(к  85-летию  со  дня  рождения  режиссёра)

Пересматривая сегодня лучшие советские фильмы, не перестаёшь удивляться и восхищаться одухотворённости, чистоте, нравственному свету, от них исходящих, высоте морально-эстетических задач, поднимаемых их авторами. Картин этих десятки, сотни… Многие, увенчанные наградами самых разных фестивалей, являют собой огромнейший пласт киноискусства, современному зрителю почти неизвестного. Демонстрируются на каналах телевидения в последние годы только некоторые из них, до обидного редко, да и с комментариями, явно несуразными, политически ангажированными, как правило, антисоветскими, глупо утверждающими, что появились эти многочисленные шедевры (и их создатели) вопреки тем условиям в государстве, которые их сопровождали.

Подобные реплики изумляют узостью кругозора и непониманием причинно-следственных связей и явлений, последовательно перетекавших из одной эпохи в другую (или определённой эпохе закономерно присущих). Так сказать, реалий жизни, способствовавших (если говорить о кинематографе) созданию целой системы по выявлению, взращиванию и реализации талантов (деятелей культуры) в стране, решавшей вопиющие проблемы (не только внутренние, но и внешние), остро возникавшие в её истории, хотя бы только в 19 – 20 веках. Чего стоят только войны, обрушившиеся на Россию и Советский Союз (главным образом – Великая Отечественная), и послевоенное восстановление от колоссальных потерь…

Кажется, человеку мало-мальски разумному должно быть понятно, что ничего не бывает ВОПРЕКИ, а всегда всё случается БЛАГОДАРЯ чему-то, так или иначе складывающимся (вполне объяснимым) обстоятельствам. Конечно, благодаря целому ряду благоприятных обстоятельств, сложилась творческая судьба великолепного режиссёра Ильи Александровича Авербаха, чьё 85-летие со дня рождения отмечают поклонники советского кинематографа, отечественного киноискусства.

Почти все его фильмы становились событиями кино. Их было немного, но каждый из них поднимался до уровня истинного искусства – удивительного и непов­торимого.

Путь Ильи Александровича Авербаха в кино был своеобразен и сопровождался этапами, подводившими его к профессии кинематографиста. После окончания Ле­нинградского медицинского ин­ститута он какое-то время работал врачом в Вологде, занимался жур­налистикой и только потом, окон­чив высшие сценарные курсы в Москве и режиссёрскую мастерс­кую Г.М. Козинцева в Ленингра­де, пришёл на «Ленфильм». Там он и стал одним из лидеров «новой волны» режиссёров, появившихся в конце 60-х – начале 70-х годов. Первая же его полнометражная кар­тина «Степень риска» заявила о том, что наше киноискусство обре­ло художника глубокого, утончён­ного и необычайно талантливого. Последующие фильмы – «Монолог», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева», «Голос» и другие – выд­винули Илью Авербаха в число наших лучших мастеров.

Специалисты кино сразу же отметили в его почерке сдержанность, отвергающую эмоциональное давление, ненавяз­чивость интонаций – качества не только личности, но и режиссёрс­кой манеры Авербаха. Манеры, при которой спокойное течение экран­ного рассказа зачастую прерыва­лось откровенным и пронзительным личным чувством, сопровождалось незабываемым «мерцанием» лири­ческих красок. В его стиле проза всегда выступала в естественном со­единении с поэзией. Поэзией осо­бого толка, когда метафорическое мышление, обобщённый образ, символ живут в согласии с почти документальной конкретностью эпизода, точностью экранного изоб­ражения.

