и Владимир Шуваев, Сталь Пензин и Альбина Смирнова, Анатолий Иванов и Юрий Кочергов, Татьяна Краснопольская, Людмила Кравцова, Вера Теплитская… Называли имена и моих ушедших московских и ленинградских товарищей. Вняв дружеским призывам, я согласился, думая собрать вместе людей близких и дорогих, чтобы пообщаться и порадовать друг друга нашей встречей.

Одним из самых дорогих друзей ближнего круга являлся Володя Котов, с которым мы шли по жизни со школьных лет. Он был личностью удивительнейшей – одарённейшим человеком в самых разных проявлениях: замечательный гитарист, знаток и коллекционер эстрадных, народных и бардовских песен, таланливый фотограф и человек, умеющий своими золотыми руками делать едва ли не всё. Обращающимся к нему за помощью мог совершенно бескорыстно починить от утюга, будильника и телефона до телевизора и автомобиля. Будучи виртуозным водителем и мастером рукопашного боя (обладателем чёрного пояса по карате), физически необычайно сильным, гармоничным (ростом метр восемьдесят и весом под восемьдесят килограммов) и смелым человеком, готовым всегда защитить слабого, был он благороден, добр и улыбчив, честен и, главное, совестлив, в отличие от многих, потерявших себя, равнодушных или циничных, завистливых, озлобившихся, алчных, «прогнувшихся под изменчивый мир».

В конце 80-х – начале 90-х мы вместе с ним работали в Ленинграде, в котором он остался, женившись, а я уехал учиться в Москву, позже работал там и постоянно возвращался в Воронеж. Каждый год мы встречались в этих связавших нас городах – Ленинграде, Воронеже, Москве. Доверяли друг другу абсолютно во всём и поддерживали друг друга всегда. Узнав о моём возможном вечере в библиотеке (летом 2016-го, когда Володя был у меня), он сразу же пообещал приехать зимой, в январе 2017 года (на это время была запланирована юбилейная встреча). А в газету «Здравствуй!», с которой я сотрудничал несколько лет, решил даже написать небольшую статью, предваряющую запланированный юбилей. Написал и оставил мне для редактирования и публикации. В июле он был в Воронеже… А 11 октября пришло известие из Ленинграда, что моего лучшего друга не стало: у него внезапно остановилось сердце… Статью его я тогда печатать не стал. Всё было проникнуто острой болью, чувством шокирующего недоумения, мыслями о его уходе и неизбывной скорбью…

В этом году, уже после своего второго юбилейного вечера в «Никитинке» и накануне юбилея друга (мы с ним одногодки), я решил опубликовать в журнале «БЕРЕГИНЯ•777•СОВА» тот памятный и дорогой мне его монолог как привет и поклон ему.

У нас часто повторяют за классиком ставшую расхожей фразу: «Рукописи не горят». Красивая фигура речи, метафорическая и в то же время претенциозная. Понравившаяся многим и многими повторяющаяся то там, то сям. Хотя все мы знаем, что горят. Да ещё как. И сгорают и исчезают бесследно. Как и люди. Миллионы людей. Вся история человечества об этом свидетельствует. И довольно безжалостно. Мы и лиц-то своих предков не знаем (как и многих замечательных современников) – не говоря о рукописях, потому что фотография появилась чуть более полторы сотни лет назад, а массовой стала у нас вместе с грамотностью, пришедшей только после Революции 1917 года.

Для того, чтобы рукопись не сгорела, не исчезла вместе с её автором, нужно прилагать усилия. И серьёзные. Она должна появиться, стать достоянием многих глаз, «задышать», встретившись с людьми, да ещё и проявить автора – вопреки равнодушию человеческому, забвению и огню Времени, в котором так и норовит сгореть и исчезнуть многое. Тут уж за счастье появиться и, состоявшись как высказывание, вырваться наружу с благодарностью жизни и судьбе, наградившей встречами с дорогими людьми, рукописями и событиями, которые навсегда остаются с тобой, а ты – с ними.                                                                                                             

Владимир  Межевитин, режиссёр, сценарист, член Союза журналистов РФ