Душа,  наполненная  солнцем

( к 90-летию со дня рождения Надежды Румянцевой) 

Сегодня, когда смотришь лучшие советские кинофильмы, поражаешься тому, сколько в них света, тепла, жизнелюбия. Среди радостных, искромётных комедийных картин особое место занимают ленты с участием актрисы Надежды Румянцевой, чьё 90-летие со дня рождения недавно отметили многочисленные поклонники её таланта.

Едва ли не все картины, в которых снималась Румянцева, вызывали радость и любовь зрителей. Среди них были «Навстречу жизни», «Неподдающиеся», «Вольный ветер», «Королева бензоколонки», «Крепкий орешек», «Женитьба Бальзаминова», «Весенние голоса», «Морской охотник», «Мексиканец», «Море зовёт», «Полустанок», «Упрямая девчонка»… Но, пожалуй, самой трогательной и впечатляющей стала картина режиссёра Юрия Чулюкина «Девчата», где Надежда Румянцева сыграла главную героиню – задорную, искреннюю, обаятельнейшую девушку-повариху Тосю Кислицину. Фильм, в котором было заключено огромное позитивное начало, выражающееся через характеры и поступки героев, продолжает волновать зрителей вот уже 60 лет.

Несколько международных кинофестивалей отметили «Девчат» своими призами, а после показа фильма в разных странах мира Надежду Румянцеву стали называть «Чаплиным в юбке». Картина получила награды в Эдинбурге (1961), Каннах (1962) и за лучшее исполнение женской роли (Н. Румянцевой) на кинофестивале в Аргентине (в 1962).

Съёмки фильма «Девчата», снятого по одноимённой повести Бориса Бедного, были начаты в 1960-м. Эта работа стала своеобразным продолжением молодёжной темы, которую режиссёр Юрий Степанович Чулюкин предварил в комедии «Неподдающиеся», где главную роль также сыграла Румянцева. Он снимет немало замечательных фильмов, но «Девчата» займут в его послужном списке особое место. Среди первых ярчайших рассказов о жизни молодого (послевоенного) поколения советских людей он покорит зрительские сердца не только нашей страны, но и многих других стран.

Успех картины, конечно же, был связан, в первую очередь, с работами главных исполнителей – Надежды Румянцевой и Николая Рыбникова (сыгравшего бригадира лесорубов Илью Ковригина). Их сцены и сегодня смотрятся на одном дыхании, а фразы из диалогов до сих пор повторяют наизусть несколько поколений поклонников.

Часть натурных съёмок проходила зимой в Москве. Недалеко от МГУ в овраге Ленинских гор высадили сотни деревьев и построили посёлок с вывеской «Леспромхоз». Потом один за другим заболели главные герои – Рыбников и Румянцева, и экспедиция группы на натуру была сорвана. Поэтому часть зимних эпизодов снимали в павильонах в мае-июне и вместо снега землю посыпали солью. Артистам, изнемогающим от жары, в ушанках и телогрейках, непросто было сыграть, что им холодно. Вместо морозного пара, врывающегося в помещение, пускали едкий белый газ, от которого у актёров слезились глаза и начинался кашель. Финальные сцены картины – начало весны – снимали в августе в Ялте. Несмотря на жару, актёрам приходилось работать в телогрейках. Но настоящую зиму снимали в ноябре-декабре в Пермской области среди настоящих лесорубов. Морозы тогда стояли такие сильные, что москвичи страдали от холода. Не обошлось без обморожений и даже травм.

Но все неурядицы и проблемы, выпавшие на долю киногруппы, остались за кадром. Под весёлую песню «Хорошие девчата» Александры Пахмутовой, сразу по выходе фильма ставшую хитом, как и лирический «Старый клён», работали и учились, ссорились и мирились, влюблялись и страдали такие разные девушки, как бывшая детдомовка озорная Тоська, неунывающая Катя, степенная Надя, грустная «Мам-Вера» и «попрыгунья-стрекоза» красавица Анфиска, делившие комнату в общежитии. И каждая из них запомнилась и полюбилась зрителям…

Снявшись в более чем 20 фильмах, Надежда Васильевна, выйдя замуж за дипломата Вилли Хштояна, прервала свою работу в кинематографе (на 12 лет) и уехала вместе с мужем сначала в Египет, а потом в Малайзию. Любовь и семья для неё оказались превыше всего. Возвратившись в конце 70-х годов на родину, она вернулась в профессию и стала активно сотрудничать с телевидением, работать на студии мультипликационных фильмов.