«Меня интересует кинематог­раф не как зрелище, а как сред­ство исследования личности», – го­ворил режиссёр, подчёркивая не­обходимое актёрское сотворчество в своих фильмах. Внимательная и подробная работа с актёрами пода­рила нам галерею превосходных ролей: Борис Ливанов в «Степени риска», Елена Соловей в «Драме из старинной жизни», Михаил Глуз­ский и Маргарита Терехова в «Мо­нологе», Марина Неёлова в «Моно­логе» и «Фантазиях Фарятьева», Андрей Миронов в том же фильме, Ирина Купченко и Светлана Смир­нова в «Чужих письмах», Юрий Богатырёв, Ева Шикульска, Ангелина Степанова в «Объяснении в люб­ви»…

Фильмы Авербаха были отра­жением современности или недав­него прошлого. Он снял только одну экранизацию русской классики – по «Тупейному художнику» Лес­кова. Но кинематограф, для кото­рого он работал, к которому стре­мился и которому был предан, – этот кинематограф глубоко укоре­нён в почву отечественной культур­ной традиции и прежде всего рус­ской литературы с её поисками идеала и великим этическим па­фосом. Сюда уходит духовная ро­дословная наиболее близких и до­рогих Авербаху героев, тут истоки и его собственной (как уверяют исследователи творчества режиссёра) кинематографи­ческой этики, соединяющей в не­разрывное единство вопросы «что», «как» и, главное, «зачем» снимать? И потому в фильмах Авербаха так часто возникает мотив культурной преемственности, ценности про­шлого в его естественной связи с настоящим и будущим.

Глубокая мысль в картинах Ильи Авербаха находила конкрет­ное, простое выражение. Для него всегда была характерна осознанная установка на «простой фильм», проявляющий себя через актёров. Че­ловек обширного ума, высокой куль­туры, большой образованности, ост­рый, ироничный в своём искусст­ве, он никогда не спекулировал ни ироничностью, ни парадоксальнос­тью. Может быть, потому, что иро­ния во многом разрушительна, а его талант был созидательный, тяготев­ший к светлому, искавший гармо­нии (недаром в одном интервью он назвал парадоксы «дьявольскими иг­рами»). Илья Александрович чуж­дался и так называемого «интеллек­туального» кино с его многозначи­тельностью и словесными турнира­ми персонажей. Однако правы кри­тики и зрители, усмотревшие в про­стых экранных сюжетах Авербаха совсем не простой философский смысл. Сам режиссёр сказал об этом так: «Я не учу жизни и не хочу учить. Я хочу только лишь расска­зывать истории, но таким образом рассказывать, чтобы иначе как при помощи кино их нельзя было рас­сказать… Я знаю: всё в мире проис­ходит не «просто так», а «для чего-то», и мы все живём не «просто так», и мои персонажи тоже. Если мне удается хоть в какой-то мере передать это ощущение – я дово­лен».

В сложном чувстве, соединяю­щем ощущение непредвзятости те­чения жизни и осмысленности че­ловеческого бытия, в простоте, с которой режиссёр излагал на эк­ране самые дорогие для себя мыс­ли, наверное, и заключён был сек­рет удивительного обаяния фильмов Ильи Авербаха.

Он рано ушёл из жизни (в 1986-м), в 51 год. Судя по всему, каждая картина давалась ему очень непросто, ибо была частью его души… Наверное, только так и создаются подлинные произведения искусства, в которых остаются Душа человеческая, Память, Сострадание, Любовь и Свет. Всё это было присуще шедеврам советского кинематографа, где Илье Александровичу Авербаху принадлежит особое место.

  1. P. S. В эпилоге передачи «Острова» (телеканала «Культура»), посвящённой Илье Авербаху, известная актриса Светлана Смирнова, работавшая с режиссёром, сказала о том, что сегодняшние зрители и художники не могут даже представить себе всю уникальность, благородство и величие такой личности, как Авербах. Потому что, к сожалению растут в других условиях и на других примерах. Нельзя не согласиться с таким утверждением, но невозможно и остаться без надежды на прозрение, которому могут помочь глубокие и проникновенные картины Ильи Авербаха и многих других, в одну эпоху с ним работавших и выразивших себя на экране.

Могила Авербаха Ильи. 
Комаровское кладбище, Санкт-Петербург.

 Владимир  Межевитин