Эта книга уже в завершении, она буквально верстается ударными темпами. Добавляю в неё новые подлинные истории о животных в Великую Отечественную Войну 1941-1945 гг. Хочу успеть её выпустить до начала 3-й Мировой Войны. Заканчиваю верстать страницы, планирую напечатать в январе месяце 2023 года, в типографии им.Болховитинова. Хочу часть тиража направить в госпитали для наши солдат и офицеров, чтобы они с книгой ознакомились, прочитали и гордились за братьев наших меньших!
И это ещё не всё, некоторые подлинные истории я подготовил буквально на днях, спешу ими поделиться. Возникают сегодня вопросы, где можно книгу эту приобрести? Объявил подписку на неё. Книгу планирую выпустить в январе месяце, тиражом 1000 экз. Книга форматом альбомным будет, 56 страниц, полноцветная. Не хочу её сдавать в магазины, наценка там составит 100-150%. Оно это надо нам?
Планирую делать презентации в школах и иных учебных заведениях. Там она буде реализовываться по себестоимости — 300 рублей. Для желающих её приобрести по подписке, объявляю номер СБ № 4279 0113 7459 6693, Сергей Георгиевич О. Прошу подписчиков ставить меня в известность по т. 8 950 758 60 69 (WhatsApp) или по эл.адресу kuturavrn@mail.ru
Подвиг генерала кавалерии Льва Доватора
Его 36я кавалерийская дивизия — брошенная в контрудар на Гродно — была рассеяна немецкой авиацией уже 25 июня 1941 года, а остатки её очутились в огромном «котле», созданном немцами западнее Минска. Оттуда мало кто вышел. Но начальник штаба дивизии встретил утро 22 июня не в Волковыске, а в Москве — на госпитальной койке…
Он тут же рванулся на Западный фронт, где принял свой первый бой. На главном в то время стратегическом направлении — московском. В июле там развернулся самый драматичный период Смоленского сражения.
Немцы уже почти окружили в районе Смоленска 16-ю и 20-ю армии и готовились замкнуть кольцо — овладеть переправой через Днепр у деревни Соловьево. Через нее проходила последняя дорога, связывавшая две армии с тылом…
Соловьевскую переправу и помог отстоять полковник Доватор, выполнявший в те дни поручения командующего Западным фронтом Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и оказавшийся у переправы в самый критический момент.
Именно оно помогло Льву Михайловичу с ходу оценить обстановку и проявить инициативу — подчинить себе разрозненные, отходящие к переправе части и сколотить из них заслон, остановивший противника.
Наградой инициативному полковнику стал орден Красного Знамени. И уже в августе Доватора назначили командующим кавалерийской группой из двух кавдивизий (50-й и 53-й). Фактически — кавалерийским корпусом.
Разведчик
Задача, поставленная Доватору, кажется невыполнимой с высоты наших сегодняшних знаний о начале войны. Прорваться с севера, из района Жарковское, из южной части нынешней Тверской области, в северную часть нынешней Смоленской, к Духовщине и Демидову, в тыл 9й армии немцев. Перерезать ее коммуникации, уничтожать штабы, склады, линии связи…
А своих средств для прорыва обороны у кавалерийских дивизий было очень мало.
Восемь суток кавалерийская группа Доватора не могла пробиться через оборону немецкой пехотной дивизии. Притом что вместо сплошной линии окопов там были лишь отдельные опорные пункты.
23 августа 1941 года «кавалерийская группа т. Доватора» прорвалась в немецкий тыл. Без артиллерии (ее не взяли, чтобы не отстала от конницы). С 30ю станковыми пулеметами…
Герой
После начала советского контрнаступления под Москвой корпус Доватора был переброшен в полосу 5-й армии Л.А. Говорова, стал ее подвижной группой и наступал на Звенигород и Рузу.
Доватор никогда не действовал наобум и, не довольствуясь донесениями разведки, 19 декабря лично направился на передовую к деревне Палашкино.
Здесь его, лучшего кавалерийского военачальника Красной Армии, сразила очередь немецкого пулеметчика.
21 декабря 1941 года Доватору присвоили звание Героя Советского Союза посмертно
Олени на фронте
- «Олень Яша на войне», 1941 год. Автор Евгений Халдей.
Контуженный во время бомбардировки под Мурманском олень вышел к людям. С помощью мультипликации автор добавил в кадр истребители «Хоукер Харрикейн» и разрывающуюся бомбу. Чтобы сделать снимок более эффективным.
- В ноябре 1941 года по инициативе Военного Совета 14-й армии Карельского фронта началось формирование оленн-транспортных подразделений.
- Погрузка оленей в железнодорожные вагоны в Мурманске для отправки на фронт. 1941 год. Оленьи обозы формировались непосредственно в Мурманской области, а так же в Ненецком округе и Коми АССР.
- Олень Лёшка, любимец бойцов зенитной батареи. Карельский фронт, май 1943 года.
- 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ был установлен единственный в России памятник оленно-транспортным батальонам.
Собаки на фронте
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов части и подразделения Красной Армии впервые в военной истории массово, разнообразно и эффективно применяли служебных собак.
Всего за годы войны было сформировано и направлено в действующую армию 168 подразделений: 2 отдельных полка специальных служб, 21 отдельный батальон, 45 отдельных отрядов, 100 отдельных взводов и рот. Для военной службы было подготовлено 68000 собак различного назначения – противотанковая, минно-розыскная, связная, сторожевая, разведывательная, диверсионная, ездово-санитарная. Ни в одной другой армии мира тогда не было столь широкого и масштабного применения собак в качестве оружия или вспомогательного средства при решении боевых задач.
