Изготовитель куполов «Союз мастеров»

«Союз мастеров» — это возможность применения разнообразных вариантов изготовления куполов, которые базируются на знаниях и умениях мастеров разных школ. Это дополнительный диапазон возможностей, позволяющий провести индивидуальный анализ художественной ценности как изделия в целом, так и каждой детали храма. А также применить оптимальный вариант работы, так как используются умения и знания определенного мастера, технологии которого лучше подходят. Здесь также важны технические, материальные и другие немаловажные условия и возможности заказчика.

Глубоко индивидуальный подход позволяет создать неповторимые черты («лицо» храма), а не только наличие куполов по типу: «В соседнем селе купола из дорого материала — голубые. И нам такие же».

Еще одна важная задача — поиск, сохранение, передача мастерства (а это не просто). У каждого мастера свой подход к делу. Кто-то больше работает над формой купола, барабана, создавая цельную композицию. Кто-то создает более интересный дизайн, использую объемные элементы, узоры, различные геометрические фигуры покрытия, то есть создает неповторимый образ.

Такой подход позволяет при минимальных затратах получить максимально качественный уровень работ, так как нет иных обременений: от начала до завершения работа выполняется одним человеком, который отвечает за все. Если более подробно дизайн цветовой гаммы, формы, деталировки, способа очередности постановки барабана, купола креста, эксплуатация кровли в дальнейшем. При этом приходится учитывать технические возможности: где-то есть кран, вышка, где-то затруднен подъезд габаритной техники, где-то не хватает высоты подъема, и крест приходится ставить вручную. В этих случаях без смекалки, продуманности последствий и очередности каждого действия не обойтись. Все это продумывается с самого начала и не укоснительно должно выполняться, в противном случае произойдет значительное техническое удорожание.

И все такие главное — это умение выразить, то есть создать именно художественный образ, ведь не просто так в допетровские времена изготовление куполов считалось не ремеслом, а видом искусства. Об этом нельзя забывать, но многие этим пренебрегают и теряется художественная ценность строительства куполов.

Опыт нашей работы востребован не только при строительстве церквей. Купольные кровли сейчас используются при строительстве элитных домов и иных объектов. Нам приходилось перестраивать пивзавод под дворец 17 века. Сложность заключалась вне стандартности объекта, все параметры зашкаливали: размер, высота, вес, многофункциональность (здесь планируется проведение свадеб, банкетов…). Почти все детали, узлы продумывались, согласовывались с проекторами и изготавливались на месте. Это позволило не выйти за пределы согласованной сметы. Впрочем, мы отклонились, хотя из вышесказанного можно сделать вывод: фактор человеческой личности как творца определенных ценностей во все времена был решающим. К сожалению, сегодня люди мало знакомы с основой христианской цивилизации.

«Жертва Креста Христова» не совсем понятна и вознесение креста на купол вызывает мало трепета в сердцах. Целенаправленная попытка донести смысл через эстетически-художественное видение, а не через оригинально-креативное, может быть полезна понята.
К сожалению, в тенденциях современного куполостроения прослеживается иной подход: стандартизация изделий для постановки на поток, наиболее выгодных в экономическом плане форм, материалов, отсутствие дизайна мелких деталей, основная задача которых состоит в том, чтобы выгодно подчеркнуть форму и адаптировать для восприятия человеком в наиболее ярком, художественном ракурсе. Акцентируя внимание игрой светотени, цвета, используя свойства материалов, эффект угловых отклонений геометрических фигур и свойств человеческого глаза, имеющего физиологические особенности в оптическом восприятии различных форм в пространстве. Например: слишком мелкие «чешуйки» на куполе просто рябь в глазах, а не узор.
Современные материалы стали более ярки и разнообразными по цветовой гамме: нитрид титана «под золото» более светоотражающий с интересной игрой цвета и тени, а с голубым покрытием светопоглощающим свойством, что придает дополнительные трудности и особенности, так как их сложнее вписать в архитектурную среду. Смотреть на такие купола скучновато, так как под фигурные тени на темном минимально эффективный, без использования свойств золотого цвета безынтересны.
Применение объемных фигур требуют продуманности и вкуса при создании лица храма, не выглядеть бижутерией.
Главное украшение купола — это четкость, гармония дизайнерских линий, лаконично характеризующих выбранный стиль, который должен как бы трансформировать и передавать свойства не личности мастера, а тех святых, в честь которых созиждится церковь.
Еще одна особенность нашего времени-это миссия восстановления старинных храмов, как памятник культуры, вернее центров духовных традиций. Часто необходима замена утраченных частей, облегчение конструкций купола, с помощью которых и закрепляется верхняя часть храма. Для этого купол приходится изготавливать из металла, что и позволяет использовать эти конструкции для укрепления нарушенных свойств старинной кладки, которые приходится восстанавливать, подбирая кирпич на старых заводах. Кстати сказать, иногда приходиться создавать заново забытые технологии: для изготовления утерянных оконных решеток пришлось сделать специальный станок. Результат оказался удачным и по качеству, и по затратам, что тоже не мало важно. Впрочем, это уже совсем другая история…

Заинтересовавшись идеей куполостроения, мы задали нашему знакомому специалисту Владимиру Коротких вопрос: “Какие сложности возникают при изготовлении купола?”.

-Чтобы изготовить купол, крест с шаром и барабаном красиво, нужно понять, что это не вид жестяно-кровельных работ, а творческий процесс с авторским подходом к оценке смысловой нагрузки на изделие с последующей технической реализацией идеи. Например, чтобы выразить неотмирность величия устремления человека к Богу, приходится порой неуловимыми штрихами выражать в металле формы с соблюдение стилистических канонов, определяющих в данном случае способ реализации идеи. Даже поставить себе такую цель, тем более выразить ее и реализовать непросто. Для этого нужно обладать большим арсеналом различных приспособлений, технических приемов и умений их выполнять безошибочно из-за специфики материала и сложности дизайна и пропорций всех компонентов деталей, которые формируют общий вид с заданными параметрами.

-Отчего зависит рождение идеи?

-Идея проекта рождается в зависимости от многих факторов, но есть наиболее определяющие. Например, в Белогорье в воронежской области настоятель обители попросил использовать минимальную цветовую гамму, так как для монастыря это может быть излишеством. А вот при изготовлении купола на территории придорожного комплекса отдыха “Кудияров стан” на Ростовской трассе, мы с заказчиком сошлись во мнении изготовить купол более притягивающим внимание человека к себе: остановиться, призадуматься о вечном, поставить свечку и помолиться об удачном исходе путешествия.

Продолжая тему куполостроения в Воронежской области, мы еще раз задали нашему знакомому специалисту Владимиру Коротких несколько вопросов.

-Владимир, ваша работа предполагает какие-то интересные моменты, которые не всегда заметны извне? Ведь находясь внутри процесса рождения или восстановление храма, или формирования прихода, или скажем так, возвращение из забвения около церковной истории?

-Да, действительно, возвращение из небытия, скажем так, возрождение не сможет произойти без осознания тех исторических потерь и на бытовом уровне. Всегда находятся небезразличные люди, хранящие память. Порой бывает почти невозможно вспомнить даже внешний облик купола, потому что полуразрушенный храм воспринимали как некую данность, на которую не стоит обращать внимания, но тем не менее часто оказывается, что кто-то сохранил старые фото или сфотографировал перед разрушением.

Один художник рассказывал, что в молодости делал зарисовку улицы, в конце которой стоял храм. Но потом он использовал этот холст повторно и по истечении полсотни лет очень об этом сокрушался, потому что при восстановлении, уже никто не вспомнил форму, тем более деталей купола. А жаль. Мне самому посчастливилось участвовать в строительстве церквей на месте разрушенной после войны. А моя мама, будучи 12-летней девочкой, теперь уже усопшей, Царствие ей небесное, возила на волах церковный кирпич на колхозную стройку и это было в порядке вещей.

Иногда происходят просто необъяснимые события. Один храм начал восстанавливаться после того, как два неизвестных молодых человека приехали и начали вычищать мусор, копившийся десятилетиями. Администрация, которая находится через дорогу, и местные жители смотрели, смотрели и вдруг поняли, что это их храм, стали помогать, приносить продукты. Но вот через несколько месяцев одного парня ночью убили. И никто не смог вспомнить его имени. Храм восстановили при непосредственном участии главы поселения, который смог это все организовать, а хозяйственными вопросами занимался человек, который лет сорок назад был на моей малой родине участковым. И мы вспомнили много общих знакомых, в том числе и моих родителей.

Надо сказать в этом храме сохранились росписи дореволюционных времен. Просто шедевры: смотришь на библейские сюжеты и сам уносишься туда — к осликам, к самарянке, к блудному сыну. В связи с этим есть очень грустная история. Нам ее поведали раз пять совершенно разные люди. Очень назидательно.

Перед войной появился в тех краях председатель: все смеялся над верой в Бога. А после войны он обзавелся семьей: у него была жена и три сына. Решил он однажды по иконам пострелять, после чего пропал, нашли его только по весне. Затем умерла жена, два взрослых сына, а третий жив, но пьет и стал инвалидом. Он электрик и полез на бетонный столб починить электрическую проводку и столб почему-то сломался посередине. Исчез с Земли целый род. И сколько таких!

