Героями СМИ сегодня часто становятся так называемые «звёзды» – эстрады, кино, телевидения, политики, – оказавшиеся на виду в силу сложившихся (иногда случайно) обстоятельств. В то же время откровения людей, остающихся вне поля зрения модных передач и пиар-изысков, бывают не менее (а может, и более) интересны и значимы. Тамара Павловна Бухарова – женщина, прожившая со своей страной вроде бы обычную и в то же время неповторимую, достойную жизнь, пришедшуюся на годы войны и великие послевоенные свершения её Родины – Советского Союза, ставшего мировой сверхдержавой. Этой женщине довелось пережить и распад СССР, и «лихие» 90-е, перевернувшие существование миллионов наших соотечественников, брошенных в «перестройку» и развал государства – со всеми тяготами и лишениями, этому присущими… В мае 2024 года Тамара Павловна потеряла старшего сына Вячеслава, известного в России рок-музыканта, многолетнего участника легендарной группы «Крематорий». Судя по всему, болезнь Славы, умершего от онкологии на руках матери, отразилась на её сердце. Она ушла из жизни в конце сентября, ненадолго пережив сына…

Вспоминая сегодня о ней, хочется поделиться с читателями её мыслями о времени, стране и собственной судьбе, в биографию России вписанной, которые остались в памяти автора этих строк:

– Тамара Павловна, дорогая, мне известно, что друзья, узнав о болезни, а потом и смерти Славы, поддерживали Вас, как могли, – словом и делом. Известные артисты: Фёдор Добронравов, Сергей Дорогов, Элла Мовилло и другие, – дружившие с ним со студенческих лет (ещё в Воронежском институте искусств), а также работавшие как с актёром, так и с музыкантом, звонили и как-то помогали. Армен Григорян – создатель и руководитель знаменитой рок-группы «Крематорий» – сразу же заявил о концерте в Воронеже, посвящённом памяти Вашего сына…

– Володя, я всем благодарна безмерно, особенно Феде Добронравову, Сергею Дорогову и, конечно же, Армену Григоряну, с которым Слава провёл вместе чуть не двадцать лет жизни, выпуская диски и исколесив с концертами не только Россию, а и множество других стран. Кстати, спасибо тебе, тоже со Славиком учившемуся, за статьи о нём в нескольких журналах и газетах.

– Ну я не мог этого не сделать. Со Славой мы были знакомы с 1983 года. Хоть и учились на разных курсах, но вместе репетировали шукшинскую пьесу с замечательным режиссёром Владимиром Сисикиным, участвовали в институтских вечерах, общались и после учёбы, работали с ним на съёмках…

– В интервью с Арменом Сергеевичем ты правильно коснулся и 12-титысячной унизительной пенсии, полученной сыном в 62 года и добившемуся её по инвалидности практически перед смертью (на которую, помимо продуктов, нужно было покупать ещё и недешёвые лекарства), в нашей самой богатой природными ресурсами стране. Кстати, такую ничтожную пенсию получают у нас многие. Затронули вы в интервью и уровень современной бытовой культуры (опустившейся за последнее время до повсеместного мата, курения, пирсинга, татуировок и накладных когтей – по принципу: кто больше и изощрённее, тот и круче) и архитектуры, взявшей курс на строительство гигантских небоскрёбов на западный манер, где далеко не всем удобно жить, а может быть, даже и противоестественно. И чем тут нам хвастаться – не понимаю…

– В народе небоскрёбы в десятки этажей называют термитниками. Трудно представить в них жизнь человека вообще, и тем более, допустим, в период аварии электрической системы (при неработающих лифтах) или водоснабжения, отопления. Когда льётся вода, а под тобой 20-30 этажей. Или над тобой столько же…

– Да, жить в таких густонаселённых американизированных башнях, как мне представляется, некомфортно и даже страшно. К тому же, покупая квартиры в них за немалые деньги, влезая в ипотеки, кредиты, да ещё при махинациях с жильём, которые наша семья, например, испытала на себе. В советское время квартиры можно было получить бесплатно и жили мы без решёток на окнах и железных дверей… Люди сегодня, к сожалению, разобщены, отстранены друг от друга, пребывая в эгоизме, находясь в идеологии и пропаганде разнузданного безграничного потребительства и часто равнодушия к другим, в желании разбогатеть любым способом и как можно быстрее. Мне пушкинская сказка часто вспоминается о золотой рыбке и человеческой алчности с глупостью…

– Многое из того, что Вы перечисляете, навязывается ангажированными СМИ, зациклившимися на пропаганде западных буржуинских «ценностей» и оголтелом антисоветизме.

– Я, в связи с этим, не могу смотреть некоторые телевизионные каналы, безоглядно проповедующие во многом чуждый здравомыслию образ жизни (где во главе угла стоят деньги), да ещё с кровавыми детективами, какими-то ужастиками, заполонившими ещё в 90-е наши кинотеатры и телеэкраны (которым мы норовили подражать после развала советской страны). Тут же и неуместные во время СВО разухабистые развлечения и всевозможные «веселящие» шоу, в то время, когда наши ребята-герои, не щадя себя, сражаются на поле боя, рискуя жизнью…

– Вижу в Вас человека с принципиальной гражданской позицией, размышляющего о проблемах России (которая уже давно вписана в мировой контекст), понимающего, что многие наши беды связаны с переменой общественного строя, с навязыванием извне идеалов и целей и соответствующим им пути движения. Не кажется ли Вам, что сегодня немногие понимают разницу между такими понятиями, как социализм и капитализм, разбираются хоть как-то в истории и политике? Интернет и всевозможные гаджеты, заполошность жизни повлияли на чтение книг и самостоятельное понимание каких-то важных, необходимых вещей.

Ну, конечно, это очевидно. Для людей моего поколения книга была не только подарком, но и поводом к размышлению, окном в многообразный мир. Мы собирали книги, читали их, обсуждали прочитанное, проверяя свои ощущения, и с этим росли. Хорошо помню всё это не только по семейному опыту, но и по своим друзьям-коллегам, работавшим на заводе «Электросигнал» и в НПО «Энергия». Когда же тебе сегодня даётся готовое решение нажатием кнопки, навязанное и не всегда верное, а иммунитета, вкуса, кругозора и способности сомневаться и сопоставлять разные точки зрения не хватает, то и получается, что получается. Мы видим, как переписываются учебники истории и литературы в разных странах, подвергаются охаиванию прошлое и Победа Красной армии в Великой Отечественной, способствуя деградации людей в мире, легкомысленно рассуждающих уже о ядерной войне(!), готовности её начать из ненависти к России. Это просто безумие какое-то!..

– Тамара Павловна, я мало знаю о работе Славы в Драматическом театре Балтийского флота в Лиепае, его пути на сцену.

– Он после окончания общеобразовательной школы и школы музыкальной по классу скрипки служил в морфлоте три года. Потом некоторое время работал на производстве. А окончив театральный факультет Воронежского института искусств в 1987 году (курс талантливейшего актёра и педагога – народного артиста РСФСР Николая Вячеславовича Дубинского), распределился в Русский театр Балтфлота в Лиепае. Знаю, что он являлся там одним из ведущих актёров. Занят был во многих спектаклях. Ребята репетировали днём и ночью, а Славик, помимо своего драматического таланта, проявлял ещё и талант музыкальный. Скрипка, гитара, баян, фортепиано – всё это были инструменты, которыми он владел в той или иной степени… Потом случился развал СССР, и Слава вынужден был покинуть Латвию и уехать сначала в Воронеж, а потом в Москву.

– И, как я знаю, поспособствовал его первой работе в кино в главной роли фильма «Тацу», где и познакомил Славу с Арменом Григоряном. Об этом хорошо написано в интернет-газете «Культура Воронежа» в материале, посвящённом сыну. С этого момента началась его активная творческая жизнь музыканта в известной столичной рок-группе.

– А ведь тогда, во время съёмок фильма, происходили события, связанные с расстрелом Белого дома (Дома Советов) ельцинскими танками с последующим его штурмом.

– Это было время начала активного расслоения нашего общества на классы. Имущих, с одной стороны, всевозможных «прихватизаторов», спекулянтов-бизнесменов и их челядь. А с другой стороны – обманутых, обездоленных и часто не понимающих, что происходит в России и за её пределами.

– С Арменом мы недавно вспоминали о рок-движении, которое начиналось в западных странах как некое протестное движение молодёжи, уставшей в капиталистическом мире от лжи, захватнических и колониальных войн и жуткой социальной несправедливости, отсутствия у многих какой-либо перспективы в жизни. Потом, как часто бывает, происходило перерождение, и наиболее популярные группы, получавшие немалые гонорары, сами становились частью системы, а социальный протест их превращался в нарочитый эпатаж, в фокусы и манипулирование публикой. Музыкальная и вокальная основы ещё могли развиваться, а социальная направленность, бунтарский подтекст или прямые высказывания уходили в тень или исчезали совсем. Кстати, любопытно, что и в Советском Союзе рок-команды появились на его излёте во время зарождения каких-то уже капиталистических отношений и разложения «элит», в определённом смысле как следование некой моде и подражание. У нас ведь с рок-музыкой тоже происходили процессы интеграции в поп-культуру и эстраду. Только некоторые сумели сохранить лицо, а их песни – актуальность. В числе лучших остался «Крематорий», благодаря стойкой позиции Армена Григоряна, исповедующего традиции и философию, присущие истокам рок-движения.