Все её работы были пронизаны удивительной солнечной энергией, непосредственностью и неповторимостью. В кино 70-х – 80-х годов она уже не могла играть молоденьких героинь, но всякий раз, когда актриса появлялась на экране, Надежда Румянцева вызывала самые светлые и добрые чувства. Среди картин этого периода – «Ау», «Несовершеннолетние», «Женатый холостяк».

В годы распада советского кинематографа Румянцева почти не снималась. Лишь иногда озвучивала зарубежные сериалы и фильмы, украшая их своим звонким хрустальным голосом.

Трудности не могли сломить жизнелюбия и стойкости Надежды Румянцевой. Даже после нападения бандитов на их квартиру (в 1996 году), когда они с мужем, дав грабителям отпор, оказались после схватки с ними в больнице, Надежда Васильевна не теряла присутствия духа и оптимизма, рассказывая о случившемся с присущей ей лёгкостью и долей юмора.

Сменив московскую квартиру на загородный дом, актриса в интервью охотно рассказывала не только о своих работах в кино и замечательных коллегах, с которыми ей довелось сниматься, но и цветах, выращиваемых ею в саду: «Я каждое утро просыпаюсь и сразу бегу к цветам и со всеми говорю. Мне кажется, они мне отвечают, становятся ярче от того, что я с ними разговариваю».

Она всегда с нетерпением ждала весны – времени, когда всё цветёт, наполняясь солнцем. Весна 2008 года стала для Надежды Румянцевой последней. Тяжёлая болезнь унесла всенародно любимую актрису… Провожая Надежду Васильевну, кто-то сказал, что она останется для миллионов людей сказочным и нежным цветком, который будет распускаться каждый раз, когда о нём вспомнят…

Мастер  сцены  и  экрана

(к 95-летию со дня рождения Кирилла Лаврова)

Одним из первых потрясающих фильмов о войне, появившихся в начале 60-х годов, стала картина А. Столпера «Живые и мёртвые», снятая по произведению Константина Симонова. Главную роль в ней – политрука Синцова – сыграл талантливейший актёр Кирилл Юрьевич Лавров. Отмеченная наградами нескольких отечественных и международных фестивалей, лента познакомила зрителей с артистом, которого полюбили миллионы зрителей. Полюбили и оставались поклонниками его ярчайшего дарования все последующие годы… Работы Лаврова в театре и кино, а также его общественная деятельность стали для многих примером служения искусству и жизни Личности неравнодушной, совестливой и ответственной.

 

Он родился в Ленинграде в театральной семье. Его отец, Юрий Сергеевич Лавров (народный артист СССР), начав свою творческую биографию в ленинградских театрах, долгое время был ведущим актёром Киевского академического театра русской драмы им. Леси Украинки. Мама, О.И. Левкович, известная ленинградская актриса, проявила себя на сцене как талантливый мастер художественного слова. Судя по всему, атмосфера дома, сценические работы родителей, дух театра и стали определяющими в судьбе Кирилла Лаврова.

Но сначала в его жизнь ворвалась война. Окончив 7 классов, в 1941 году он вместе с матерью и младшей сестрой оказался в эвакуации сначала в Кировской области, а потом в Новосибирске. На одном из военных заводов этого города он работал токарем, ожидая призывного возраста. В начале 1943-го Кирилл добровольцем пошёл в армию, но так как 18-ти лет ему не было, Лаврова направили в Астраханское военно-техническое училище, после окончания которого (в 1945 году) он в течение 5 лет проходил службу на Дальнем Востоке. Там в художественной самодеятельности к нему вернулось увлечение театром.

