РИММА МАНУКОВСКАЯ. ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ
(к 100-летию со дня рождения народной артистки России)
Несколько дней назад один из каналов телевидения показал фильм режиссёра Михаила Богина «Ищу человека» (1973 года). В одной из главных ролей там снималась известнейшая воронежская актриса Римма Афанасьевна Мануковская. Партнёрами её по фильму были также воронежские артисты Алексей Чернов и Татьяна Краснопольская. Трогательная проникновенная картина напомнила зрителям об удивительном времени 60 – 70-х годов и замечательных людях – честных, искренних, неравнодушных… Напомнила нам об актрисе, которую любили несколько поколений воронежцев. Скоро исполнится 22 года, как Риммы Афанасьевны не стало. Но свет её души и таланта продолжает оставаться с нами.
У неё было все, чтобы стать настоящей театральной звездой. Очаровательная внешность и обаяние, характер и огромный талант, развивающийся с каждой новой ролью. Она обратила не себя внимание еще в 1949 году в одном из первых своих спектаклей, сыгранном на сцене Харькова, где Римма Мануковская училась в театральном институте. Ее трогательная и пронзительная Джульетта открыла перечень незабываемых героинь, сделавших имя Мануковской со временем известным и легендарным.
Поработав несколько лет на харьковских подмостках и даже успев сняться в кинофильме Виктора Ивченко «Судьба Марины», Римма Афанасьевна в 1955 году переехала в Воронеж и стала актрисой Кольцовского театра, с которым оказалась связана вся ее дальнейшая жизнь. Образы, созданные актрисой во второй половине 50-х – Фенисы («Хитроумная влюбленная» Лопе де Веги), Софьи Питт («От Полтавы до Гангутта» Сельвинского), Полины («Игрок» Достоевского), Сестрорецкой («Третья Патетическая» Погодина) показали, что в Воронежском драматическом театре появилась личность ярчайшего дарования и неограниченных возможностей.
Постановка пьесы Салынского «Барабанщица» (1959), где Мануковская блистала в образе Нилы Снежко, оказалась столь впечатляющей, что в течение нескольких сезонов сопровождалась аншлагами и шумным успехом. Поклонники театра ходили на полюбившийся спектакль по несколько раз, наслаждаясь игрой актрисы, ставшей безоговорочной любимицей воронежской публики.
Надо сказать, что успеху и росту таланта Риммы Мануковской во многом способствовали великолепные партнеры, которыми всегда была богата труппа Кольцовского театра и целое созвездие режиссеров, работающих на его сцене. В 50 -70-е годы театр возглавляли замечательные постановщики: Гершт, Шишигин, Монастырский, Дроздов, а рядом с ними создавали свои запоминающиеся спектакли Меньшенин, Соловьев, Кузнецов и Бугров. В атмосфере творческих поисков и взлетов незаурядное дарование актрисы Мануковской обретало глубину, изысканность, безупречный профессионализм. Она была неподражаема во многих спектаклях – «Иркутской истории», «Обрыве», «Чайке», «Бешеных деньгах», «Бесприданнице», «Волках и овцах», «Спешите делать добро», «Виноватые», в постановке «Светит, да не греет» (отмеченной премией на фестивале пьес Островского)…
Особым этапом актерской судьбы Мануковской стали годы работы с выдающимся режиссером Анатолием Васильевичем Ивановым. Этот художник, бережно относящийся к лучшим традициям русского психологического театра, тяготеющий к отечественной и зарубежной классике, сумел вдохнуть в коллектив «кольцовцев» новые надежды и силы. Уровень постановочной культуры и масштаб личности режиссера пришелся по душе большей части актеров академического театра. Среди его безусловных сподвижников оказалась и Римма Афанасьевна. Она превосходно проявила себя в спектаклях последних лет, таких как, «Коломба» Ануя, «Иллюзии» Компатанджело, «Ретро» Галина, «Волки и овцы» Островского, «Странная миссис Сэвидж» Патрика, «Пока она умирала» Птушкиной.
На театр, становившийся лауреатом многих престижных форумов, обрушился шквал почетных званий, наград и премий. В 1991 Мануковская стала лауреатом фестиваля «Актерские звезды России», а вскоре получила приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия». 1994 год прошел под знаком ее гастролей в Москве, Самаре и Харькове, устроенных Государственным театром Наций в рамках программы «Национальное достояние России». В 1998 году Римма Афанасьевна была удостоена премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»…
В книге известного воронежского киноведа Сталя Никаноровича Пензина «Кино в Воронежа» можно прочитать: «Кинематографу воронежцы благодарны ещё и за то, что он навсегда запечатлел облик нескольких актёров Воронежского академического драмтеатра. Это прежде всего наш всеобщий любимец Сергей Папов и незабвенная Римма Мануковская. Любой воронежец согласится, что Римма Афанасьевна была украшением воронежской сцены. Поклонники всегда после спектакля поджидали её у выхода из театра, а школьницы дежурили в Детском парке против её окон на четвёртом этаже дома на улице Феоктистова. Ещё совсем юной студенткой Харьковского театрального института Римма Мануковская сыграла главную роль в фильме «Судьба Марины» (1954, реж. В. Ивченко, И. Шмарук). На красивую и талантливую студентку посыпались предложения из киностудии в Киеве, но в институте её просто не отпускали на съёмки, заявив: «Сцена даст тебе больше!» Римма Афанасьевна успешно сыграла роли в фильмах «Ищу человека» (реж. М. Богин), «Белый Бим Чёрное ухо» (реж. С. Ростоцкий). До обидного мало!..»
Между тем в творческой биографии народной артистки России Риммы Афанасьевны Мануковской около двухсот ролей(!), сыгранных на сцене театра имени А.В. Кольцова, в котором она премьерствовала почти полвека… Возглавляя воронежское отделение ВТО, именно Мануковская способствовала открытию в городе уникального культурного центра – Дома актёра…
В одной из многочисленных столичных рецензий на спектакли Кольцовского театра было сказано: «Среди экранного разлива порнографии и насилия островком высокого искусства остаётся Воронежский драматический театр. С отвагой стоиков коллектив проповедует подлинные ценности – честь, совесть, достоинство человека…». В другой – запомнились такие слова: «Воронежский театр притягивает интеллигентностью, которая прежде всего выражается в полном отсутствии позы и аффектации, серьёзном отношении к своей миссии, неравнодушии, которое даёт толчок к творческим поискам… Не к низменным инстинктам обращено его творчество, а к уму и сердцу современников». Эти слова вполне могли бы стать эпиграфом к творчеству актрисы Риммы Мануковской, к её жизни, отданной театру и зрителям. Сценические работы актрисы снискали любовь поклонников театрального искусства нескольких поколений. Любовь, восхищение и благодарную память…
подготовил: Владимир Межевитин