Обращение бывшего директора воронежской Оперы Игоря Непомнящего к губернатору Александру Гусеву

Уважаемый Александр Викторович! Обращаюсь к вам в связи со сложившейся ситуацией вокруг Воронежского государственного (подчеркиваю: государственного) театра оперы и балета.

Меня — как человека, прослужившего в театре 40 лет, из которых почти 26 лет я являлся его директором, — не может не волновать судьба здания театра. Допускаю, что после проведения технических и строительных заключений, выслушав мнение архитекторов, краеведов, историков, а, не прислушиваясь к рекомендациям людей, которые мало что смыслят в таком сложном вопросе, мы и придем к тому, что, может, и стоит ставить вопрос о сносе основополагающего учреждения культуры целого региона. Но здесь должны быть такие веские причины, такие аргументы и факты, после которых у людей не должно остаться не малейшего сомнения в правильности принятого решения.

По моему мнению, культура и искусство нашей страны принадлежат народу, создавались народом, помогали в борьбе с многочисленными врагами нашей Родины. Поэтому при принятии какого-либо решения волеизъявление хотя бы жителей нашего региона должно учитываться.

В нашей стране существует целое министерство, отвечающее за развитие культуры. 2019 год объявлен Годом театра. Президент нашей страны призывает всех чиновников, отвечающих за культурное направление, уделить особое внимание классическому искусству, сохранять и развивать нашу традиционную культуру. Во всем мире всегда был спрос на наш балет, оперу, симфонический оркестр, хоровые коллективы, и очень вырос спрос на наших специалистов-преподавателей, методистов и т.д. А у нас в городе, где масса специализированных учебных заведений, в которых они могли бы работать и передавать свой многолетний опыт, они, как правило, никому не нужны. Предпочтение отдается тем, кто подстраивается под ситуацию, поддакивает вышестоящему руководству, идет на поводу у интересов бизнеса и не думает о том, что будет завтра. У меня есть факты, примеры, доводы, которые, на мой взгляд, должны обсуждаться не в медийном пространстве, а непосредственно с руководителями области и города. Больше всего меня возмущает тот факт, что при скандале, который разразился вокруг ситуации с Театром оперы и балета, ни один чиновник не подумал о людях, работающих в культурном учреждении. Не задумался, к чему впоследствии могут привести необдуманные заявления. А привести они могут к тому, что мы потеряем не только здание театра, но и труппу театра, которая абсолютно вся состоит из профессионалов, так как свою профессию они начинают получать с самого детства.

Ситуация может привести к дискредитации не только местной, но и федеральной власти, что в нынешней ситуации, сложившиеся вокруг нашей страны, не только не желательно, но и не допустимо. Либерально настроенные силы чего-то подобного и ждут. Я пишу про либералов не просто так. Поверьте мне…

Хочу подчеркнуть, что да, культура является дотационным направлением и никогда не будет самостоятельно зарабатывать огромные деньги, но не менее важное, а может, и самое главное направление культуры — воспитание подрастающего поколения, которое в будущем станет: врачами, учителями, офицерами, рабочими, учеными. Некоторые из ребят будут возглавлять целый отрасли, отстаивать интересы нашей страны и народа. Многие люди все понимают и, наверное, поэтому бьются за сохранение нашего национального достояния, а театр является национальным достоянием России.

Теперь по существу. В бытность губернатора Владимира Кулакова были выделены деньги на обследование и проектно-сметную документацию по реконструкции театра. В тот момент все признавали, что театр сносить не надо и все сходились во мнении, что надо сохранить исторический облик здания, внеся некоторые коррективы. Но, по-моему, приоритетной — и самой трудной задачей — является сохранение людского ресурса, то есть труппы театра. Я смог тогда убедить руководство области и руководство управления культуры в том, что если распустить труппу хотя бы на год или предоставить условия, не отвечающие условиям профессиональной деятельности и развития творческого потенциала артиста, то мы потеряем труппу навсегда. Собрать новую труппу в нынешних условиях будет невозможно. Руководством Воронежской области в тот момент был поставлен вопрос о поиске подходящей площадки для переезда труппы на время реконструкции театра. Одновременно была поставлена задача организации и проведении ежегодных зарубежных гастролей балетной труппы с целью как можно больше задействовать артистов по профилю на время реконструкции здания театра. Мною был заключен контракт на проведения ежегодных двухмесячных гастролей балетной труппы сроком на пять лет. Хочу отметить наиважнейший факт, который заключается в том, что тогда существовал диалог между губернатором, управлением культуры, театром и обществом.

Было рассмотрено несколько вариантов. Самым подходящим, который хотя бы частично удовлетворял потребности театра, — оказалось здание нового драматического театра при условии снятия двух первых рядов в зрительном зале для размещения оркестра. Сопоставляю вышесказанное с нынешней ситуацией и вижу, что сегодня нет никакой конкретики о том, куда будут переведены мощности театра, где будут храниться декорации, костюмы, реквизит, музыкальные инструменты, дорогостоящие раритетные люстры, а самое главное — никто не поднимает конкретных вопросов о людях — работниках театра. Им бы хотелось знать: где они будут? Кем они будут во время строительных работ?

Добавлю, что мною в свое время было написано заявление в правоохранительные органы и письмо губернатору Алексею Гордееву о ситуации с бывшим новым зданием драмтеатра, ныне Концертном залом. Вспомню также знаменитый доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», авторами которого частично являлись граждане других государств: они рекомендовали подумать о целесообразности наличия в нашем регионе оперного театра со стационарной труппой, не имеющего акустики, присущей оперным театром. Таким образом, можно сделать однозначные выводы о том, что судьба национального достояния России, единственного в регионе театра, на тот момент входившего в пятерку лучших оперных театров страны по показателям своей деятельности, при том, что по финансированию он был на одном из самых последних мест, была предрешена и выражалась в двух тезисах: упразднение и снос.

Здесь же хочу отметить бездействие и равнодушие, а может быть, и сговор людей, отвечающих за культуру в тот момент, когда театр растаптывали и поливали грязью с помощью «Воронежского пульса». Приведу один пример. Чтобы доказать несостоятельность высказываний доклада и остановить дискредитацию театра, я обратился в письменном виде — с регистрацией своего заявления — в департамент культуры с просьбой о выделении 120 тыс. рублей («Воронежский пульс» обошелся в 7 миллионов) для проведения акустической экспертизы. Мне было отказано. Тогда я за свои личные деньги все-таки провел экспертизу, в результате которой был сделан вывод о том, что акустика Воронежского государственного театра оперы и балета сопоставима по своим характеристикам с Большим Концертным залом Московской имени Государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Заключение экспертизы мною было обнародовано. Тем не менее в угоду тем силам, которые лоббируют идею о сносе театра, безапелляционно и нагло во всеуслышание заявляется о плохой акустике театра, вносится раздор в мнение людей. Некоторые господа уже договорились до того, что оркестровые ямы мешают прохождению звука в зрительный зал. Причем заявления делаются не пациентами психиатрических больниц, не первобытными людьми, а вполне себе успешными профессионалами в области театрального искусства и даже входящими во всяческие советы. Идет целенаправленное дискредитация культурного учреждения с целью его уничтожения. Параллельно идет завуалированное уничтожение профильных учебных заведений нашего города.

Поясню, почему завуалированное. Разговор вокруг театра о его то ли ремонте, то ли сносе, то ли реконструкции раздувается очень давно. Еще раз упомяну «Воронежский пульс» с его рекомендациями о ненужности стационарной труппы после постройки нового здания театра с непонятным статусом. Поэтому дети, поступившие в учебное заведение в то время или незадолго до него и их родители, видя неопределенность с будущим театра, еще до выпуска начинают искать работу в других городах.

Также мы видим очень настораживающий факт сокращения количества выпускников классического отделения Воронежского хореографического училища (например, в 2019-м выпускаются только две девочки, в прошлом и позапрошлых годах выпускалось всего по шесть человек). Также мы видим, что сокращаются наборы детей в хореографическое училище по причине резкого спада престижа профессии и неопределенности трудоустройства. Хотя в недалеком прошлом был конкурс десять человек на место. (Плюс множество других проблем, которые не обсуждаются публично). Все, о чем я пишу, может показаться незначительным. Некоторые могут обвинить меня в преувеличении ситуации, но ситуация катастрофическая на самом деле, и мы имеем дело, как говорят в народе, «Два в одном: сращивание людей, для которых деньги — сила, и людей, которые ненавидят нашу страну». То что я изложил выше, лишь малая часть того что есть на самом деле…

В связи с тем, что ко мне за последнее время обратилось много журналистов, работников театра, людей, не работающих в сфере культуры, а также некоторые должностные лица, я пришел к выводу, что судьба нашего театра небезразлична очень многим. Переговорив с профессионалами в области архитектуры, строительства, проектирования, я понял, что создаваемые мифы о невозможности реконструкции, расширения площадей, оснащения театра современным оборудованием без сноса существующего здания и постройки нового здания — не просто миф. Его тиражирование приведет к увеличению затрат как минимум в полтора-два раза. Те же люди готовы произвести экспертизу, сделать проект — с расширением мощностей театра, с максимальным сохранение исторического облика здания. Но все говорят о самом здании, забывая о подсобном корпусе, что тоже является огромной проблемой.

