Когда мы говорим об объективности Октябрьской Революции, речь, как правило, остается  в рамках политологического анализа. На самом деле революция охватила все сферы жизни, и особенно ярко она выглядела в искусстве и в литературе.

В недавно опубликованной монографии И.Г. Якушкина, талантливого доктора физических наук, собран интересный материал о той духовной вспышке, которая озарила Октябрь.

С потрясающей силой русские писатели и поэты изобразили исторический перелом, случившейся в России. М.А. Волошин писал о 1917 годе: «Свидетели великого распада, Мы видели безумье целых рас, Крушение царств, косматые светила, Прообразы последнего суда. Мы пережили Илиады войн и Апокалипсисы революций». То же ощущение великого события содержится  у А.А.Блока в поэме «Двенадцать». Ощущение новизны и надвигающегося чуда было характерно для художественного сознания того времени.

Выдающиеся таланты — такие, как Александр Бенуа, Корней Чуковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Блок стали активными помощниками А.В. Луначарского в деле защиты культурных ценностей и организации нового культурного процесса. Так, при участии Блока и Бенуа был создан Большой Драматический театр, с классическим репертуаром героического характера. По инициативе А.М. Горького было организовано издательство «Всемирная литература». Были созданы дом Искусств, дом Литераторов, театральные литературные студии. Все жили в ощущении наступления времени «мирового расцвета», по словам художника Павла Филонова.

Знаменитый врач и философ А.А. Богданов организовал Пролеткульт, в рамках которого начались массовые работы по культурному и коллективистскому воспитанию масс. Другим крылом культурного фронта был «левый авангард», к которому принадлежали первооткрыватели новые- футуристы, кубофутуристы, супрематисты. Поэты  Хлебников и Маяковский. Художники Кандинский, Малевич, Филонов, Татлин. Режиссеры Мейерхольд и Таиров. Все они были творцами нового искусства. Под руководством возглавившего Театральный отдел Наркомпроса Всеволода Мейерхольда развернуто движение «Театрального Октября». Первым манифестом новаторов стала поставленная Мейерхольдом «Мистерия-Буфф», Маяковского в декорациях Малевича. Маяковский и Родченко начали работать в пропагандистских «Окнах роста». К годовщине революции улицы и площади приобретали невиданное убранство. И это не только в столицах. Например, в провинциальном Витебске Маркс Шагал, Эль Лисицкий и Казимир Малевич развертывали пропаганду новых художественных идей.

Зарево революции полыхнуло на Берлинской художественной выставке 1923 года. Полотна Малевича, Филонова, Петрова-Водкина дышали ощущением нового в культуре.

Сразу после революции разворачивается талант А.Фадеева, Л. Леонова. Великий Шолохов творит свой «Тихий Дон». Ильф и Петров пишут знаменитые сатирические романы. Создают выдающиеся произведения Е. Эрдман, М. Булгаков, А. Платонов.

Одним словом, культурная волна сопровождающая Октябрь, показывает, как глубоко выразила революция чаяния народа. Нельзя политическими декретами организовать новую культуру. Она, родившаяся новая культура, была как фонтан, вырвавшийся из глубин народных и возвестивший о начале эпохи свободного общежития.

Нет, не была эта волна чистой и безгрешной, как слеза ребенка. И в культурной сфере шла ожесточенная борьба, как и во всем обществе. Например, непубликовавшийся А. Платонов. Культура не может быть свободна от общества. Но культурное зарево, начавшееся с 1917 года, только за какие-то 10 лет подарило мировой культуре шедевры навеки. Так возникло то, что потом окрестят искусством социалистического реализма – явление, которому уготована была непростая судьба в истории.

Сергей Рудаков

петров-водкин купание красного коня

К.С.Малевич «Спортсмены»

Марк Шагал «Влюблённые над городом»

Лазарь Маркович Лисицкий «Интерпретацию\я городского пейзажа»

Наша справка

 Сергей Иванович Рудаков родился 10 февраля 1957 года в селе Васильевка Аннинского района в трудовой крестьянской семье. После окончания местной школы с золотой медалью простой деревенский парень поступил на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – при Советской власти образование определяли способности, а не кошелёк родителей. Окончив аспирантуру МГУ, Рудаков вернулся в Воронеж, стал преподавателем философии в Воронежском государственном университете. В 1988 году получил степень кандидата философских наук. А за четыре года до защиты диссертации произошло одно из самых важных событий в его жизни: молодого ученого-марксиста приняли в ряды Коммунистической партии. В 1989 г. его избрали секретарём партгруппы, объединяющей преподавателей кафедр общественных наук.

Август 1991-го стал поворотным пунктом в истории нашей страны. Последовал запрет КПСС, начался распад Советского Союза. Коммунисты не смогли убедить народ, что нас ведут в тупик… Многие члены КПСС откровенно предали Компартию. А ведь за свои убеждения надо бороться и идти до конца! Сергей Рудаков не сломался, от убеждений не отступил и стал одним из инициаторов восстановления Компартии в нашей области. Когда Конституционный суд отменил ельцинский указ о запрете Компартии, его избрали секретарём обкома, первым секретарём Центрального райкома КПРФ.

В 1994 году Сергея Ивановича выдвинули кандидатом в депутаты областной Думы в Коминтерновском районе. Были колебания, да и конкуренты подобрались серьёзные. Но выборы он выиграл, потому что избиратели поверили не пустому словоблудию и денежным подачкам, а живому слову правды. Да и тактика «от двери к двери» принесла свои плоды.

Практика политической борьбы постоянно давала пищу для философских изысканий и размышлений. В 1995 году С.И. Рудаков успешно защитил докторскую диссертацию, стал профессором.

В 1997-ом Рудакова снова избрали депутатом в этом же избирательном округе. Коллеги-депутаты доверили ему высокий пост заместителя председателя областной Думы. Теперь уже пришла полная уверенность и в собственной правоте, и появился неоценимый опыт решения проблем избирателей даже в условиях антинародной власти.

Сергей Иванович был избран депутатом Облдумы и в последующие созывы – в 2001, 2005, 2010 и 2015 гг. Причина такой поддержки в том, что Сергей Рудаков – поистине народный депутат, осознающий проблемы и выражающий чаяния простых людей. Он не прячется от них за барьером телеэкрана, за ситом помощников, а лично встречается с людьми, смело идёт на откровенный разговор, пусть даже острый и нелицеприятный. Поэтому практически в каждом дворе Сергея Ивановича знают, встречают как родного человека, делятся с ним своими радостями и горестями. Далеко не все проблемы удается решить при нынешней власти, но люди знают: Рудаков будет честно биться за них. Власть, испытание которой выдерживает далеко не каждый, не испортила Рудакова: в общении с людьми он по-прежнему остаётся университетским профессором – интеллигентным, открытым и отзывчивым.

С.И. Рудаков не раз отстаивал авторитет КПРФ на выборах депутатов Госдумы, глав администраций г. Воронежа и Воронежской области. И пусть уступил, но уступил достойно, предложив альтернативу временщикам-разрушителям, донеся позицию КПРФ по животрепещущим вопросам до десятков тысяч жителей Воронежа и области.

Представители национальных диаспор: армянской, азербайджанской, украинской, корейской и других — избрали С.И. Рудакова председателем Ассамблеи народов Воронежской области. Он возглавляет и областную шахматную федерацию.

В начале 2000-х гг. секретарь обкома С.И. Рудаков взял на себя руководство рабочим и протестным движением, созданием Советов трудящихся, возглавлял Штаб протестных действий — структуру, возникшую в горниле уличной борьбы граждан за свои права.

В 2008 году Сергея Ивановича Рудакова избрали первым секретарём Воронежского обкома КПРФ. Изменение политической ситуации, заставившее правящую элиту под влиянием народных выступлений, возглавляемых КПРФ, и внешних угроз отойти от откровенного антисоветизма и заняться укреплением государства, потребовало новых подходов к партийной работе. Именно в Рудакове воронежские коммунисты увидели лидера, под руководством которого областное отделение КПРФ сумеет ответить на вызовы времени.

Сергей Рудаков постоянно подчеркивает, что будущее России – обновлённый социализм, сочетающий достижения советского периода (ведущую роль общественной собственности, коллективизм, справедливость, заботу о людях) с достижениями современного глобального общества, как это происходит в Китайской Народной Республике, ставшей лидером мира. Рудаков-учёный, Рудаков-политик, Рудаков-практик всегда по-философски тонко, мудро и прозорливо подходит к оценке политической и экономической ситуации в Воронежской области и в целом в стране. За государственный подход, умение найти разумный компромисс в интересах дела и в то же время верность убеждениям Рудаков пользуется искренним уважением даже тех, кто не разделяет позиций КПРФ. Показателем признания высокого авторитета С.И. Рудакова стало его избрание заместителем председателя областной Думы.

Крепкий тыл Сергея Рудакова – это его жена Оксана Викторовна, коллега по преподавательскому труду, верная подруга и единомышленница, с которой они вместе уже 30 лет. Старший сын Кирилл окончил институт и работает экономистом, младшему Серёже идёт 13-й год, и он уже разрядник по шахматам, иногда обыгрывает не только папу, но и известных мастеров.

 

Материал подготовил: Сергей Соболев