– У Славы были ещё и опыты взаимодействия с театральными коллективами, и в частности с театром «Сатирикон», где работали его друзья по Воронежскому институту искусств: Добронравов, Дорогов, Вандышев, Журман, Кекеева

– Думаю, что если бы его актёрский талант и музыкальный оказались востребованы каким-нибудь театром, то он мог бы проявить себя и на театральных подмостках. Но в 90-х с театром и кинематографом дело было плачевно. Найти стабильную работу было непросто. Судьбоносной стала встреча с Арменом Григоряном – одарённейшим музыкантом, поэтом и композитором. «Крематорий» успешно выступал не только у нас, а и в европах, америках. И Слава был в его составе заметнейшей фигурой, внося свой значительный вклад.

– Да, всё так. Тут ему повезло… Когда же я вижу «Таганку» – с Высоцким, Губенко, Хмельницким, Золотухиным, Шаповаловым и другими актёрами, работавшими на сцене с гитарами в руках, – то понимаю, что мой сын среди них мог быть достойным партнёром, особенно в музыкальных постановках Любимова, Фоменко или Губенко, где можно было расти и развиваться профессионально под началом талантливого режиссёра и окружения.

– В 90-е «Таганка» раскололась вслед за МХАТом. Да и другие театры испытали тяжелейшие проблемы, как и отечественный кинематограф. Для людей со стороны в переполненных театральных труппах места не было. Театры «оптимизировались», как и всё в стране, а то и закрывались.

– У некоторых и теперь проблемы – с репертуаром, игрой в «новые формы», в стремлении к скандальным постановкам и шумихе вокруг их опытов любой ценой. Эпатаж и антисоветчина на сцене и тем более экране зашкаливают. Слава много разговаривал со мной по этому поводу, искренне переживая.

– Кстати, Армен мне говорил, что Юрий Любимов видел как-то выступление «Крематория» и остался весьма впечатлён. А мне Юрий Петрович признавался, что некоторые вещи в рок-музыке и рок-поэзии он хотел бы видеть в качестве зонгов в своих спектаклях. Целый ряд песен Григоряна могли бы быть украшением спектаклей хоть Любимова, хоть Фоменко, Гончарова или Табакова, которые со временем потеряли определённый запал и один за другим стали уходить из жизни. А довольно метафорические, острые, философские песни требуют режиссёра талантливого, политически образованного, смелого, задиристого и в то же время компромиссов со стороны Армена. Дело это непростое, да слишком уж самостоятелен и ярок «Крематорий», чтобы обретаться на вспомогательных ролях в театре. Ради чего и зачем, когда сегодня концерты григоряновской команды ждут ценители рок-музыки и их поклонники в разных городах и странах… Конечно, любую концертную рок-н-ролльную программу тонкий и умный режиссёр способен улучшить, убрать лишнее, ненужное, проявить смыслы и акценты. Кому-то может по наивности показаться, что режиссирование там – чуть ли не заход на чужую территорию, сугубо театральную. Но это не так, ибо песня тоже является мини-спектаклем, а уж концерт тем более. С подачей песни и её смыслом, акцентами, подтекстом и сверхзадачей надо серьёзно разбираться. Какой-то одной нелепостью можно перечеркнуть выступление…

– Многие театры и спектакли, особенно антрепризные, заточены на развлечения, а не на серьёзный разговор со зрителем.

– Кстати, зонги (в частности Бертольта Брехта – антифашиста и социалиста, с которых начиналась любимовская «Таганка») – протестные, обличительные, сатирические, философские, даже гротескные – возникли в пьесах не для того, чтобы развлекать публику, а чтобы встряхнуть, разбудить равнодушного, сонного, недалёкого, аполитичного соплеменника – обывателя, донести до него смыслы бытия, идеалы и цели человеческого существования, а если надо, и борьбы за свои права. А неспящего, буйного, нагловатого, стихийно бунтарского – утихомирить и настроить на диалог, пробудить гражданское самосознание, вывести из несознанки и направить в нужное русло для понимания, кто он, как и зачем живёт.

– Володя, ты писал в одной из статей, как снималась кинокартина «Тацу», в основе сценария которой оказался рассказ писателя с трудной судьбой Леонида Бородина «Вариант». Я этого не знала раньше.

– В фильме «Тацу» сценарий от бородинского текста ушёл в сторону, оказался громоздким, с претензией на авангардизм. Молодому режиссёру не везде «форму» удалось наполнить «содержанием». Картина получилась скорее экспериментальной, но дух времени ей удалось кое в чём зафиксировать, как и портреты исполнителей… О Бородине можно много рассказывать (я коснулся его биографии в интернет-газете «Культура Воронежа» 9 мая 2024 года), как и о других, которых доводилось снимать в телепередачах на «Шаболовке» и в «Останкино» или с которыми приходилось просто интересно общаться. Помимо Бородина, незабываемы были встречи с писателями-фронтовиками: Владимиром Богомоловым, Владимиром Бушиным, Александром Зиновьевым. Мы со Славой говорили о них не раз, как и об ответственности, которую несёт каждый известный человек за свою деятельность – будь то писатель, режиссёр, музыкант, художник, химик или физик-ядерщик, или политик, влияющий на умы людей, а то и судьбу страны. Хорошо, что Ваш сын многое в этой области понимал и не был равнодушным человеком, за что отдельное спасибо хочется сказать его родителям, и прежде всего Вам, Тамара Павловна!

– Мне приятно это слышать. Добрые и благодарные слова у нас в дефиците… Меня поразил твой рассказ о знаменитом Александре Зиновьеве – герое-фронтовике, начинавшем войну кавалеристом, потом ставшем танкистом, а позже лётчиком-штурмовиком(!). Диссидентствующий сначала, он, доктор философских наук, профессор МГУ, высланный из страны, сумел понять разницу между западными «ценностями» и советскими, которую осознал в полной мере как философ, логик и социолог в пользу социалистической системы лишь там – за рубежом, имея возможность сравнивать разные стороны жизни, подробно изучив их. И вот ведь вернулся в Россию, защищая оболганные свершения Советского Союза. Будучи автором множества книг и научных работ, называл Ленина и Сталина в них самыми великими личностями не только российской, а и мировой истории и убедительно доказывал это, приводя серьёзнейшие доводы и бесспорные факты. У нас столько грязи было вылито на них! Да и сейчас поливы продолжаются такие, что не перестаёшь удивляться и возмущаться. А ты согласен, дорогой мой друг, с Зиновьевым?

– Мне доводилось с ним общаться, читать его труды. О Ленине и Сталине он мог говорить часами, приводя цифры и факты в пользу этих легендарных личностей. Один, опровергая мнения разного рода теоретиков-скептиков, перевернул мир и осуществил своей многолетней настойчивой продуманной и поступательной деятельностью подлинно Народную Революцию в стране, создав Первое в истории Советское Социалистическое государство, победил коалицию держав, уже растаскивавших Россию в ходе Первой мировой войны и разрухи, устроенной в том числе и Временным правительством, созданным после революции февральской – буржуазной, которой предшествовало отречение русского царя во время боевых действий(!), сложнейшего положения на фронте и ряда поражений… Другой с помощью грандиознейших преобразований (проводимых, как при Петре Первом, временами жёсткими, а то и жестокими, методами) сумел сделать Советский Союз супердержавой, победить в кровавейшей, тяжелейшей войне, развязанной компанией фашистских европейских стран, собравшихся вокруг гитлеровской Германии, и, подняв на высочайший уровень советскую науку, образование, промышленность, искусство, создать ядерный щит, оберегающий десятилетиями планету от глобальной, всё разрушающей войны.

– Я согласна полностью. Революции и гражданские войны прокатились по многим странам, но только Владимиру Ильичу Ленину и Иосифу Виссарионовичу Сталину удалось добиться невероятного при всех огромных проблемах, доставшихся от прошлых времён, и ментальности народа (на 80 процентов неграмотного), веками жившего в массе своей в бесправии, существуя почти в рабстве (что бы сегодня ни говорили идеологи монархизма и буржуинства!). И как же чудовищно выглядят предательство и юродство, против них направленные!

– По поводу Ленина и Сталина мы с Вами наблюдаем уничижительные выверты наших и зарубежных СМИ давно. Эти личности воюющим против нас всегда были поперёк горла… Вот я сижу у Вас дома в который раз, вижу книги, Ваши картины, вышитые портреты, пейзажи, натюрморты. Думаю о Вашей жизни и жизни страны, в которой Вы росли (вместе с замечательным поколением героев и тружеников), становились личностью и воспитывали, как надо, сыновей и внуков, как-то гармонизировали пространство вокруг себя и продолжаете гармонизировать. Ну как Вас не благодарить за это!

– Воспитывали, как могли. К сожалению, не всё получилось, судя по тому, что произошло со страной в 90-е годы… Тебе, Володя, спасибо за понимание и память, в которой находится место моему любимому сыну, за преданность Родине, которую мы несём в сердце.

                     беседовал Владимир Межевитин