Что касается культуры в нашем регионе в целом. За красивой вывеской отчетов и показателей складывается не самая благоприятная ситуация. С оттоком кадров и не пополнением их молодым поколением мы в течение пяти-семи лет останемся с пустыми, красивыми современными зданиями, с учебными заведениями без педагогов, с фестивалями, в которых будем видеть только заезжих артистов из других стран, навязывающим нам свою культуру и свои ценности. А самое главное — мы останемся без прошлого и у нас не будет будущего.

Уважаемый Александр Викторович! Я понимаю, что у руководителя такого ранга, как вы, масса других проблем и забот помимо проблем, связанных с театром и культурой, тем более в такой непростой для страны момент. Понимаю, что на вас оказывается определенное давление и лежит большая ответственность в связи с ситуацией вокруг театра и культуры в нашем регионе, но хочу вас уверить, что есть люди (настоящие профессионалы в различных сферах деятельности), болеющие за происходящее, которые готовы объединить свои усилия и комплексно подойти к решению проблем, связанных с театром.

Поэтому у меня к вам один-единственный вопрос. Готовы ли вы выслушать их мнения, инициировать и поддержать при областном правительстве создание рабочей группы, которая займется выработкой комплексного управленческого решения по сложившейся ситуации?

Игорь Непомнящий, Заслуженный артист РФ

Пресс-конференция Анатолия Петровича Бородецкого в поддержку Воронежского Театра Оперы и балета

Смотреть видео пресс-конференции:

Первоначальный проект Воронежского Театра Оперы и балета (из книги Н.В.Троицкого)

Официальное обращение Сергея Соболева по ситуации в Воронежском Театре Оперы и балета

Обращение редактора интернет-газеты «Культура-Воронежа.Ру» Сергея Георгиевича Соболева к губернатору Александру Викторовичу Гусеву и руководителю Департамента культуры Воронежской области Эмилии Александровне Сухачевой.

Уважаемый Александр Викторович! Обращаюсь к Вам в связи со сложившейся ситуацией вокруг Воронежского Государственного Театра Оперы и балета.

Существующая мировая практика выхода из кризиса действующей власти, показывает, что если государственные деятели не получают доверия избирателей по той или иной причине, то они добровольно подают в отставку!

В этой связи, предлагаю:

  1. Эмилии Александровне Сухачевой по собственной инициативе и, как лицу, потерявшему доверие культурной общественности Воронежа, подать в отставку с поста руководителя Департамета культуры Воронежской области!
  2. Правительству Воронежской области объявить конкурс на замещение должности руководителя Департамента культуры Воронежской области.
  3. Прошу Вас, Александр Викторович, восстановить справедливость 2013 года в отношении Игоря Михайловича Непомнящего и вернуть его в Воронежский Театр Оперы и балета на время реконструкции в должности Художественного руководителя.

Честь имею, Сергей Соболев!

Видео и фото: Сергея Соболева

 

Обращение бывшего директора воронежской Оперы Игоря Непомнящего: 139 комментариев

  1. Архитектор, дизайнер Звягина Галина Сергеевна:

    Благодарю Игоря Михайловича Непомнящего за ясную гражданскую позицию по отношению к Воронежскому театру оперы и балета и к его труппе!!! Подписываюсь под этим обращением, выражающим ответственное отношение с вопросам культуры в целом, общественной жизни нашего города, к профессии и жизни артистов Воронежского театра.
    Не могу согласиться только с одним пунктом обращения, где, упоминается о фестивалях, цитата: «в которых будем видеть только заезжих артистов из других стран, навязывающим нам свою культуру и свои ценности». О творчестве артистов из других стран современные и образованные жители Воронежа будут судить в соответствии со своей свободной волей и внутренней культурой. Здесь деятели искусств должны доверять гражданам и современным законам, позволяющим видеть и самостоятельно делать выводы об увиденном.
    А требования обращения стоит конкретизировать:
    1. Администрации города и области, представителям законной власти и конкретно к Александру Викторовичу Гусеву организовать ответственное отражение в СМИ хода вопроса по Театру оперы и балета, предпринятых мерах на всех уровнях для сохранения здания и труппы театра.
    2. Обнародовать в СМИ конкретные выводы теоретиков и практиков в области архитектуры, о состоянии здания, о важности здания театра в историческом облике города Воронежа, о проведенных конкурсах по данному вопросу и о предлагаемых вариантах реконструкции здания.

  2. Уведомление: ทีเด็ดฟุตบอล

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.