Военные кинологи внесли существенный вклад в победу над врагом.
Собаками противотанковой службы было уничтожено или подбито 300 танков противника. Собаками связи доставлено 120 тысяч донесений, установлено 7883 км телефонного кабеля (для размотки успешно использовались ездовые упряжки с особыми приспособлениями). Собаками ездово-санитарных упряжек за весь период боевых действий было эвакуировано с поля боя 500 тысяч бойцов и командиров с их оружием, перевезено более 3682 тысяч тонн различных грузов. Собаками минно-розыскной службы было обнаружено и обезврежено 4 миллиона мин и взрывных устройств, проверено на мины 1223 кв. км площадей, обнаружено 394 минных поля, проделано 52 прохода в минных полях, проверено 15 тысяч км дорог, разминировано 3973 моста, склада и здания, разминировано 33 крупных города на территории Советского Союза и Европы (Минск, Харьков, Киев, Одесса, Львов, Варшава, Вена, Дрезден, Берлин, Будапешт, Белград и др.).
26 мая 1942 года директивой Генерального штаба РККА для боевых действий на Севере были созданы отдельные отряды собачьих санитарно-нартовых упряжек. Первоначально для транспортировки использовались нарты и лыжно-носилочные установки. Однако, в условиях бездорожья, из-за большого количества каменистых россыпей и других препятствий в Заполярье, они быстро выходили из строя. Наиболее удобной оказалась упряжка собак в специально изготовленные лодочки-волокуши, которые обивались железом в виде полос, что делало их легкими в движении. В 1942-1944 годах на Карельском фронте действовали: 41-й отдельный отряд собак нартовых упряжек 26-й армии, с апреля 1944 года – в составе 31-го стрелкового корпуса 14-й армии; 59-й отдельный отряд санитарно-нартовых упряжек 19-й армии. Отряды обеспечивали перевозку боеприпасов и продуктов, эвакуацию раненых, сопровождение разведывательных групп.
Кот-зенитчик
Дело происходило в Белоруссии. Лето 1944 года. Через спалённое село, наступая на пятки продвигающейся армии, шла батарея МЗА. 37-мм зенитные пушки держали тогда самый опасный диапазон высот — 2,0 — 3,0 км, надёжно прикрывая переправы, аэродромы и другие важные объекты.
Короткий привал на развалинах деревни. Слава Богу — колодец цел. Времени — едва набрать фляжки и перемотать портянки. Единственная живая душа щурилась на солнце на останках сгоревшего сруба. И этой душой был рыжий котенок. Люди или давно погибли, или ушли, от греха подальше…
Пожилой старшина, докуривая цигарку, долго смотрел на котенка, а потом взял его и посадил на облучок. Накормил остатком обеда, нарёк кота Рыжиком и объявил его седьмым бойцом расчета. С намёком на будущую славу уничтожителя мышей и прочей непотребности в местах расположения, а особенно — в землянках. Безусый лейтенант тоже не возражал, так Рыжик и прижился на батарее. К зиме вырос в здорового рыжего котяру.
Во время налетов вражеской авиации Рыжик исчезал, неизвестно куда и появлялся на свет только тогда, когда зачехлят пушки. Тогда же за котом и была отмечена особо ценная особенность. А особенность эту заметил наш старшина — за полминуты до налета (и перед тем, как смыться) Рыжик глухо рычал в ту сторону, с которой появятся вражеские самолеты. Все выходило так, что его дом, был по ошибке или целеустремленно разбомблен немецкой авиацией. И звук, несущий смерть, он запомнил навсегда.
Такой слух оценила и вся батарея. Результативность отбоя редеющих атак противника выросла на порядок, ровно, как и репутация Рыжика. В морду получил сразу связист полка, попытавшийся пнуть сапогом животное, путавшееся у него под ногами.
Кот на штурмовике со своим хозяином
КОТ-ПИЛОТ
Эту удивительную историю мне поведала Лидия Ивановна Паршина, соседка по квартире в доме Леонида Леонидовича Семаго, с семьёй которого она многие годы дружила. Ей доводилось неоднократно выслушивать её от своего знаменитого соседа — прозаика, эссеиста, телеведущего. История подлинная и сомнений в правдивости не вызывает. Один из старших братьев Леонида Леонидовича Владимир был военным лётчиком, прошёл всю Великую Отечественную войну, дослужился до звания генерал-майора. И вот что он рассказывал после войны. Был у него в полку серый кот, которого любили все сослуживцы. Брал он его всегда с собой в кабину штурмовика (благо, что кот очень любил летать). Осенью 1942 года шли жестокие бои в самом Сталинграде и в небе над городом. Вот и в тот раз кот полетел с ним на боевое задание. Только вернуться ему живым уже не пришлось, прошила его пулемётная очередь из фашистского самолёта. Кот погиб, защитив лётчика от пули, а сам пилот остался жив. Отважного кота с почестями захоронили где-то в Сталинградских степях, его поступок ушёл в легенду, и в семье Семаго нередко пересказывали её в кругу друзей. Вот такая правдивая история случилась с «братом нашим меньшим» в ту войну.
Публикацию подготовил Сергей Ольденбургский