(к 215-летию со дня рождения Д.В. Веневитинова)

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в 1805 году. Отец его дослужился в гвардии лишь до чина прапорщика, но род дворян Веневитиновых был древний, заслуженный. Они владели обширными поместьями в Воронежской губернии и жили широко и довольно богато. Родители будущего поэта слыли по Москве людьми просвещенными и хлебосольными, в доме у них собирались художники и артисты, поэты, певцы, музыканты. В атмосфере творчества, духовных исканий и постижения различных искусств взошла звезда веневитиновской поэзии – ярчайшей, но, к сожалению, недолгой.

Когда весной 1992 года (времени, к счастью, ещё сохраняющем традиции гуманистического советского телевидения) в литературно-драматической студии «Останкино» возникла идея создания передачи о поэзии «Поэтический альбом», то мы с редактором Диной Чупахиной предложили её первого героя – Дмитрия Веневитинова (1805 – 1827). В основу сценария были положены стихи поэта и наиболее важные факты его короткой, но необычайно насыщенной жизни. В Москве идею фильма горячо поддержали несколько известнейших писателей и поэтов, а в Воронеже моей сподвижницей стала старший научный сотрудник литературного музея Галина Мазина. Собирая материалы для будущего музея-усадьбы Веневитинова в Новоживотинном, Галина Павловна Мазина была тесно связана со всеми  сопутствующими музеями и архивами Москвы и Петербурга. Она и стала главным консультантом фильма. Вместе с ней мы объездили и обошли все предполагаемые места съёмок – от московского дома Веневитиновых в Кривоколенном переулке (там Пушкин читал «Бориса Годунова») до последнего приюта поэта на территории Новодевичьего монастыря, где он покоится рядом с Гоголем, Аксаковыми, Чеховым и другими славными представителями русской литературы…

Неожиданная смерть Дмитрия Веневитинова в марте 1827 года повергла в шок современников. Не дожив до 22 лет, поэт, которому прочили одно из первых мест в отечественной словесности, умер от воспаления легких в Петербурге, вдали от своего московского дома. Кто только ни откликнулся в те дни на нелепый, преждевременный уход эмоциональными поэтическими произведениями. Стихи, посвященные Дмитрию Владимировичу Веневитинову, сегодня хорошо известны нам, как известны и его собственные лирические произведения, критические и философские статьи, переводы. Веневитиновское литературное наследие сравнительно невелико, но и то, что есть, – более чем яркое свидетельство незаурядного, блестящего таланта, проявления натуры неповторимой и выдающейся.

Московский дворянин с воронежскими корнями, аристократ и интеллектуал, он получил разностороннее домашнее, а потом и университетское образование, владел несколькими языками, хорошо музицировал и рисовал. К его стихам, суждениям о литературе и истории с глубочайшим уважением относился Пушкин, находящийся с ним в родстве, и многие другие известные в России личности… Общество молодых московских литераторов, тяготевших к философии и называвших себя «любомудрами», признавало Дмитрия Веневитинова одним из своих бесспорных лидеров.

Известно, что именно с Веневитиновым поделился Пушкин своими сокровенными творческими замыслами – идеями «Самозванца», «Моцарта и Сальери», сцен из «Фауста», «Графа Нулина», новых глав «Евгения Онегина». А юный любомудр беседовал с Александром Сергеевичем на равных от имени нового поколения романтиков как поэт и один из основателей журнала «Московский вестник». Общение с автором «Евгения Онегина» имело немалое значение для духовного развития Дмитрия Веневитинова. Пушкину он посвятит несколько своих стихотворений.

Для современников Веневитинов стал одним из лучших представителей романтизма, воплотившем в себе и своей поэзии высокие идеалы движения. Когда вышли впервые его сочинения, в одной рецензии говорилось: «Веневитинов и в жизни был Поэтом: его счастливая наружность, его тихая и важная задумчивость, его стройные движения, вдохновенная речь, светская, непритворная любезность, столь знакомые всем, вблизи его видевшим, ручались в том, что он и жизнь свою образует, как произведение изящное». Жизнь и поэзия в этом человеке и художнике слились воедино, и именно поэтому его смерть так потрясла и объединила всех. «Пушкин и Мицкевич провожали гроб Веневитинова и плакали об нём, как о друге», – свидетельствовал Николай Полевой, шедший в похоронной процессии вместе с другими писателями.

Веневитинов навсегда остался в истории отечественной поэзии как символ прекрасной молодости и любви, великих надежд и высоких порывов, как поэт глубокий и самобытный, каждое чувство которого было «освещено мыслию, каждая мысль согрета сердцем» искренней гармонической души.

Пророческий и даже мистический дар поэта, о котором столько говорили исследователи его творчества, мне в некотором смысле пришлось испытать на себе. Рабочее название веневитиновского сценария – «Как знал он жизнь! Как мало жил!» – казалось не окончательным. Это была строчка одного из его последних стихотворений, выбранная на момент предварительных разговоров о фильме. Когда же однажды, вернувшись с кладбища Новодевичьего монастыря растроганным от нахлынувших там чувств, я, желая сменить название, открыл произвольно книгу его стихов, то первое, что удалось прочитать, оказалось:

 

Сбылись пророчества поэта,

И друг в слезах с началом лета

Его могилу посетил…

Как знал он жизнь! как мало жил!

 

Начинался июнь. Полюбив веневитиновскую поэзию, я считал себя его другом, а потому название-эпиграф осталось прежним… Были и другие «знаки» во время той памятной работы. Так, однажды, репетируя с актрисой театра на Таганке Любовью Селютиной сценарный текст и стихи, мы вдруг оказались в гримёрке Владимира Высоцкого – другого близкого и дорогого нам поэта. Читали строчки Веневитинова вперемешку с Высоцким; слова звучали диалогом двух эпох, перекличкой двух незаурядных, рано умерших поэтов…

Вскоре нашу поэтическую передачу показали по центральным каналам, и благодарные письма стали приходить в останкинскую литературную редакцию со всего света. Так московского поэта с воронежской родословной узнала или ещё раз услышала многомиллионная аудитория… А позднее в Новоживотинном, близ Воронежа, открылся и музей-усадьба Дмитрия Веневитинова как ещё одна существенная дань нашей памяти и любви.

На одной из стен веневитиновского музея сегодня можно прочитать стихотворение поэта, которое могло бы стать эпиграфом к любому творчеству, к размышлениям о «ценностях», навязываемых нам в последние годы, в основе которых – безнравственность, изощрённый цинизм, культ эгоизма, стяжательства, чудовищное социальное неравенство и расслоение общества. Строки Веневитинова, обращённые к нам из прошлого, словно бы предлагают каждому внимательнее всмотреться в окружающую нас действительность, в то, что «звучит» повсеместно с экранов телевизоров, радиоприёмников, компьютеров… Всмотреться и задуматься о собственном выборе, об ответственности за происходящее вокруг, о тех или иных явлениях искусства (нас формирующих).

Люби питомца вдохновенья

И гордый ум пред ним склоняй;

Но в чистой жажде наслажденья

Не каждой арфе слух вверяй.

Не много истинных пророков

С печатью тайны на челе,

С дарами выспренних уроков,

С глаголом Неба на земле!

 ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН