15 июля 1841 года в городе Пятигорске был ликвидирован офицер русской армии, известнейший поэт России, Михаил Юрьевич Лермонтов.  Ликвидация была оформлена под дуэль двух офицеров, двух друзей: майора Мартынова Н.С. и поручика Лермонтова М.Ю.

 

В биографии М.Ю. Лермонтова есть много «темных пятен». Одно из них, отношение Николая I к своему офицеру и талантливейшему поэту.

В начале августа 1841 года императору  Николаю  I доложили о гибели на Кавказе поручика М.Ю. Лермонтова. На Кавказе шла многолетняя война с горскими бандформированиями. Гибли солдаты, офицеры, генералы. Императора интересовали только цифры потерь. Здесь же, об убийстве поручика Лермонтова М.Ю., было доложено непосредственно Верховному главнокомандующему.

Как писал в воспоминаниях Бартенев П.И., (со слов княгини М.А. Воронцовой, бывшей замужем за родственником Лермонтова А. Г. Столыпиным),  «Государь по окончании литургии, войдя во внутренние покои кушать чай со своими, громко сказал: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке — собаке собачья смерть!» Сидевшая за чаем великая княгиня Мария Павловна… отнеслась к этим словам с горьким укором. Государь внял сестре своей… и, вошедши назад в комнату перед церковью, где еще оставались бывшие у богослужения лица, сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Памятная доска, установленная на пр.Революции в Воронеже

Никто из современников и последующих исследователей даже не попытался понять причину  негативного отношения императора Всея Руси Николая I к безвинно павшему поручику Лермонтову М.Ю.  Поручик храбро воевал на Кавказе с бандформированиями имама Шамиля. Командиры войсковых частей и группировок войск неоднократно направляли на имя Верховного главнокомандующего представления о награждениях Лермонтова М.Ю. Ни одно представление царь не подписал. А теперь еще и такой отзыв…

В условиях Самодержавия воля императора, закон для подданных. А потому подданные принялись усердно поливать грязью человека, равного по таланту которому никого не было в России

Никто из современников не рискнул, по «горячим следам», взяться за изучение биографии Лермонтова М. Ю.  Как писал Е. Гусляров, «Император Николай I имел какие-то тайные, до сей поры не до конца выясненные причины весьма неприязненно относиться к самому имени Лермонтова, потому упоминать его, особенно печатно, не осмеливались, да и цензура не пропускала».  Вот почему «первые воспоминания о великом поэте появились в печати почти через полвека после его гибели».

«Современники», «свидетели», «очевидцы», биографы и пр. столько нанесли грязи на могилу и имя Михаила  Юрьевича Лермонтова, что до сих пор никто не сумел разобраться, где правда, где ложь.

Бюст М.Ю.Лермонтова, установленный в Репном в 2015 году

В 1837 году Французское посольство руками француза Дантеса ликвидировало великого А.С. Пушкина.  Осенью 1839 года  Французское посольство  приступило к подготовке операции по ликвидации М.Ю.  От имени Французского  посла П. де Баранта  задание  на тестирование Лермонтова получил русский писатель А.И. Тургенев. Сам Тургенев А.И. оставил многочисленные записи о «работе с Лермонтовым» в этот период.

     2 января1840 года  поручик,  Лермонтов был приглашен на бал во французское посольство. Здесь у него состоялось личное знакомство с сыном посла, Эрнестом де Барантом. Ибо, по дуэльному кодексу, вызывать на дуэль можно было только знакомых людей.

16 февраля французы пригласили Лермонтова на бал в особняке у графини де Лаваль, где преимущественно собирались представители французской диаспоры. Сын французского посла Э. де Барант, пользуясь знакомством с Лермонтовым, вызвал его на дуэль.  Конфликт был хорошо срежиссирован. Из представителей русской светской публики был, судя по- всему, только А. Столыпин (Монго). В противном случае информация о конфликте и о вызове на дуэль поручика Лермонтова пошла бы моментально гулять по столице. Столыпин стал секундантом Лермонтова; хотя дуэльный кодекс запрещал родственникам становиться секундантами.

Дуэль состоялась в воскресенье  18 февраля, в  12 часов дня,  за Черной речкой на Парголовской дороге. Дуэль строилась на том, что сын посла, барон Э. де Барант отменно владеет шпагой. А. Столыпин, не знавший биографию своего племянника, ввел французов в заблуждение. Он сказал, что Лермонтов,  как кавалерийский офицер, в совершенстве владеет саблей, но не держал в руках шпагу. На дуэли Лермонтову дали шпагу.

Французы просчитали, что пока Лермонтов будет махать шпагой, как саблей, Эрнест де Барант проткнет его ударом шпаги. Французское посольство было уверено в том, что сын посла, барон Эрнест де Барант, сумеет ударом шпаги замертво уложить русского поручика. В крайнем случае, тяжело ранит  его. Отсутствие доктора на месте дуэли и удаленность от населенного пункта  гарантировали  смерть Лермонтова, от потери крови.

Книга Н.Д.Литвинова, изданная в Пятигорске

Столыпин А. был моложе от Лермонтова на два года. Он не знал биографии своего родственника. В 1828 году  бабушка Е.А. Арсеньева привезла 14- летнего Мишеля в Москву, учиться в Московском университетском благородном пансионе. Здесь она наняла ему гувернера, бывшего капитана наполеоновской гвардии Жан-Пьер Келлет – Жандро. В течение года бывший капитан ежедневно обучал Мишеля Лермонтова драться на шпагах и кинжалах.  Поэтому, едва Эрнест скрестил шпагу с Лермонтовым, он понял,  перед ним профессионал, владеющий не дуэльной, а  боевой шпагой. Вот почему он «нападал вяло», он боялся нарваться на смертельный укол. Поручик Лермонтов М.Ю. мог ударом шпаги отправить самонадеянного француза на тот свет. У француза  с перепугу затряслись руки, и он не смог пристрелить Лермонтова из пистолета, практически, в упор…

Виновником дуэли сделали Лермонтова.

13 апреля 1840 года Николай I написал резолюцию по делу  Лермонтова: «Поручика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином…».

         Перед выездом на Кавказ М.Ю. Лермонтов, невольно, «опустил» начальника III Отделения графа Бенкендорфа.

В это время решался вопрос о назначении Э. де Баранта секретарем Французского посольства. МИД Франции потребовал объяснений об участии Э. де Баранта в дуэли с Лермонтовым.  Французский посол обратился к начальнику спецслужбы империи с просьбой, чтобы поручик Лермонтов взял вину на себя. Понятно, что бесплатно такие дела не решаются. По сути дела, Французский посол подставлялся под вербовку русской спецслужбой. Заодно, он «сдавал» русским и своего сына Эрнеста, который мог стать перспективным  французским  дипломатом.

Граф Бенкендорф велел поручику написать покаянное письмо Баранту,  с признанием своей вины.  Лермонтов отказался, своей честью, спасать француза и обеспечивать ему карьеру в посольском ведомстве.

Тем самым он сорвал вербовку Французского посла П. де Баранта и его сына, Э. де Баранта, спецслужбой России. Понятно, что такие поступки не прощаются.

 Лермонтов успешно воевал на Кавказе весь 1840-й год.

В начале 1841 года он прибыл в С. Петербург в отпуск, с надеждой на отставку. Отставку не дали. Около 11 апреля дежурный генерал Главного штаба граф П. А. Клейнмихель вызвал Лермонтова,  в резкой форме потребовал в 48 часов покинуть столицу и выехать на Кавказ,  в Тенгинский пехотный полк. Как потом выяснилось, это было сделано во исполнение указания начальника спецслужбы графа А.Х. Бенкендорфа.

А далее, началась спецоперация по ликвидации Лермонтова. На сей раз, жандармами и агентурой III Отделения.

На Кавказ срочно выехал жандармский  подполковник  Кушинникова..

26 – 27 апреля 1841 года Лермонтов и Столыпин выехали из Тулы, в Воронеж. В Воронеже они находились с 27 апреля по 2 мая 1841 года. В Воронеже они остановились «в гостинице Евлаховой». Посетили собор, в котором покоились мощи святого Митрофания Воронежского, заказали молебен.

Затем они  свернули с маршрута и заехали в Мценский уезд Орловской губернии, к М.П. Глебову.

Лермонтов выехал из Москвы 23 апреля, а прибыл в Ставрополь 9 мая. Итого в пути 16 дней, хотя всегда эта дорога занимала неделю.

9 мая 1841 года. А. А. Столыпин и Лермонтов прибыли в Ставрополь.

10 мая 1841 года Лермонтову М.Ю. была выдана «подорожная за №709»; «от города Ставрополя до  крепости Темир- Хан- Шуры».

11 мая 1841 года Лермонтов и Столыпин, покинув Ставрополь, выехали в крепость Темир- Хан- Шура.

А вот здесь появляется новое лицо, которое изменило судьбу Лермонтова М.Ю.: «ремонтер  Борисоглебского уланского полка П. Магденко». После встречи с которым  Лермонтов, и  Столыпин  самовольно меняют маршрут движения и едут  в Пятигорск.

 Ремонтер, это скупщик лошадей для войсковых частей. Все вооруженные силы передвигались на лошадях, которые регулярно выходили из строя. Замена лошадей требовала  ежегодно многих тысяч лошадей для «ремонта»  конского поголовья войсковых частей.  Подбор и закупку лошадей  для войсковых частей производили особые офицеры,  «ремонтеры». Как правило, в роли ремонтеров выступали опытные офицеры- кавалеристы. Здесь же «ремонтеру» было только 24 года. Он ехал на Кавказ за лошадьми из того района Украины, где были свои конезаводы и рынки лошадей.

