(о юбилярах в День театра)  

27 марта поклонники сценического искусства отметили Международный День театра. Театральная история нашей страны и нашего города имеет славные традиции и достижения. Выдающиеся актёры работали на воронежских подмостках, выступая здесь во время гастролей. Да и среди артистов театров Воронежа было немало талантливейших и любимых зрителями дарований. Безусловно, есть они и сейчас. Их спектакли и роли продолжают волновать и восхищать нас в лучших своих проявлениях.

Но сегодня хочется сказать  о педагогах-юбилярах, внёсших огромный вклад в развитие театрального дела и воспитание мастеров сцены, работающих не только в театральных коллективах нашего города, но и многих театрах России и бывших республик Советского Союза. 16 марта 2021 года в Воронежском институте искусств (отмечающем в этом году 50-летие) вспоминали одного из его основателей – Ольгу Ивановну Старостину, которой исполнилось 110 лет со дня рождения. А в конце 2020-го был юбилей (85-летний) у её воспитанницы – профессора ВГИИ Виолетты Владимировны Тополаги, продолжающей работать в институте. 

Биография Ольги Ивановны Старостиной (1911 – 1987) воистину легендарна. Училась и работала она в студиях театральных звёзд – Юрия Александровича Завадского (воспитанника Вахтангова) и Николая Павловича Хмелёва (ученика Станиславского и Немировича-Данченко). В 1936-м окончила ГИТИС А.В. Луначарского, затем аспирантуру этого института (в 1940-м). служила в театрах Элисты, Бреста, Белостока, Гродно, Нальчика. Преподавала в ГИТИСе  с 1943 по 1971 год. Была профессором этого вуза. Проявляя себя подвижником искусства и уникальным педагогом, открывала кафедры мастерства актёра в Свердловском театральном институте (1946), Владивостокском институте искусств (в начале 60-х), ВГИИ (1971 – 75). Поставила в Воронеже несколько дипломных спектаклей, среди которых «Плутни Скапена» Мольера, «Старший сын» Вампилова. Была одновременно помощником на постановках мужа и соратника – Бориса Григорьевича Кульнева – «Глубокая разведка» Крона и «Аршин мал Алан» Гаджибекова… Воспоминания Ольги Ивановны Старостиной «Когда театр – твоя судьба» издала Виолетта Владимировна Тополага в 2012 году.

В Воронежском институте искусств Виолетта Владимировна Тополага воспитала целую плеяду заслуженных и народных артистов России, которые работают сегодня по всей стране и за её пределами. А такие спектакли, как «Привычное дело» Белова, «В день свадьбы» Розова, «Что тот солдат, что этот» и «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Пять вечеров» и «Мать Иисуса» Володина, «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Пришёл мужчина к женщине» Злотникова, «Археология» Шипенко, «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Счастье моё» Червинского, «Таня» Арбузова, «Мышеловка» А. Кристи, «Чайка» Чехова и другие, поставленные на её курсах, являлись значительными событиями культурной жизни Воронежа, надолго оставаясь в нашей памяти. Остались они, конечно же, и в памяти учеников, которым она подарила счастье жизни в искусстве, сделала не просто лицедеями, но творческими, неравнодушными, светлыми людьми.

Своих же учителей – Ольгу Ивановну Старостину и Бориса Григорьевича Кульнева – Виолетта Владимировна вспоминает всегда с волнением и благодарностью, всякий раз мысленно поверяя свои поступки и сомнения оценками и поступками любимых наставников, открывших ей путь в волшебный мир Театра. Путь этот у неё начинался во Владивостокском институте искусств, куда она поступила в 1962-ом, в год создания там театрального факультета известными московскими подвижниками – профессором ГИТИСа Старостиной и доцентом Щукинского училища Кульневым. Именно они были основателями нескольких ВУЗов в Советском Союзе и за рубежом (а в 1971-ом году создавали институт искусств в Воронеже)… В Воронежский же институт и пригласили Виолетту Владимировну её знаменитые педагоги в 1974-ом году. Со временем она стала одним из самых уважаемых преподавателей театрального факультета ВГИИ, художественным руководителем нескольких курсов, на которых личностями становились мальчишки и девчонки, волею судьбы оказавшиеся в творческой орбите чуткого и взыскательного мастера.

Круг практических интересов её мастерской гармонично объединял Станиславского и Михаила Чехова, Немировича-Данченко и Вахтангова, Завадского и Товстоногова, Каарела Ирда и Мильтиниса; Ефремова, Эфроса, Фоменко и, конечно же, Стрелера, Брука, Бергмана… Со всеми этими деятелями сцены Виолетта Владимировна Тополага находила особое созвучие, черпала у них вдохновение и силы, а их мысли и открытия она стремилась передавать своим студентам. С огромным уважением и вниманием Виолетта Владимировна относилась к биографии Малого театра, пронзительным новациям Таганки; поискам Анатолия Васильева, раннего Виктюка, Додина, Гинкаса, Яновской…

В последние годы, когда психологический театр испытывает на себе давление моды, тяготеющей к развлечению, претенциозности, пошлости и эпатажу, Виолетта Владимировна нередко говорит о том, что противостоять этому должны активнее лучшие традиции русской школы переживания, её безусловные достижения; опыт духовных исканий отечественной и зарубежной классики; театр, обращённый к Душе человека, к его высокому, Божественному началу. Говорит о том, что она, со своей стороны, делает всё возможное. Слова эти можно было бы считать девизом творчества Виолетты Владимировны, её педагогического метода. Его она исповедует всю свою жизнь.

Воспитанники Виолетты Владимировны (а она выпустила в Воронеже десять курсов) связаны между собой и своим воронежским педагогом неразрывной памятью и сердцами, в которых бьётся любовь к театральному искусству, к жизни, наполненной творчеством и светом.

          Владимир Межевитин