(к юбилею народной артистки России)

 Дебют Маргариты Тереховой в кино состоялся в 1965 году в фильме «Здравствуй, это я!». Картина с символическим названием познакомила зрителей с молодой обаятельной актрисой, которая оказалась в дальнейшем одной из ведущих в нашем кинематографе. Её пластика, загадочность и изысканность, впечатляющая внешность запоминались едва ли не в каждом фильме, да и снимали актрису, как правило, талантливейшие режиссёры. Некоторые картины с участием народной артистки России Маргариты Тереховой становились классикой отечественного, да и мирового кино.

Детство её (как уверяют биографические справочники) прошло в Ташкенте, куда они переехали с мамой в военные годы из Туринска Свердловской области. Родилась Рита в актёрской семье, но родители вскоре разошлись, и воспитанием дочери занималась мама. Несмотря на все трудности, Маргарита Терехова окончила школу с золотой медалью. Были у неё и весьма конкретные успехи в спорте. Она была капитаном юниорской сборной Узбекистана по баскетболу. Однако институту физической культуры девушка предпочла физико-математический факультет Ташкентского университета. В какой-то момент Маргарита почувствовала непреодолимый интерес к актёрской профессии и, оставив университет, отправилась в Москву.

Конкурсы в столичные театральные вузы и ВГИК были огромны во все времена, тем более в годы подъёма советского искусства в конце 50-х – начале 60-х годов. Пройти их без соответствующей подготовки и определённой доли везения было невозможно. В числе тех, кому не повезло на экзаменах, оказалась и Маргарита. И уехала бы она домой, если бы не узнала, что в театре имени Моссовета набирает студию художественный руководитель Юрий Завадский. Терехова поступила на курс к этому легендарному режиссёру и после окончания учёбы была зачислена в театр, где очень скоро стала получать заметные и даже главные роли. Среди спектаклей, в которых блистала актриса, были:

«Цезарь и Клеопатра» (Дж.Б.Шоу) — Клеопатра

«Глазами клоуна» (Г. Бёлль) — Мари

«Петербургские сновидения» (Ф.М. Достоевский) — Софья Семёновна Мармеладова

«Тощий приз» Э. Кинтеро — Асусена

«Царская охота» (Л.Г. Зорин) — Елизавета

«Дом на песке» — Валя

«Тема с вариациями» (С.И. Алёшин) — Любовь Сергеевна

«Сверчок» — Зуля

«Дальше — тишина» — Рода

«Поединок века» — Адель

«Женщина в песках» (Кобо Абэ) — Женщина

«Милый друг» (Ги де Мопассан, реж. Андрей Житинкин) — Виржини Вальтер

«Да здравствует королева, виват» — Елизавета II

«Когда пройдёт пять лет» (Г. Лорка) — Маска

О целом ряде постановок по русской, советской и зарубежной классике, в которых участвовала Маргарита Борисовна, с восторгом писала критика, а попасть на них стремилась почти вся театральная Москва. В постановке «Гамлет» Андрея Тарковского в театре «Ленком» Маргарита Терехова сыграла и Гертруду, и Офелию.

В середине 60-х Терехова «ворвалась» в кинематограф. Картины с её участием – «Бегущая по волнам», «Четвёртый», «Доверие», «Белорусский вокзал», «Монолог», «Дети как дети», «Моя жизнь», «Давай поженимся», «Синяя птица», «Расписание на послезавтра», «На всю оставшуюся жизнь…» – имели большой успех у зрителей, как в нашей стране, так и за рубежом. Со временем роли юных лирических героинь сменились образами роковых и странных женщин, иногда внешне сдержанных, и даже холодных, но с какой-то пленительной тайной, неожиданно прорывающимся темпераментом, красавиц умных, ироничных и интригующих со сложной, подчас трагической судьбой.

Героиня «с тихим омутом» в глазах потребовалась Андрею Тарковскому в его знаменитый фильм «Зеркало». Уверяли, что Тарковский на съёмках был поборником жёсткой дисциплины, не терпел возражений. Маргарита Терехова оказалась едва ли не единственным человеком, кто стал возражать режиссёру, наотрез отказавшись рубить голову петуху, как того требовал Тарковский. Позднее режиссёр признался, что актриса была права в трактовке этого эпизода картины, которому он нашёл другое решение.

Среди фильмов, которые и сейчас можно увидеть на телеэкранах, такие как «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Д’Артаньян и три мушкетёра», есть две работы, которые стоят особняком и всякий раз погружают зрителей в атмосферу времени, в котором они были сняты, и восхищают своей трогательной недосказанностью. Это фильмы «Кто поедет в Трускавец?» режиссёра Валерия Ахадова и «Дневной поезд» Инессы Селезнёвой. У Маргариты Тереховой там великолепные партнёры: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Валентин Гафт.

