24 апреля в ДК Железнодорожников состоялся показ хореографической постановки, драмы «Бессонного набата колокольня» Паруйра Севака. Драма посвящена геноциду армянского народа 1915 года.
Россия официально признала геноцид армян 14 апреля 1995 года.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ НЕ ИМЕЮТ СРОКА ДАВНОСТИ
В начале 20 века Османской империей на государственном уровне была реализована программа, которая преследовала цель лишить родины и уничтожить армянский народ.Жертвами беспрецедентной геноцидной политики стали армяне Западной Армении, большая часть Страны Армянской превратилась в руины. Коренной народ, тысячелетиями живший на этой земле, был депортирован, изгнан в пустыню…
Жертвами турецкого ятагана стали более 1,5 млн. армян… Чудом уцелевшие рассеялись по всему миру… В армянском языке появилось слово «Диаспора».
Совершенное в 1915 году против армян преступление, которое спустя годы получило в рамках международного права свое точное определение — Геноцид, является одной из самых трагических страниц истории человечества 20 века.
Ованес Шираз
Горе армянское камни расскажут,
Камень не сможет — горы расскажут,
Горы не смогут — века, те расскажут,
Камни,
Горы,
Века расскажут,
Струны пергаментных книг вам расскажут.
Некому будет — так песни расскажут,
Старые раны песен расскажут,
Руки, принявшие раны, расскажут,
Песни,
Раны,
Руки расскажут,
Книг окровавленных груды расскажут.
Драму продемонстрировала школа хореографических искусств и художественного творчества «Комитас», художественный руководитель и постановщик Саргис Акопян, директор школы ЗАРГАРЯН Вергине
Наша справка
Согомон Согомонян (Комитас) родился 26 сентября 1869 года в Кютахье, в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Рано потеряв родителей (мать умерла в 1870, когда ребёнку исполнился год, а отец в 1880 году), воспитывался бабушкой со стороны отца. В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.
Величайшие музыкальные достижения Комитаса были реализованы им в 1904-1914 годах. В течение этих лет он путешествовал по армянским деревням, наблюдая и слушая местных жителей, он записал более 4000 крестьянских песен, которые большей частью пыли потеряны во время геноцида армян. Из всех записанных им песен, после резни армян сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Комитаса больше всего интересовало развитие народных песен. Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они когда объединяются показывают истинную сущность людей.
В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения людей. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
Весной 1936 года его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры.
Зал Дома Культуры «Железнодорожников» в этот день смог принять всех желающих. Армяне Воронежа с семьями тепло встретила эту драму, рукоплескала. Все участники ансамбля «Комитас» одарены букетами цветов и пожеланиями дальнейших творческих успехов.
Материал подготовил Сергей Ольденбургский. Фото автора.