-Да, Владимир, вы упомянули о дореволюционной росписи. Разве есть отличие?

-Нет, все тоже и самарянка, и ослик, и блудный сын. Люди другие. Изменился внутренний мир человека. Мы как-то приехали в один храм, ходили, смотрели. То ли мы чего-то не понимали, то ли храм не православный, спрашивали батюшку «как, что, кто это изображен». Он улыбается. Оказывается, до революции расписывал местный простец, человек и это его видение духовного мира, его понятие сюжетов, смыслов, истории. Так и расположились по стенам современные иконы яркими красками и иконы того простеца, от которого мы недалеко ушли по времени. Но между нами как бы пропасть. Не может художник написать то, чего нет у него самого внутри. Творческий процесс все-таки требует от человека соучастия в создании нового и чем богаче внутренняя палитра чувств, вкуса, нравственности, образования, духовности, чуткости — это как бы инструменты, которыми он отсекает лишнее, ложное, неестественное — тем больше шансов создать что-то вечное.

Также и при создании купола мало иметь набор инструментов, даже самых современных и знания технологии (по нашей технологии работают единицы специалистов). Они увеличивают возможности в изготовлении самых сложных и красивых форм. Но нужно еще это «нечто», почти неуловимое, а вот насколько это удается, смотрите сами.

-Владимир, в чем же особенность Вашей технологии?

-Каркасный способ изготовления не только купола с барабаном под главком, основным шатром дает много вариантов в создании цельной композиции, с широким диапазоном характеристик без потери конструкционной прочности, веса, высоты, качества, цены, что немаловажно, но и, что я считаю, важнее форм. И всю конструкцию можно собрать на земле, а установку — осуществлять краном. Это быстрее, потому что работы по строительству храма можно вести параллельно другим работам и отпадает необходимость в строительных лесах, которые, как правило, мешкают кровельным работам.

-А теперь расскажите что-нибудь на вольную тему.

-Однажды мы с соседом рано утром ехали на рыбалку (я тогда занимался другой работой). Места были незнакомые, и вдали я заметил виднеющийся полуразрушенный храм. Грустно было смотреть на это и мне как-то подумалось: «Господи, помоги восстановить церковь». И спустя несколько лет мне пришлось там много потрудиться, изготавливая огромные купола. «Бойтесь своих мыслей, — говорили древние — они сбываются». В данном случае: «Слава Богу».

В моей работе есть еще один ракурс, который для меня является неизменным критерием оценки законченности работы, которые я проецирую на еще виртуально воображаемый эскиз. Представляю, как будет выглядеть завершенный проект, это почти невозможно, но происходит и описать это словами точно невозможно, потому что это момент тишины, который возникает как некая ответная реакция на сотворенный образ, истинный смысл веры, не имеющих ничего лишнего. Дальнейшее описание этого «состояния» сложно, но вот спутать ни с чем невозможно, а передать другим, каждый художник-творец обязан, иначе мир не совершенен в полноте человеческих переживаний, есть жизнь которая переносится рано или поздно со всем внутренним богатством туда, где есть «царь тишины».

Наш собеседник, Владимир Коротких. Вот уже многие годы Владимир трудится в Божьем промысле — восстанавливает церковные купола заброшенных храмов, берётся за новые, когда в Воронежской епархии и в соседних регионах возводятся чудные строения храмов, церквей, часовен. 

— Владимир, ваша работа предполагает какие-то интересные моменты, которые не всегда заметны извне? Ведь находясь внутри процесса рождения или восстановления храма, или формирования прихода, или скажем так, возвращение из забвения около церковной истории?
— Да, действительно, возвращение из небытия, скажем так, возрождение не сможет произойти без осознания тех исторических потерь и на бытовом уровне. Всегда находятся небезразличные люди хранящие память. Порой бывает почти невозможно вспомнить даже внешний облик купола, потому что полуразрушенный храм люди воспринимали как некую данность, на которую не стоит обращать внимания, но тем не менее часто оказывается, что кто-то либо сохранил старые фото или сфотографировал перед разрушением.
Один художник рассказывал, что в молодости делал зарисовку улицы, в конце которой стоял храм. Но потом он использовал этот холст повторно и по истечении полсотни лет очень об этом сокрушался, потому что при восстановлении, уже никто не вспомнил форму, тем более деталей купола. А жаль. Мне самому посчастливилось участвовать в строительстве церкви на месте разрушенной после войны. А моя мама, будучи двенадцатилетней девочкой, теперь уже усопшей, Царствие ей небесное, возила на волах церковный кирпич на колхозную стройку и это было в порядке вещей.
Иногда происходят просто необъяснимые события. Один храм начал восстанавливаться после того, как два неизвестных молодых человека приехали и начали вычищать мусор, копившийся десятилетиями. Администрация, которая находится через дорогу, и местные жители смотрели, смотрели и вдруг поняли, что это их храм, стали помогать, приносить продукты. Но вот через несколько месяцев одного парня ночью убили. И никто не смог вспомнить его имени. Храм восстановили при непосредственном участии главы поселения, который смог это все организовать, а хозяйственными вопросами занимался человек, который лет сорок назад был на моей малой родине участковым. И мы вспомнили много общих знакомых, в том числе и моих родителей.


Надо сказать в этом храме сохранилась роспись дореволюционных времен. Просто шедевры: смотришь на библейские сюжеты и сам уносишься туда — к осликам, с самарянке, к блудному сыну. В связи с этим очень грустная история. Нам ее рассказали раз пять совершенно разные люди. Очень назидательно.
Перед войной появился в тех краях председатель: все смеялся над верой в Бога. А после войны он обзавелся семьей: у него была жена и три сына. Решил он однажды по иконам пострелять, после чего пропал, нашли его только по весне. Затем умерла жена , два взрослых сына, а третий жив, но пьет и стал инвалидом. Он электрик и полез на бетонный столб починить проводку и столб почему то сломался посередине. Исчез с земли целый род. И сколько таких!

— Да, Владимир, вы упомянули о дореволюционной росписи. Разве есть отличие?
— Нет, все то же: и самарянка, и ослик, и блудный сын. Люди другие. Изменился внутренний мир человека. Мы как — то приехали в один храм, ходили, смотрели . То ли мы чего-то не понимали, то ли храм не православный, спрашивали батюшку “как, что, кто это изображен”. Он улыбается. Оказывается до революции расписывал местный простец, человек и это его видение духовного мир, его понятие сюжетов, смыслов, истории. Так и расположились по стенам современные иконы яркими красками и иконы того простеца, от которого мы недалеко ушли по времени. Но между нами как бы пропасть. Не может художник написать то, чего нет у него самого внутри. Творческий процесс все таки требует от человека соучастия в создании нового и чем богаче внутренняя палитра чувств, вкуса, нравственности, образования, духовности, чуткости — это как бы инструменты, которыми он отсекает лишнее, ложное, неестественное — тем больше шансов создать что-то вечное.
Также и при создании купола мало иметь набор инструментов , даже самых современных и знания технологии (по которой работают единицы специалистов), дает большие, они увеличивают возможности в изготовлении самых сложных и красивых форм. Но нужно еще это “нечто”, почти неуловимое, а вот насколько это удается, смотрите сами.

— Владимир, в чем же особенность ваших технологий?
— Каркасный способ изготовления не только купола с барабаном под главком, основным шатром дает много вариантов в создании цельной композиции, с широким диапазоном характеристик без потери конструкционной прочности, веса, высоты, качества, цены, что немаловажно, но и ,что я считаю, важнее форм. И всю конструкцию можно собирать на земле, а установку — осуществить краном. Это быстрее, потому что работы по строительству храма можно вести параллельно другим работам и отпадает необходимость в строительных лесах, которые, как правило, мешают кровельным работам.
— А теперь расскажите что-нибудь на вольную тему.
— Однажды мы с соседом рано утром ехали на рыбалку (я тогда занимался другой работой). Места были незнакомые, и вдали я заметил виднеющийся полуразрушенный храм. Грустно было смотреть на это и мне как-то подумалось: “ Господи, помоги восстановить церковь”. И спустя несколько лет мне пришлось там много потрудиться , изготавливая огромные купола. “Бойтесь своих мыслей, — говорили древние — они сбываются”. В данном случае: “Слава Богу”
В моей работе есть еще один ракурс, который для меня является незаменимым критерием оценки законченности работы, которые я проецирую на еще виртуально воображаемый эскиз. Представляю как будет выглядеть завершенный проект, это почти невозможно, но происходит и описать это словами точно не возможно, потому что это момент тишины, который возникает как некая ответная реакция на сотворенный образ, истинных смыслов веры, идеалов , не имеющих ничего лишнего. Дальнейшее описание этого “состояния” сложно, но вот спутать ни с чем невозможно, а передать другим каждый художник — творец обязан иначе мир не полон в полноте человеческих переживаний есть жизнь, которая переносится рано или поздно со всем богатством туда, где есть — “царь тишины”.

Интервью подготовила: Ирина КОРОТКИХ

Обратиться к мастеру и сделать заказ по изготовлению купола с авторским эскизом можно по телефону 8 929 011 11 65