Этот очень интересный санаторий о котором мало известно в Воронежской области и первоначально он был открыт в Хреновом для лечения от туберкулёза с 1897 года. Выстроенный тогда из дерева в лесу под «Слободой» в селе Хреновом, что в Бобровском уезде он удачно лечил туберкулёз и сосновым воздухом, и конечно же кумысом. Сегодня эти здания безвозвратно утеряны. А те, что остались, уже не подлежат восстановлению. Дерево и время делают своё дело.
Приехал я вместе с профессором ВГУИТ Шаховым С.В. не только для лечения, но и в связи со сбором информации о кумысе, о конском заводе.
Врачи, обслуживающие всех прибывающих по санаторным путёвкам проявляют высокий профессиональный опыт и внимание к людям пожилого, пенсионного возраста. Они делают всё, чтобы создать им максимальный комфорт. Продуманное ежедневное меню питания способствует излечению в течении двадцати четырёх суток. Спортивная физкультура и прогулки по свежему лесному воздуху способствует только этому. Особый приём ежедневного кумыса, произведённого из конского молока выгодно отличает этот санаторий от всех санаториев России.Этот кумыс несёт в себе антибиотики, которые убивают не только туберкулёзные бактерии, но и многие иные бактерии, способствующие укреплению здоровья. Кумыс употребляют все клиенты санатория и с большим удовольствием его пьют. Не было случая, чтобы кто-либо от него отказался в санатории. Клиенты с огромным удовольствием его принимают на протяжении всего курса лечения. И очень жаль, что кумыс доступен только в отдельно взятом санатории.
Особое и трепетное отношение к животным в санатории. Руководство санатория не против того, чтобы кошечек и собачек подкармливали отдыхающие. Единственное о чём просят, чтобы соблюдали санитарные нормы, прикармливая животных. У автора этих строк возникло небольшое желание написать скромное эссе жизни животных в санатории.
«Престарелый ёжик Вася ближе к вечеру одного из лечебных санаториев вышел из своего укрытия, чтобы насытится тем, что для него вынесли из столовой отдыхающие в санатории люди и поправляющие там своё здоровье. Эта процедура наблюдалась многие годы и стала обыденным делом не только для него, но и его давней подружке ежихе Вале, матери его потомства, а так же для котов и многочисленных собачек, живущих тут же вокруг санатория. Ёжик Вася был достаточно агрессивен и не давался в руки никому, злобно шипел, ощетинивался своими иглами. Он был в той поре, кода ему приходилось защищать ежат от прикосновения руками чужим человеком. Вот и сегодня ближе к вечеру Вася уплетал варёную картошку с мясом, принесённую сердобольными постояльцами санатория.
-Какая же это прелесть варёная картошка с отпаренным мясом,- мечтательно думал наш герой. Рядом уплетала гречку с мясом ежиха Валя рыжего соцветия, мать всех ежат, рождённых ещё в начале лета. Она тоже была довольна этой процедурой кормления. В отличии от самца ежиха была добродушна и очень спокойна. Она давала себя подержать в руках всем, но на всякий случай сворачивалась в клубок игольчатой шубы. Вокруг них носились котята и коты массово обитающих в санатории и обильно подкармливаемых пожилыми старушками, проходящих все лечебные процедуры санатория. Чуть поодаль от них питались из принесённой посуды собачки: Жучки, Шарики и Тузики.. недалеко прогуливалась лошадка Калинка. Ей перепадал целый пакет с хлебом недоеденный после обедов и ужинов обитателями санатория. Ёжик Вася с отвращением наблюдал за развалами бутылок из под спиртного у забора перегораживающего советский недострой 80-х годов прошлого столетия и выпитыми «лечащимися» престарелыми мужиками перед вечерними танцами с «невестами» санатория. Если бы он мог говорить, Вася прокричал бы этим мужикам
— Вы сюда лечиться приехали или окончательно гробить своё здоровье, дебилы!? Но этого он не мог прокричать и потому мужики пили, потом они шли на вечерние танцы , неуклюже двигались на них и приглашали «девочек» на прощальные «па» под советские песни их молодости и уходящего времени. За окном шла война где-то на Украине, гибли наши ребята, в санатории, между тем, плели сети маскировочные для фронта. Наши животные жили обычной жизнью в санатории, хорошо питались с казённого стола и взращивали потомство.»
Сергей Ольденбургский. Фотографии автора.
Ещё на что я обратил внимание, на эту памятную доску в санатории. Затем я нашел и водонапорную башню — итог изыскания Андрея Платонова. Он здесь был, но сам не воспользовался санаторием, умер от туберкулёза, заразившись в 1951 году в г.Москва.
В санатории побывал, остановившись, как в гостинице в 70-е годы прошлого столетия Народный артист СССР Вячеслав Тихонов, известный многим по своим замечательным ролям в советском кино.
В заключении моего пребывания здесь у меня была возможность продемонстрировать свою книгу и фильм, изготовленный по книге «Солдаты наши меньшие».
В целом, клиенты санатория все остаются благодарны персоналу и обязательно планируют его посетить в будущем.
Смотреть все фотографии здесь: https://vk.com/album701006747_302383397 или здесь:https://ok.ru/profile/585737448887/album/985536016823
Сергей Ольденбургский. Фотографии автора.