Недавно канал «Культура» показал замечательный фильм о чеховском музее в Мелихове. Трогательные рассказы хранителей писательского дома поведали о том, как живёт сегодня этот культурный центр. В него приходят не только поклонники великой русской литературы, школьники многочисленных московских и подмосковных школ, но и постоянно приезжают артисты самых разных театров на мелиховский фестиваль, ставший традиционным… Едва ли не все сотрудники чеховского дома с необычайной теплотой говорили о Марии Павловне Чеховой, сестре писателя, сыгравшей в становлении мелиховского музея важнейшую роль, а в 1922 году стала директором чеховского музея в Ялте. 65 лет назад она ушла из жизни, оставив о себе память, светлую и благодарную. Рассказать о ней хочется нашим читателям, тем более что корни семьи Чеховых напрямую связаны с Воронежским краем.

Вспоминая сегодня о судьбе се­стры Антона Павловича Чехова Ма­рии Павловны, хотелось бы сразу сказать о её особой роли в жизни брата, её участии в его творчестве, а тем более в деле сохранения па­мяти о нём – деле, ставшем существенной частью её собственной жизни. Жизни замечательной, жерт­венной, наполненной светом добра, удивительной нравственной чистоты и любви.

Окончив Высшие женские курсы профессора Герье в Москве, Мария Павловна преподавала несколько лет историю и географию в женской гим­назии. За успехи в педагогической деятельности в 1902 году она была награждена серебряной, а в 1903-м – золотой медалью. Как уверяли не­которые её современники, она была ещё и неплохим художником… Друж­ба с братом Антоном началась у Марии Павловны в общих заботах о многочисленной чеховской семье в юношеские годы и продолжалась до конца жизни писателя. И в Москве, и в Мелихове, и в Ялте сестра все­гда старалась создать благоприят­ные условия для творчества брата, всемерно помогая ему. Почти ни один хозяйственный вопрос не ре­шался без её участия.

В Мелихове она не только зани­малась домом, но и ассистировала Антону Павловичу во время приемов больных в качестве медицинской се­стры. Кроме того, Мария Павловна исполняла обязанности секретаря, поддерживая брата в его широкой общественной деятельности. Сохра­нились 434 письма Чехова, адресо­ванных сестре. Писатель высоко це­нил не только её удивительные спо­собности вести домашние дела и помогать ему в разнообразной рабо­те, но и её вкус и суждения об искус­стве, литературе, театре, о постанов­ке чеховских пьес во МХАТе. Когда там состоялась премьера его «Чай­ки» (ранее провалившейся в Петер­бурге), Мария Павловна писала бра­ту: «Вчера шла твоя «Чайка». Постав­лена она прекрасно…».

Близкий товарищ Чехова Иван Бунин вспоминал с восхищением о том, что Мария Павловна отказалась от замужества ради того, чтобы по­могать больному брату и не ослож­нять ему и без того достаточно не­лёгкую жизнь.

После смерти брата Мария ос­тавила педагогическое поприще, навсегда переехала в Ялту и всеце­ло посвятила себя делу увековечи­вания памяти писателя, работе над его наследием. Она разобрала ар­хив брата, подготовила к изданию его неопубликованные произведения. Ею была проделана огромная рабо­та по сбору писем, «разбросанных» по всей России и за её пределами; работа эта завершилась изданием эпистолярного наследия Чехова в шести томах (1912 – 1916 годы).

Письма легли в основу изучения биографии великого писателя как самые достоверные документы. При активном участии Марии Павловны создавались и мемориальные чехов­ские музеи в Москве, Мелихове и других местах. После смерти Анто­на Павловича ялтинский дом про­должали посещать друзья, почитате­ли его таланта. Мария Павловна сде­лала всё, чтобы сохранить комнаты брата в неприкосновенности. Нелег­ко было содержать дом, зачастую непосильным становился ремонт, летом страдал от безводья посажен­ный Чеховым сад.

Весной 1921 года последний дом писателя был превращён в государ­ственный музей, а Мария Павловна вскоре (в 1922-м) стала надолго его директором. Она, пережив тяготы революций, Граж­данской войны, интервенции и раз­рушительного землетрясения 1927 года, встретила здесь и фашистс­кую оккупацию. К началу Великой Оте­чественной ей было уже 78 лет.

Проявив необычайную смелость и стойкость духа, Мария Павловна сумела сохранить чеховский очаг, не позволив немцам бесчинствовать в музее. Жила в нём, оберегая вещи семьи (и прежде всего своего великого брата), превозмогая голод и холод военных лет, брюшной тиф и тяжёлое воспа­ление легких. Она дождалась осво­бождения Ялты от гитлеровцев и вплоть до января 1957 года продол­жала делать всё, чтобы дом писате­ля сохранял тепло и уют, наполняла его своей любовью.

Частый гость чеховского дома С.Я. Маршак писал: «После смерти Марии Павловны дом Чехова в Ялте второй раз осиротел. Но до тех пор, пока он стоит, в нём будет жить вме­сте с Чеховым его самоотвержен­ная, чистая душой, умная и наделён­ная долей чеховского таланта сест­ра…».

материал подготовил Владимир  Межевитин