Ремонтер Борисоглебского  уланского  полка Магденко встретил Лермонтова и Столыпина в придорожной гостинице г. Георгиевска. Каким –то образом он убедил Лермонтова отказаться от поездки в Темир-хан- Шуру, и выехать в Пятигорск. Куда они и прибыли втроем 13 мая 1841 года.

Лермонтов, воспользовавшись случаем, принялся лечиться и принимать водные процедуры. В конце мая 1841 года А. А. Столыпин и Лермонтов сняли в Пятигорске дом у капитана В. И. Чилаева. То ли «по счастливой случайности», то ли в соответствии с оперативной комбинацией подполковника корпуса жандармов Кушинникова, но, в  соседних домах остановились М. П. Глебов, А. И. Васильчиков, С. В. Трубецкой и Н. С. Мартынов. Все- участники предстоящей дуэли.  Незадолго до этого майор Мартынов был уволен из вооруженных сил за экстремизм: он перевел на русский язык стихотворение певца французской революции Андре Шенье. Запрещенного в России.

 Мартынов не уезжал с Кавказа.  Он надеялся восстановиться на службе в вооруженных силах. Ему было совершенно не до конфликтов с кем либо, а тем более, для дуэли. Участие в дуэли полностью закрывало для него надежду на восстановление.

        Из Тифлиса в Пятигорск прибыл поэт М. В. Дмитревский, который познакомился с Лермонтовым М.Ю.

12 июля Лермонтов снялся с воинского учета в Пятигорске, чтобы ехать к месту службы. Оставшийся курс лечения минеральными ваннами Лермонтов проходил в Железноводске, где жил на съемной квартире.

15 июля рано утром, в Железноводск, к Лермонтову прибыли незваные гости: две женщины, Е. Г. Быховец и Обыденная, а также, верхом на лошадях, юнкер А. П. Бенкендорф,  поэт М. В. Дмитриевский и майор Л. С. Пушкин. Они вытащили Лермонтова в придорожное кафе, в немецкой колонии Каррас, которая называлась Шотландка. Судя по- всему, сидение было длительным.

Ближе к вечеру  Лермонтов и поэт Дмитриевский выехали из Карраса, на дрожках, в сторону Пятигорска. Куда Дмитриевский дел свою лошадь, и почему ехал в Пятигорск на дрожках, неизвестно. В это время у горы Машук собрались все лица, причастные к дуэли. Поэт Дмитриевский передал Лермонтова, около горы Машук,  офицерам, а сам поехал в Пятигорск. В это время разжалованный майор Мартынов лежал под деревом, на своей знаменитой черкеске.

     А.Столыпин, верхом на лошади, подъехал к Лермонтову и выстрелил ему в левой бок. Вот почему, по словам князя   А. Васильчикова, у Лермонтова  «в правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие».

  Выражение: «в правом боку дымилась рана»,- говорит о том, что это было выходное отверстие. На выходе пуля всегда вырывает из тела клок плоти. Входное отверстие пули всегда маленькое, соответствующее диаметру пули. Выражение о том, что «в левом -сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие», говорит о наличии входного отверстия с левой стороны. Пуля убийцы,  войдя в тело в районе сердца, вышла в районе правого подреберья  под углом сверху вниз примерно в 45 — 50 градусов. Между тем, по версии следствия, поручик Лермонтов стоял, повернувшись к Мартынову, именно правым боком.

     Убийство поручика М.Ю. Лермонтова оформили, как дуэль с Мартыновым.  Разжалованного майора Мартынова никто не спрашивал о согласии. В истории он так и остается убийцей  Лермонтова М.Ю.

   Биография М.Ю. Лермонтова требует внимательнейшего прочтения.

         Лермонтов неоднократно посещал наш город.  Воронеж лежал на трассе Москва -Кавказ, Лермонтов неоднократно бывал в Воронеже, по пути на Кавказ и по возвращении с Кавказа. Во- время своей последней поездки на Кавказ Лермонтов провел в Воронеже с 27 апреля по 2 мая 1841 года.  По всей России Лермонтову поставлены памятники. По непонятной причине, в Воронеже нет памятника Лермонтову.

    Уважаемые воронежцы! Давайте сделаем в Воронеже народный литературно – исторический музей великого человека России: поэта, писателя, офицера Михаила Юрьевича Лермонтова.

   С предложениями о поддержке инициативы можно обратиться на почту: ndlitvinov49@mail.ru

     Литвинов Н.Д. Доктор юридических наук. Писатель.

      Гостев Р.Г.  Доктор исторических наук. Профессор.