Разрушительные 90-е годы прошлись и по судьбе актрисы, которая решила проявить себя в качестве режиссёра. Ради фильма «Чайка» (по одноимённой пьесе А.П. Чехова), который она горела желанием поставить, Терехова продолжительное время отказывалась от новых актёрских работ. Но подготовка к картине заняла много времени (несколько лет) из-за чехарды с финансированием. Когда фильм, наконец, был снят и смонтирован, выяснилось, что у критики он восторга не вызвал. Красиво снятая лента (оператор – Григорий Яблочников) выглядела местами неубедительно в актёрских проявлениях то ли из-за затянувшегося съёмочного периода, то ли нехватки режиссёрского опыта Тереховой. Добрых слов актрисе-режиссёру, вытащившей на своих плечах сложнейшую постановку, кажется, не прозвучало ни от кого. Эпопея, длившаяся чуть ли не десяток лет (с 1996 по 2005 гг.), попортила Маргарите Борисовне, судя по всему, немало крови. От второго фильма, который она хотела снимать, Терехова вынуждена была отказаться.

Сегодня о состоянии её здоровья ходят самые разные слухи, часто просачиваются они через «жёлтую прессу». Насколько им можно верить – трудно сказать. Понятно, что в нынешних условиях многие проблемы знаменитостей прошлых лет скрыты от наших глаз, о некоторых состарившихся и забытых звёздах экрана и сцены нам ничего не известно. Работы их также находятся под спудом… У фильмов с участием Маргариты Тереховой судьба счастливая. Они периодически появляются на телевизионных экранах, радуя нас талантом своих создателей и артистов, среди которых дарование Тереховой занимает особое, только ей принадлежащее место. Кажется, повезло актрисе и с детьми. Талантливые, тонкие творческие натуры (дочь Анна – замечательная актриса, сын Александр – режиссёр) всякий раз с благодарностью и любовью говорят о своей знаменитой матери, продолжая участвовать в её жизни.

P.S. В юбилейные для актрисы дни телеканалы, посвятившие ей несколько программ, говорили, как теперь принято, лишь о личной жизни героини. Целый этап её становления в профессии и работы с выдающимися режиссёрами театра и кино (а также и партнёрами по сцене) оказался вне поля зрения СМИ. Несколько раз было показано «Зеркало» и передача, где Маргарита Борисовна с пиететом отзывалась в основном только об Андрее Тарковском. Монолог народной артистки словно бы продолжил серию передач о режиссёре, чьё 90-летие со дня рождения отмечалось весной 2022-го. В тех передачах постоянно говорилось об эмиграции Андрея Арсеньевича из страны как о «вынужденной мере» и почти никогда о том, что его друзья на Родине посчитали этот шаг трагической ошибкой и что разрыв дался режиссёру очень тяжело и, судя по всему, сказался на его здоровье… Делая упор на «тяготы и чиновничьи препоны», с которыми снимались и выходили на экраны его работы, на то, как их заставляли корректировать, находя эстетические (и политические) «вызовы», современные СМИ почти никогда не упоминают о международной обстановке вокруг СССР, о военном, идеологическом и политическом противостоянии, в котором находились страны Запада по отношению к Советскому Союзу. О войне не только «холодной», но вполне себе «горячей», и даже кровопролитной, если иметь в виду столкновения в Корее, Вьетнаме, Афганистане, да и о событиях в Венгрии, Чехословакии, Польше, спровоцированных извне. И не говоря о том, как некоторые видные деятели искусства использовались в политических интригах и провокациях, а соответствующие спецслужбы прилагали немало усилий в переманивании художников (стран соцлагеря) на Запад, прибегая ко всевозможным ухищрениям, чтобы добиться своих пропагандистских политических целей…

Избегая объяснения подробностей ситуации, сложившейся вокруг Тарковского, авторы программ и фильмов о нём почти никогда не говорят о том, что среди антагонистов творчества художника были люди (как чиновники, так и часть профессионального сообщества и уж тем более зрительской аудитории), искренне не принимавшие «увлечение» режиссёра внешними визуальными «эффектами», влияющими на динамику картин и едва ли не всегда замедляющими (как им представлялось) развитие сюжета, делающими повествование затянутым, а саму манеру построения и подачи материала излишне эстетствующей и претенциозной, особенно в последних работах. В связи с этим и возникали (большей частью) у Андрея Тарковского те или иные проблемы. Да, может быть, ещё из-за его принципиальности, неуступчивости, при безусловно ярком, вызывающем зависть даре, который многие считали гениальным.

В сегодняшних передачах и фильмах (напичканных антисоветчиной) о выдающихся личностях 20 века едва ли дождёшься благодарности в адрес их Великой многострадальной Родины, победившей в ужасной войне, навязанной ей кровожадной фашистской Европой. Заслуженных слов признательности и сострадания многонациональной державе – выстоявшей в страшных исторических и военных испытаниях ценой огромнейших человеческих и материальных потерь. Советской стране, возродившейся из пепла и достигшей в своих свершениях невероятных высот, давшей возможность родиться и состояться бесчисленному множеству талантливейших людей, а среди них и гениальным художникам, украсившим своим творчеством мировую культуру… Недостаёт признательных слов (и понимания объективной закономерности тех или иных явлений, его жизнь сопровождавших) и в программах, посвящённых Андрею Тарковскому. А жаль. Они были бы справедливы и необходимы.

подготовил  ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН