Николай Сапелкин
Эффект от круглого стола в Воронежской облДуме по теме информационной войны получился не тот, на который был расчёт у организаторов.Тема — «Информационная война. Профилактика антироссийской пропаганды среди молодёжи». Отметим, что это была первая попытка разговора о спецоперации ВС РФ на региональной парламентской площадке (ранее только общественные обсуждения на базе ОНФ). Для функционеров облДумы круглый стол вышел настолько неоднозначным, что, как мы уже писали, о мероприятии не стал оперативно сообщать официальный сайт регпарламента. Причина тут, как видится, не организационная (модератор встречи депутат Кристина Кулешова, как говорят, провела круглый стол на высоком деловом уровне), а — экзистенциальная.
В работе круглого стола участвовали проректоры по воспитательной работе практически всех воронежских вузов, которые, по сути, поставили вопрос об отсутствии ясной и продуманной государственной стратегии на сколько-нибудь обозримый срок. Прошло больше месяца с начала спецоперации, и у общества появилось ещё больше вопросов, чем в начале. Заявленные Владимиром Путиным цели официальными лицами постоянно корректируются. Да ещё косяком идут деморализующие новости.
«Вы куда нас бросаете безоружными на передовую информационной войны», — как бы говорили проректора представителям власти.
Мол, предстоит длительная работа, в которой огромное значение имеет информационно-просветительская деятельность. Требуется, как минимум, цикл лекций и печатные материалы для закрепления темы, чтобы, вооружившись ими, кураторы и студенческие активисты могли донести нужную информацию до всех.
При этом надо учитывать уровень коллаборационизма (проще говоря – предательства). В Воронежской области заукраинцев и симпатизантов коллективного Запада можно обнаружить во всех сферах и самых высоких кабинетах. «Блокнот Воронеж» уже писал, что предательством поражены более 50% чиновников мэрии и облправительства, причём, сидят они и на 5 этаже здания на площади Ленина.
Проректор ВГУ Олег Гришаев сообщил, что в госуниверситете та же картина, некоторые даже не стесняются публично желать поражения России. В качестве примера он назвал доцента ВГУ Макушина, активно заукраинствующего в Сети. Если даже среди учёных взрослых товарищей разброд и шатания, то о какой профилактике антироссийской пропаганды среди молодёжи тогда возможно говорить? И тем не менее сами студенты не так безнадёжны, как поколение, сдавшее в 90-х свою страну лавочникам и социальным садистам.
Такое мнение сложилось у участники круглого стола, писателя и историка Николая Сапелкина, имеющего 30-летний стаж в деле патриотического воспитания. В рамках нашей постоянной рубрики он подробно и взвешенно прокомментировал прошедшее событие:
— В 1992 году мы с товарищами создали первую в современной России патриотическую молодёжную организацию – «Союз патриотической молодежи». Мы взрослели, но направления деятельности не меняли – реализовывали проекты, связанные с формированием и развитием русской идентичности. Нам было сложно работать в 90-е годы в условиях разнузданной деятельности «соросят», финансируемых из-за рубежа. Но еще больше сложностей появилось после 2014 года, когда государство стало уделять значительное внимание патриотической работе. Как только появились бюджеты на эту деятельность, началось вытеснение энтузиастов, стали появляться симулякры, работа стала приобретать во многом имитационный характер. В итоге коммерческий и имитационный патриотизм не прошел проверку в ходе начавшейся спецоперации.
Проректоры по воспитательной работе практически всех воронежских вузов поделились на круглом столе своим опытом, отметили, что в связи с новыми вызовами времени оперативно создали при Совете ректоров комиссию по противодействию экстремизму, кибердружины по выявлению информационных фейков, группу психологов для выявления студентов с девиантным поведением. В вузах выстроена вертикаль: проректор по воспитанию – заместитель декана – куратор-преподаватель – тьютор-старшекурсник. Благодаря ей любая информация доводится до студентов в течение 2 дней и с нужным акцентом.
Но с началом спецоперации в студенческой среде распространилось много фейков о ней, так как практически отсутствовала позиция лидеров общественного мнения региона с государственно-патриотической точкой зрения. Критическое мнение студентов о спецоперации на Украине сложилось в первые несколько дней и его теперь достаточно сложно поменять. Присутствовавший на круглом столе молодой депутат Павловского горсовета Денис Заздравных особо отметил, что «нужно позволить студентам задавать острые вопросы преподавателям на актуальные темы – о спецоперации, о её целях, о нашем будущем». Чтобы студенты не стали объектами манипуляций с ними нужно говорить на самые острые темы. Но сейчас преподаватели чаще всего уклоняются от обсуждения таких вопросов.
Но все это, по мнению проректоров, будет лишь тактическое реагирование. Для нормальной работы нужна стратегия на 20-30 лет. Тогда можно объяснить студентам, почему нужно жить и трудиться в России, какие личные перспективы у молодых людей в нашей стране, почему традиционные ценности важнее «культуры отмены». А пока даже образ героя нашего времени не сформирован.
Много конкретных предложений содержали выступления Антона Ходунова (ВГТУ), Олега Гришаева (ВГУ), Дмитрия Ефремова (ВГПУ), Татьяны Куликовой (ВГАС) и других проректоров. Яркие выступления гражданской активистки Евгении Шкариной и известного общественного деятеля Александра Шкарина добавили энергии и эмоций общему спокойному обсуждению.
Евгения, основываясь на опыте ДПЧ Юрова в Воронежа, заявила, что многие молодые люди, воспитанные на «правах человека» в изложении организаций, финансируемых из-за рубежа, сейчас работают во власти, но остаются в душе коллаборационистами.
Александр напомнил, что истоки у нацизма одни и те же, и так называемые русские националисты из Воронежа сейчас воюют на Украине в составе нацбатальонов.
А вот итоговый спич лидера думской фракции «Единой России» Людмилы Ипполитовой взорвал круглый стол. Говорила она настолько ура-патриотично, как Проханов, Зюганов и Лимонов вместе взятые. Если это её личная точка зрения, то она достойна уважения. Если новая партийная установка, то без системного подхода станет очередным сотрясением воздуха.
«Не нужно ждать методичек, — говорила она, — начните с себя, объясняйте студентам, что новый айфон это не круто, круто – это значок ГТО. Отвлекайте студентов от митингов».
Как начинать я себя, даже если историки ВГУ не имеют единого мнения по вопросу украинского кризиса, возразил ей Олег Гришаев. Кто-то из них занимается реабилитацией власовцев, кто-то активно выступает в соцсетях за поражение нашей страны в ходе спецоперации. Нужна цельная официальная точка зрения на этот счёт.
Возразил ей и депутат-коммунист Денис Рослик — отвращая молодежь от политики, отвлекая от политической активности, мы только проигрываем внутреннюю идеологическую борьбу.
Вопросы сыпались со всех сторон. Почему люди, желающие поражения России, работают на руководящих постах в бюджетных учреждениях культуры и образования? Зачем предлагать студентам идеи не соответствующие их потребностям? Студенты и так испытывают социальную тревогу, зачем их пугать международной изоляцией? Если нет общегосударственной идеологии, то, может быть, разработать региональные ценности, на которые опираться в практической деятельности по воспитанию молодежи? Не пора ли отойти от навязанной нашей стране тупиковой экономической модели? Сколько можно эксплуатировать подлые антисоветские мифы?
Такой патриотический настрой меня обрадовал. Конечно, за 30 лет русофобии у многих в нашем обществе сформировалось преклонение перед Западом, включился «ментальный тормоз», который не выпускает из болота либеральных догм, но общество постепенно выходит из морока западнизации. 30 лет насаждались чуждые ценности: так называемая свобода личности, которая вела к разрыву с опытом и ценностями предков; толерантность, навязывающая извращения; потребительство, ставящее обладание вещами выше всего; пацифизм – нежелание защищать Родину. Нужно сначала отойти от этих псевдо-ценностей, ради сохранения психологического здоровья молодёжи. Адресовать им стабилизационные месседжи. И уже потом призывать к мобилизации в условиях будущей автаркии.
На круглом столе присутствовали представители Юнармии и движения «Волонтёры Победы». По завершении встречи я поинтересовался, какие вопросы их интересуют. Глубина и масштаб вопросов меня, честно говоря, поразили.
Почему наши отношения с братским народом оказались настолько запущенными, что пришлось начать спецоперациию и вести бои, в которых погибают военные и мирные люди?
Почему мы не смогли быстро и эффективно разгромить вооруженные отряды нацистов?
Говорят, что на Украине мы столкнулись с противодействием коллективного Запада, тогда почему в своей стране мы не отходим от западной экономической модели и культурных ценностей?
Если нынешняя украинская идеология мобилизует их общество на сопротивление, то какую идеологию мы предлагаем им взамен?
С такой молодёжью мы точно не пропадем, если, конечно, кто-нибудь не навяжет им неправильные ответы на эти справедливые вопросы. Слава Богу, ситуация скоро изменится. Свежая новость: Минобрнауки вводит обязательный курс истории для студентов всех специальностей и по единому стандарту. Так что, по крайней мере, с реабилитацией власовцев будет покончено.
Виктор Ганик
Подробнее: https://bloknot-voronezh.ru/news/informatsionnaya-voyna-i-vrazhdebnyy-kollektivnyy—1464389