Посвящаю «Дню работников культуры»

Ещё 19 марта сего года я разместил свой пост в социальных сетях о необходимости разобраться в воронежской культуре и, в частности, о той роли некоторых деятелях в свете событий на Украине. Этот пост вызвал повышенный интерес моих читателей к тем личностям воронежцев о которых я указал. И тут мне хотелось бы  разобрать художественного руководителя Воронежского Государственного Театра Оперы и Балета, исполняющего обязанности директора, Александра  Литягина. 

На мою просьбу (неоднократную) о встрече с ним,  обстоятельном разговоре о обстановке в театре, планах, он всячески отвиливал, ссылаясь на непомерную занятость, загрузку творческими проектами или ещё Бог знает чем. Иным способом достучаться до него я не видел, как написать свою заметку. Начну с далека, когда театром руководил Игорь Непомнящий, а главным балетмейстером была покойная Набеля Валитова, народная артистка РСФСР. Театр работал на самом высоком, профессиональном уровне, ставились постановки, шились костюмы, приглашались выдающиеся режиссёры. Проблемы в театре начались с приходом в руководство области Алексея Васильевича Гордеева. Его супруга, Татьяна Гордеева, потянула мужа, в первую очередь, не в Государственный Театр Оперы и Балета, а в Камерный Театр Михаила Бычкова. Тут вам и «понимание» возникло необыкновенное с Бычковым и к его театральному детищу. Нашлись из бюджета деньги на новое здание, отдавалось предпочтение всем его «бзикам». И фестиваль подоспел Платоновский к месту. По боку оказались наши воронежские поэты Кольцов и Никитин. Их на свалку истории постарались оттолкнуть. Иосиф Сталин был не прав, когда на одном из произведений А.Платонова, прочитав его, красным карандашом отметил писателя – «Подлец»!? Про Михаила Бычкова подробно напишу в следующем материале, сейчас о Театре Оперы и Балета. Так вот, натравили на Игоря Непомнящего известного в театральных кругах Эдика Боякова с его многомиллионным бюджетным докладом, «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». Цель этого доклада была — уничтожение воронежской культуры, её традиций и восприятия. Отчасти, цель была достигнута, но не до конца.

И «пошла» писать губерния, мы все это в подробностях помним. Заставили-таки Игоря Михайловича уйти в отставку.  Потому-что человек занимал принципиальную, государственную позицию, не позволял  разворовывать бюджетные средства! За спиной Алексея Гордеева стояла всегда невидимой, в тени, Татьяна Гордеева.

Господин Бычков был впереди планеты всей. Он и в Президентский совет по культуре втиснулся, и почему-то, из бюджета федерального, как музыкальный театр, ухитрялся получать финансовые вливания, а наш Театр Оперы и Балета «пролетал» мимо жирного куска (в Театре работает более 600 сотрудников). Путём долгих перестановок в директорском кресле  на горизонте появился, для начала, художественный руководитель Александр Литягин. Не будем касаться его профессиональных достижений, достаточно того, как его оценил в своё время Владимир Васильев, народный артист СССР. На просмотрах к постановке «Балетные шедевры в оперной классике», он Александра Литягина забраковал, как не состоятельного, в профессиональном смысле, артиста. Это не помешало Александру Александровичу завесить своими фотографиями первый этаж фойе театра. Остальные солисты удостоились по одной фото-карточке.

Литягин очень любит денежные вливания в себя (другим-то они ни к чему). Ещё он всегда грезил стать Лауреатом какого-нибудь международного балетного конкурса. Жюри не лаптем щи хлебало, вовремя ему делали от ворот поворот! И вот, Александр Литягин возмечтал присесть в директорское кресло театра. Он примерился к нему, даже, в кабинете, почувствовал уверенность, вальяжность. Начал с сотрудниками общаться через губу, не принимать никого в кабинете. Недавний пример с попыткой недопущения в проходную театра ведущих артистов по какой-то надуманной причине, едва не закончился грандиозным скандалом!

На показе спектакля в Москве на «Золотой маске» ему дали подзатыльник их театральные критики. Ещё Александр Литягин взял в моду приглашать на постановки каких-то режиссёров на 1-2 спектакля  за бешенные государственные гонорары, шить костюмы в Москве и декорации. На коррумпированные схемы смахивают гастроли театра во Францию, организованные Литягиным и выплатой артистам из кармана гонораров. Получал ли Воронежский Театр Оперы и Балета с этих гастролей?! А, то, как любили в этом обвинять, в своё время, Игоря Михайловича Непомнящего?!

Он, Александр Литягин, всё время «ищет» новые постановки, балетные перфомансы ставит. Своих успешных, классических постановок ему мало?

К нему давно присматривается Михаил Бычков, Мария Мазур, Михаил Носырев, Алексей Гордеев. Надёжен ли их протеже, можно ли с ним иметь в будущем дело? И Александр Литягин всячески старается оправдать доверие.  Как отмечают его коллеги по театру:

Он сам не знает, что будет в театре завтра, каковы перспективы развития Воронежского Государственного Театра Оперы и Балета?!

Сегодня, в условиях военных действий на Украине и того, что некоторые деятели культуры ведут себя подобно изменникам Родины, обрушиваясь с критикой на президента страны, позиция любого человека, тем более имеющего авторитет в области культуры, являющегося опорой государства, президента и народа, важна как никогда. Владимир Владимирович Путин и все мы нуждаемся в людях преданных, профессионально состоятельных и честных. Карьерного типа личности, приноровившиеся растаскивать по карманам государственные деньги и делать карьеру любой ценой, не могут (и не должны) оставаться руководителями любого уровня.

А Кресло под Михаилом Бычковым зашаталось. Кто будет следующий?

Публикацию подготовил Сергей Ольденбургский.