Смотреть видео:
Смотреть видео с концерта:
Удивительный вечер под названием «Стихи как музыка души», на котором прозвучали произведения поэтов разных лет, прошёл в Никитинской библиотеке Воронежа. Инициатором его выступила (вместе с музыкальным отделом Никитинки) лауреат международных фестивалей авторской песни Ирина Ким. Зрители услышали поэтические строчки поэтов нескольких эпох – как широко известных, так и появившихся в последние годы (в том числе и воронежских авторов). Со сцены звучали стихи и песни на произведения Марины Цветаевой, Алексея Прасолова, Андрея Дементьева, Осипа Мандельштама, поэтов-фронтовиков Григория Поженяна, Семёна Гудзенко, Юрия Левитанского, Булата Окуджавы, а также Евгения Бачурина, Елены Касьян, Людмилы Кононовой, Яны Симон, Виктора Орлова, Владимира Шуваева, Сергея Рыбкина. Свои стихи читали Андрей Земляной, Ольга Семёнова, Василий Нацентов, Марина Ребрищева, Владимир Межевитин. Две песни исполнил известный воронежский бард Сергей Олейник (на стихи Ольги Семёновой и Валентина Нервина). Среди выступавших не раз звучало имя Александра Сергеевича Пушкина, ко дню рождения которого (по старому стилю), можно считать, был и приурочен концерт.
Смотреть видео:
Надо сказать, что необычайный и в то же время закономерный интерес к отечественной поэзии и авторской песне появился в нашей стране, как только она оправилась от ужасной и разрушительной войны. Именно в послевоенные годы возникла широкая потребность в разговоре, касающемся, казалось бы, простых и в то же время вечных тем, насущных вопросов, которые волновали людей из века в век, – о смысле жизни, её ценностях – подлинных и мнимых, дружбе, предательстве, любви, постоянном выборе между добром и злом… Тогда и увидели все, что эти важнейшие вопросы бытия, всегда поднимаемые литературой (и поэзией в частности), пронзительнее звучат в музыкальном (в том числе гитарном) аккомпанементе. Монологи поющих поэтов и исполнителей вызывали бурю ответных эмоций. Поэты и барды стали собирать не только полные концертные залы, а и стадионы в конце 50-х и 60-е гг. Конечно, возникло бардовское движение не на пустом месте. Были до этого и уходящий вглубь истории фольклорный опыт, и чудесные русские романсы, и песни военные и дворовые, и те, что звучали с киноэкранов (ещё с 30-х годов), а также с эстрадных и театральных подмостков. Был и легендарный Вертинский, остающийся по сей день ни на кого не похожим и чарующим, а рядом – неповторимые Утёсов и Бернес. Но всё-таки заявившие себя в 50-е – 60-е годы поэты (а их была немалая когорта) и барды, словно причудливой разноцветной мозаикой, начали отражать эпоху небывалого подъёма страны, устремлённой не только к звёздному космосу, но и внутреннему космосу каждого человека, с его радостями и печалями, прозрениями, драмами и грандиозными свершениями.
Смотреть видео:
Мы хорошо помним, как ворвались в наши дома с возникновением соответствующей техники голоса поэтов читающих – от Евтушенко и Вознесенского до Ахмадулиной и Казаковой, а также поэтов поющих и бардов – Высоцкого и Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Визбора, Дольского, Ножкина, Камбуровой, Никитиных и некоторых других авторов, чьи произведения оставляли в душе неизгладимый след, ощущение соприкосновения с удивительным и волнующим миром человеческого духа и таланта. Полюбившиеся песни звучали в кинофильмах и спектаклях, на телевидении и радио, не говоря уже о домашних магнитофонах и проигрывателях. Продолжалось это вплоть до развала Великой советской страны – периода всяческих перестроек, катастроф и мытарств, где, казалось, стало не до стихов, песен и гитар… Но прошли годы, и сегодня мы наблюдаем новый всплеск интереса к поэзии и авторской песне. На просторах интернета и на полках книжных магазинов появляются новые имена поэтов и бардов. Конечно же, творчество их многообразно и неоднозначно. Немалое количество появившихся сегодня только пробуют себя на поэтическом поприще, ищут свой голос, темы, место в литературе. Хочется надеяться, что среди этого многоголосья проявятся имена по-настоящему крупные и заслуживающие пристального внимания и самых высоких оценок. Выходившие на сцену Никитинки поэты всякий раз обращались со словами благодарности и восхищения творчеством Ирины Ким, которая в своих песнях и поэтических выступлениях неизменно поднимает планку взыскательности, выбирая для исполнения произведений поэзию глубокую, содержательную и волнующую сердца вдумчивой, серьёзной зрительской аудитории.
Смотреть видео:
Голос Ирины Ким, проникновенный и незабываемый, её обаяние, её гитара, выбор репертуара (пронзительных стихов, положенных ею на музыку и бардовских песен), манера исполнения, появившиеся после её выступлений поклонники (стремящиеся услышать именно её), говорят об уникальном таланте исполнительницы, вызывающем отклик у ценителей оригинального жанра – «звучащей поэзии» – искусства, необходимого всем тем, кто неравнодушен к родному языку, к поразительному сочетанию поэзии и музыки, откровенному разговору по душам, которого нам так не хватает в нашей жизненной суете и разобщённости.
Владимир Межевитин, Сергей Ольденбургский
Смотреть ещё видео: