Перед прощальной статьёй о Леониде Алексеевиче Асташове хотелось несколько слов сказать о 3-ей больнице Воронежа, называющейся БУЗ ВО «ВГКБ № 3», где умер талантливый воронежский режиссёр. Слухи о сомнительной репутации этого заведения ходят давно и, как представляется, они небезосновательны. К ним добавляется и странная история Леонида Асташова. 54-летний человек, не пьющий, не курящий, совершающий каждодневные прогулки на свежем воздухе, на здоровье не жаловавшийся ранее, попадает с приступом боли в животе в больницу в середине декабря. И с этого момента нельзя толком ничего узнать о состоянии его здоровья. Целую неделю ему дают слабо действующие обезболивающие препараты. О ходе лечения (если таковое и осуществлялось) и хоть каких-то «перспективах» его дальнейшего пребывания в больничных стенах нет внятной информации. Наконец через неделю, ослабевший от боли, он попадает на операционный стол, где ему делают полостную операцию (причины и ход её остаются под вопросом), после которой через два дня он умирает. Даже близкие родственники (дочь и сын), видевшие больного накануне, на вопросы друзей о причинах смерти, недоумённо разводят руками. Остаются только тайны и соответствующие слухи о репутации больницы и квалификации медицинского персонала, в ней работающего… И странная смерть человека, оказавшегося в «информационном вакууме» (как и все его друзья).
Сергей Ольденбургский
В понедельник, 27 декабря с ушедшим из жизни талантливейшим воронежским режиссёром и сценаристом Леонидом Алексеевичем Асташовым простились родственники, друзья, коллеги и поклонники его творчества. На Лесном кладбище Воронежа собравшиеся говорили об удивительной натуре этого одарённейшего человека. Отличительными чертами его были не только профессиональный талант, стойкость духа, целеустремлённость, Гражданская позиция, но и такие редчайшие ныне качества, как открытость, искренность, доброта и благородство души. Обладал он и редкостным талантом дружбы, притягивающим к нему самых разных людей. Исторический и политический кругозор позволял ему видеть причинно-следственные связи событий в стране 19-го и 20-го веков и времени сегодняшнего, трезво их оценивать и отражать так или иначе в своих запоминающихся работах.
О Леониде Асташове говорили его продюсер и соавтор последнего фильма «Невероятные приключения почтмейстера, конверта и марки» Валерий Сушков, журналист и общественный деятель Юрий Селявкин, давний его друг, сотрудник телевидения Олег Титов, близкие родственники и давно знавшие товарищи… Мне же вспоминались встречи с Лёней с начала 90-х и до самых последних его дней, до неожиданного для всех ухода после полостной операции в 3-ей городской больнице (куда он поступил по скорой помощи), которая была сделана в день его 55-летнего юбилея, 21 декабря…
Ещё недавно мы вместе с ним проводили вечера памяти (в киноклубе «Слово» областной Никитинской библиотеки) поэтов Владимира Максимовича Нефёдова и Владимира Павловича Шуваева, показывали снятые Лёней посвящённые им фильмы «Максимыч» и «Атлантида Владимира Шуваева». Смотрели его «Почтмейстера…». Он охотно и доброжелательно отвечая на вопросы зрителей, рассказывал о своей работе в Воронежской телерадиокомпании, куда пришёл в 1991 году после окончания радиотехнического факультета политехнического института, и на студии «Губерния», о картинах организованного им в начале 2000-х агентства «Профи» (где он создал более 40 авторских фильмов и передач). Среди них с особым теплом говорил о фильмах «Дорогами Приморья» (2013), снятых на Дальнем Востоке – местах своей армейской службы (в морфлоте), и о возвращении в полюбившиеся места в 2020-м в связи со съёмками документального фильма «Невероятные приключения почтмейстера…», инициатором которого выступил его давний товарищ Валерий Сушков. О нём Леонид говорил, как о «выдающемся человеке, всю свою жизнь посвятившем путешествиям, развитию туризма и КВ-связи, побывавшем более чем в 50 странах мира; организаторе и участнике свыше ста различных экспедиций на 6 континентах (среди них: горная – на самую высокую вершину Африки Килиманджаро, комплексная экспедиция на Южный полюс в Антарктиду, а также многократные полярные экспедиции в Российскую Арктику, Исландию и Гренландию)». За эту работу Лёня Асташов, будучи оператором, режиссёром, литературным редактором, получил в 2021 году несколько наград на престижных отечественных и международных фестивалях…
Я познакомился с Лёней в 1995 году, когда снимал на воронежском телевидении для столичного «Останкино» фильм о Бунине (накануне 125-летия писателя) «Посылаю тебе мою душу…» Леонид вместе с Олегом Титовым были тогда инженерами монтажа. Потом, уже в 2000-х, после ухода нашего общего друга Владимира Шуваева мы вновь встретились, чтобы сделать о нём фильм. А чуть позже – и о новоусманском поэте, музыканте и учителе Владимире Нефёдове (шуваевском товарище), с которым подружились и встречались все вместе постоянно несколько последних лет.
Показательным фактом Гражданской позиции Леонида Асташова для меня явились первые же строчки его сценария «Атлантиды Владимира Шуваева», раскрывающие сущность героя фильма, и присланная как-то мне цитата из выступления известнейшего режиссёра, актёра и государственного деятеля Николая Губенко на Конгрессе русской интеллигенции (в конце 90-х годов):
«…Что же наша дорогая отечественная интеллигенция, культура? Культура – плодородный слой, который должен охраняться государством. Обязанность государства – обеспечить соответствующий уход за этим плодородным слоем. В противном случае будут сорняки – на этом слое будут рождаться недочеловеки, что и происходит сегодня.
Провозгласив идеалами «реформ» материальное стяжательство и накопительство, правительство подстёгивает человека к достижению этого всеми средствами – подлогом, разбоем, убийством, воровством, грабежом, цинизмом, лицемерием, насаждением национальных распрей, предательством предков, упразднением памяти – основы плодородного слоя.
Цель – разрушение представления великого русского народа о человеке и мире, о добре и зле, о красивом и безобразном, о власти и гражданине…
Нет, ни одного нового дарования не принёс этот кровавый прибой. Даже уцелевшие дарования прежнего времени поблекли и сбились с пути. И не просто сбились, а многие стали опорой нынешнего режима. Эти недавние светские духовные пастыри, интеллигенты, цивилизаторы, учителя народных масс, инженеры человеческих душ, превратившиеся в дворцовую челядь, чавкают на презентациях и банкетах у корыта переворота.
За что благодарить этих бессердечных созерцателей людских страданий, этих праздных свидетелей кровавой борьбы, не принимающих участия в горестях своего народа? Прежде они выполняли задачи Политбюро ЦК КПСС, теперь они выполняют задачи другого политбюро… с задачей задушить, насколько возможно, мысль, превратить юношей в тупиц. Иными словами, лишить разума наше будущее, растоптать целомудрие, нести с экрана мещанскую чушь. Их задача одна – дать каждому взамен веры, закона, материальную выгоду, приказать народу: ˝Ешь и не смей думать!˝ Цель – отнять у человека мозг, оставить ему одно брюхо. Раньше социализм был их лучшим другом, они вдохновенно играли выдающихся полководцев, вождей, в кокошниках воспевали советскую действительность, прославляли молодогвардейцев, получая за это награды и привилегии. Теперь они получают то же, плюс недвижимость, банковские счета и право поцеловать взасос президента…
Теперь социализм – их великий враг, страшный суд, которого они боятся. Думали ли они когда-нибудь, что, собственно, содержится под этим словом «социализм»? Вряд ли. Социализм в серьёзном значении – наука, исследование вместо веры, понимание вместо послушания…
Можно поздравить академиков, так называемых народных артистов, кинорежиссёров, музыкантов, попрыгунчиков телевидения: на их улице праздник. Только они не знают, кому подали руку. Они никогда не были разборчивыми, они своё сделали – предали народ, бесплатно учивший их в университетах и вузах искусства.
Они своё сделали!.. Сделали, как всегда, думая только о себе. И за это нет к ним уважения! Собственность – вот та «чечевичная похлёбка», за которую они продали народ…
Современное российское кино как часть идеологии отвернулось от настоящей правды. Человеческие отношения, жизнь – не в моде, хотя именно они и делали советское кино одним из лучших в мире, помогая скреплять людей ёмкостью мысли и глубиной чувств. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, С. Герасимов, А. Барнет, Г. Козинцев, С. Бондарчук, М. Калатозов, Л. Кулиджанов, Я. Сегель, Г. Чухрай, А. Тарковский, В. Шукшин уже не скажут, «честь воздав сполна, дивясь ушедшей были: «Какие были времена?! Какие люди были?!» Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести…
Сегодня против страны совершается агрессия чуждого духа. И власть, которая это делает, уверена в своей правоте, своей исключительности. Однако нет ничего пагубнее, чем пренебрежение интересами своего народа. Нет ничего пагубнее стремления помешать другим думать по-своему. Невежество, глупость, истребление соотечественников, национальный фанатизм, распри недавних народов-братьев, обнищание масс, СПИД, растление малолетних – вот что с собой несут насильно насаждаемые так называемые западные ценности…»
Особо выделил Лёня слова Губенко (которые могли бы стать эпиграфом и к Лёниному творчеству и взглядам последнего времени), где Николай Николаевич призывал:
«Прежде всего не путать трагическое с безнадёжным. Надо сопротивляться злу. Пусть это будет не героизм, а обыкновенная честность. Не «где тепло, там и Родина», а «Родина там, где народ, где боль, где унижение, голод и мор». Понятно, что такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности. Если я считаю, что ничего не могу изменить в делах моей страны, то я и впрямь ничего не смогу. Мой оптимизм вот в чём: я верю, что мы способны влиять на события. И если, несмотря на все наши усилия, нам придётся пережить беду, мы можем восторжествовать над нею, сказав: «Мы сделали всё для восстановления справедливости».
Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а должна грести. В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать…»
Этому призыву Леонид Асташов старался следовать в своих работах, своей жизни и своих оценках происходящих вокруг нас событий.
P.S. У него осталось огромное количество «приморских» материалов, которые должны были стать основой продолжения «Невероятных приключений почтмейстера…». С Валерием Сушковым Лёня планировал кругосветное путешествие и новый фильм. Со мной – передачу о поэте-фронтовике Владимире Бушине, писателях Максиме Горьком, Николае Некрасове, Иване Бунине…
У меня остались материалы наших съёмок, не вошедшие в фильмы о Шуваеве и Нефёдове. Там Лёня, его голос и его смех присутствуют в кадре и за кадром. Там он живой, радостный, талантливый и вдохновенный… Таким и останется в моей памяти и в памяти его близких и друзей навсегда.
Владимир Межевитин