Первой ролью Кирилла Лаврова на любительской сцене был Боб Морфи в «Русском вопросе» К. Симонова. Отец очень хотел, чтобы сын служил в авиации, и сам был категорически против театральных устремлений сына. Однако вопреки отцовскому мнению Лавров-младший отправился поступать в театральное училище в Москву. Он был допущен к конкурсу, но поскольку у него не было аттестата зрелости, его не приняли.

Не мысля уже своей жизни без сцены, Кирилл Лавров поехал в Киев в театр, где работал его отец. Представ перед главным режиссёром Константином Павловичем Хохловым, Лавров-младший продемонстрировал весь свой репертуар. Обаяние, искренность и темперамент начинающего актёра были столь очевидны, что Хохлов не задумываясь принял его в свой коллектив. Талант Кирилла Лаврова проявился на киевских подмостках в нескольких спектаклях, таких как: «Новые времена», «Слуга двух господ», «Бронепоезд 14-69», «Живой труп», «Враги», «Годы странствий», «В  добрый час!».

В 1954 году Константин Павлович Хохлов получил приглашение возглавить Ленинградский БДТ. Переезжая в город на Неве, Хохлов позвал с собою Кирилла Лаврова и его жену – актрису Валентину Николаеву (выпускницу Школы-студии МХАТ). Вся дальнейшая творческая судьба, Кирилла Юрьевича Лаврова оказалась связана с БДТ и с Георгием Александровичем Товстоноговым, возглавившим театр после смерти К.П. Хохлова.

Удивительной энергией, правдой жизни, органикой и убедительностью были полны образы, создаваемые актёром Лавровым: Платонова в «Океане» Штейна, Кима Жаркова в «С вечера до полудня» Розова, Давыдова в «Поднятой целине» Шолохова, Петра Мелехова в «Тихом Доне» Шолохова, Ленина в композиции «Перечитывая заново», Астрова в «Дяде Ване» Чехова, Дункана в «Макбете» Шекспира, Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина, Матиаса Клаузена в «Перед заходом солнца» Гауптмана, Реджинальда Пэджета в «Квартете» Харвуда…

Товстоногов предлагал Лаврову роли, ломавшие сложившиеся представлении о его диапазоне. Жизненная активность Чарлза Говарда «Четвёртый» Симонова) обернулась агрессивной и разрушающей силой, а остро-комедийная роль Курносого «Энергичные люди» Шукшина) напомнила о возможностях Лаврова как характерного актёра. В классическом репертуаре Кирилл Лавров демонстрировал мастерство тонкого и сложного психологического анализа, умение вскрыть социальную сущность образа. Обрисованный скупыми и сдержанными красками и ярко современный Молчалин («Горе от ума» Грибоедова), уязвлённый отказом Солёный («Три сёстры» Чехова), несколько самодовольный и ограниченный «хозяин жизни» Нил («Мещане» Горького), пришибленный страхом трагикомичный Городничий («Ревизор» Гоголя), осветились изнутри новым истолкованием, предстали как характеры-открытия…

В 1989 году (после смерти Г.А. Товстоногова) Кирилл Юрьевич возглавил БДТ и оставался его руководителем все самые трудные, разрушительные для страны годы.

Целым рядом прекраснейших картин был отмечен путь народного артиста СССР Кирилла Лаврова в кинематографе. Среди них – «Долгая счастливая жизнь» (1966), «Братья Карамазовы» (1968), «Укрощение огня» (1972), где он сыграл прообраз выдающегося советского конструктора С.П. Королёва, «Океан (1974), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Стакан воды» (1979), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Колье Шарлоты» (1984), «Красная стрела» (1986), «Хлеб – имя существительное» (1988), «Шкура» (1991), «Шизофрения» (1997), «Убойная сила» (2000), «Бандитский Петербург» (2000, сериал), «Казароза» (2005, сериал), «Мастер и Маргарита» (2005), «Ленинград» (2007)…

Творчество Кирилла Лаврова и его общественная деятельность были отмечены несколькими Государственными премиями, званием Героя Соц. Труда, премией «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», почётнейшими орденами.

Память об удивительном Мастере и человеке, ушедшем от нас в 2007 году, навсегда останется в сердцах благодарных зрителей, как и его работы, к которым мы будем обращаться вновь и вновь.

 подготовил  Владимир  Межевитин