юбилеям народной артистки России)

Сразу несколько юбилеев отметили поклонники творчества актрисы Жанны Андреевны Болотовой (дочери фронтовика, Героя Советского Союза Андрея Ивановича Болотова) в этом году. Среди них – 65-летие её кинодебюта (картины «Дом, в котором я живу»), 45-летие вручения Государственной премии СССР фильму «Бегство Мистера Мак-Кинли, где она сыграла одну из главных ролей, и 45-летие же фильма «Подранки» (с её участием), отмеченного престижной отечественной наградой – главным призом Всесоюзного кинофестиваля.

532177 01.01.1974 Киноактриса Жанна Андреевна Болотова. В. Бондарев/РИА Новости

С первых же работ Жанны Болотовой в кино её стали называть одной из самых красивых, талантливых и умных актрис отечественного экрана. Она снималась у выдающихся режиссёров 60-х – 80-х годов: С. Герасимова, Л. Кулиджанова, Я. Сегеля, Л. Шепитько, В. Дормана, М. Швейцера, Н. Губенко… Фильмы с её участием получали престижные призы международных фестивалей, становясь классикой мирового кино. Продолжалось это вплоть до развала Советского Союза и, соответственно, Великого советского кинематографа…

Ещё будучи школьницей, она оказалась на съёмочной площадке фильма «Дом, в котором я живу». Режиссёрами-постановщиками его были знаменитые Лев Кулиджанов и Яков Сегель. На роль, которую исполнила Жанна, претендовало немало талантливых московских девчонок, но именно Болотова сумела убедить авторов картины в том, что она должна участвовать в съёмках. Её искренность, благородство, непосредственность пленили тогда не только создателей фильма и зрителей, но и преподавателей ВГИКа С.А. Герасимова и Т.Ф. Макарову, у которых Жанна Болотова будет учиться позже на одном курсе со своим будущим мужем, талантливейшим актёром и режиссёром Николаем Губенко.

Едва ли не каждая картина, где снималась Болотова, становилась шедевром советского экрана. Среди них особо хочется назвать «Люди и звери», «Если ты прав», «Первый курьер», «Крылья», «Журналист», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Любить человека», «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «Кто стучится в дверь ко мне», «Запретная зона». Талант актрисы был отмечен присвоением ей звания народной артистки РСФСР в 1985 году.

Распад страны, начавшийся в конце 80-х годов и продолжающийся все 90-е годы, Жанна Андреевна переживала, как и многие другие люди, остро и горько. Коммерциализацию российского кинематографа, в котором стали преобладать циничные, кровожадные фильмы, зачастую ориентированные на самые низкие инстинкты, не несущие в себе свет, добро и стремление к вечным гуманистическим идеалам, Болотова принять не могла. Её жизнь стала своеобразным протестом «новому порядку вещей». Сценарии, которые получала актриса, она, не колеблясь, отвергала, ибо шли они вразрез её представлению о смысле и ценностях искусства – тех, что Жанна Болотова получила на уроках своих легендарных учителей и своих родителей. Взыскательность и принципиальность, чувства собственного достоинства и вкуса не позволяли ей принимать участие в той кино- и телевакханалии, откровенно безнравственной и убогой, наблюдаемой актрисой из года в год. Не могла принять Жанна Андреевна и безоглядного уничижения прошлого своей Великой Родины. Появляясь иногда перед телевизионными камерами (обычно в дни своих юбилеев) или на страницах СМИ, говорила она, дочь героя Советского Союза, одного из легендарных командиров-сибиряков (комбата), первыми форсировавших Днепр (и служившего Родине верой и правдой как в военное, так и послевоенное время), – откровенно и ничего не боясь, о том, что волнует душу и живёт в её благодарной памяти до сих пор. С некоторыми её мыслями и воспоминаниями хочется поделиться с читателями в этом материале:

«…Вот и прошёл праздник народного единства. Телевидение выдало серии передач, документальных и художественных фильмов, отвратительных по смыслу и просто плохих по качеству. На каждом можно ставить пометку: «Осторожно – яд!» Призывы даже западных здравомыслящих политологов (например, французского историка Эммануэля Тодда): «Пора возвращаться к взвешенному взгляду на историю» – не возымели пока никакого действия на наших идеологов. Ими по-прежнему движет только ненависть к прошлому. Их совершенно не интересует отношение миллионов людей к происходящему. Мне вообще кажется, что сейчас такой праздник в принципе невозможен. А между тем мы жили в стране, где такой праздник был.

«Как часто вижу я сон, тот удивительный сон…». Вот двадцатилетней девушкой на съёмках фильма Сергея Герасимова «Люди и звери» я побывала в Запорожье и Харькове. Увидела плотину и харьковский завод. Вот в Дивногорске увидела плотину на Енисее: дух захватывало от восторга и гордости за людей, создавших это. С делегацией от «Мосфильма» была на атомной электростанции в Армении. Помню поездку в Норильск на съёмки фильма «Любить человека» того же С. Герасимова. И ещё одну поездку в Норильск, уже после 1991 года. Нас встречали как самых дорогих гостей. Предложили проехать до знаменитого комбината, посмотреть на него хотя бы издали. Помню страшную метель, еле видны были огромные прожектора, освещавшие его по всему периметру. И, наконец, наши три концерта. Я думала: «Ну кто из нормальных людей выйдет из дома в такую вьюгу?» Но в переполненном зале под аккомпанемент ветра люди слушали Пушкина, Блока, Есенина, Ахматову, Цветаеву, песни Высоцкого.

А потрясающее зрелище двух Сургутских ГРЭС! Машинный зал и зал управления. Я вижу – мой муж Николай Губенко кивнул мне: «Посмотри журнал дежурств». Фамилии всех национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы… Вот это праздник единства так праздник! Помню чаепитие в кабинете директора. «Не знаю, как у вас там, в Москве, – говорит он, – а у нас тут никакого застоя не было. Раскладушки в цехах стояли, неделями не выходили домой».

Не могу удержаться, чтобы не рассказать ещё об одном счастливом воспоминании – о посещении нашей средиземноморской эскадры в Египте, в городе Александрия. Наша делегация – министр кинематографии Ф.Т. Ермаш, кинорежиссёр Юрий Озеров, актриса Людмила Савельева и я – приглашена на встречу с моряками. Красавица-эскадра: серо-стальные корабли, совершенные по форме и внушительные по содержанию. Гордо реет на мачте флаг Отчизны родной. Поднялись на борт: идеальная чистота и порядок, всё надраено до блеска. Впечатление, что и люди тоже начищены до блеска. Командиры идеально выбриты, наша чудесная морская форма, чёрная, с золотым шитьём и золотыми пуговицами, сидит, как влитая. Матросы загорелые и пышущие молодостью и здоровьем. Когда мы поднялись на сцену, раздался такой оглушительный приветственный рёв, которого, я уверена, ни Люся, ни я больше никогда в жизни не слышали.

kinopoisk.ru

Примерно лет 25 спустя, уже после 1991 года, на вечере в Москве ко мне подошёл капитан 1-го ранга, артиллерист-ракетчик, и сказал: «Жанна, помните Александрию?» Я ответила: «Ещё бы! Такое не забывается». Теперь на все наши премьеры и просто спектакли в театр «Содружество актёров Таганки» приходят моряки – от адмиралов до старпомов. Приходят в форме. С орденами.

Году в 94-м работала у нас на даче бригада строителей, и был в этой бригаде чудесный человек Юра из Одессы. Этот Юра был настоящий клад. Молчаливый, дисциплинированный, он умел абсолютно всё – провести электричество, починить телефон, врезать замок, отремонтировать утюг, холодильник, телевизор, компьютер. Я поинтересовалась, чем он занимался до 91-го года. Он сказал: «Я служил на научном судне «Академик Королёв». Мы следили за нашими спутниками, поддерживали связь с космическими кораблями».

И вот всех этих людей назвали «совками»! где-то в конце 80-х мы вдруг услышали, что мы, оказывается, «страна дураков» и шариковых. Я даже сначала не поняла, о ком это они, что вообще имеют в виду. Может, они так шутят?

А кто же выковал коммунистической России её ракетно-ядерный щит и меч? От и до – из советских материалов и советскими технологиями. Совки, выходит? Шариковы? Спросите геологов – они скажут: создавать сырьевую базу радиоактивных технологий СССР начинал с нуля. Так же и космос. Сотни институтов, тысячи специалистов! Ничего, разобрались…

А кто, кстати, её, коммунистическую Россию, самой грамотной страной в мире сделал? Не первое ли в мире Советское государство? А что сделали для страны советские люди за двадцать брежневских – непонятых и оболганных «застойными» лет? Обжились на постоянной основе в космосе. И на постоянной же – вышли подводным и надводным флотом в Мировой океан. И, наконец, мы, совки, ликвидировали как класс нищенство. При «равенстве в нищете» на всё хватало коммунистической России. На космос и океан. На Север и курортный Юг. На бесплатное лечение и учение – всех. На почти бесплатное жильё и проезд – всем. На науку и культуру, пусть «по остаточному принципу», но вот теперь бы эти остатки! На зарплату и пенсии, на которые все жили, а не вымирали.

Как-то в телерепортаже «из глубинки» показали мужика: «При коммунистах мы в коммунизме и жили. Не понимали только. А сейчас…» И махнул рукой…

В 1992 году нас с мужем пригласили в Италию. В маленьком городке Порто-Фино есть крошечный театр Джорджо Стреллера. Мы должны были читать русскую поэзию. Всё было прекрасно организовано! Итальянские актёры читали по-итальянски, мы – то же самое по-русски. В последний вечер – прощальный ужин, чудесная атмосфера человеческой близости и товарищества. И вот наш новый друг вдруг спросил: «Николай, а можно неудобный вопрос? Как вы могли отдать такую страну?» Воцарилось молчание…

Я так много говорю о прошлом, что может сложиться впечатление, будто живу только им, «утопая в дальнем дорогом». Это не так. Думая о прошлом, я думаю не о нашем личном благополучии, не о советской безмятежной и уважаемой старости, а о той общей атмосфере уверенности в завтрашнем дне, безопасности, достоинства и равенства, в которой мы жили.

В чём же сегодня искать надежду, на что опереться, где увидеть хоть какие-то очертания будущего? И вот читаю у Л. Толстого в «Войне и мире» – после поражения Наполеона: «Москва в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святыни, ни богатств, ни домов, была тою же Москвою, какою была в августе. Всё было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого». И это неразрушимое, мне думается, есть та «могучая сила жизненности», тот дух победителей, который жил в наших прадедах, наших отцах, а будет жить в наших внуках. И если нам хватит мудрости – «жизнь потечёт сквозь честные сердца» (М. Салтыков-Щедрин).

Хватило бы мудрости!»

Содружество актеров Таганки
«ВВС»
фото Екатерины Цветковой

…С глубочайшим уважением относясь к творчеству и гражданской позиции Николая Николаевича Губенко (известнейшего актёра, режиссёра, государственного и общественного деятеля) и Жанны Андреевны Болотовой, в 2019-м я попросил известную воронежскую исполнительницу авторских песен Ирину Николаевну Ким, отправлявшуюся в Москву на Всероссийский конкурс «Виват, таланты!» (на котором она, кстати, стала одним из победителей), передать им сборник стихов Владимира Шуваева «Избранное» с моими признательными словами в адрес этих двух любимых мною художников (с Губенко я был знаком с 1993 года). Вскоре Жанна Андреевна позвонила Ирине, сердечно поблагодарив за книгу с замечательными стихотворениями воронежского поэта. Разговор был не формальный – тёплый, сердечный, обстоятельный, с горячим приветом от Николая Николаевича и приглашением на спектакли его театра «Содружество актёров Таганки»…

О своём посещении театральных спектаклей Губенко Ирина Ким рассказала в передаче «ТВ-Губернии» в рубрике «Собрание сочинений» (Том 160). Я же с ней тогда в Москву поехать не смог, о чём теперь сожалею, ибо губенковской «Таганки» больше не существует. После смерти её выдающегося лидера она была передана под управление людям, возглавившим «Таганку» любимовскую, являющуюся во многом антиподом «Содружества актёров Таганки». О смене театральной политики там рассказала Жанна Андреевна Болотова в одной из встреч с журналистом Константином Сёминым в интернете в его программе «Прощание Таганки». Слушая её, я восхищался талантом, гражданской стойкостью, принципиальностью и чистотой души удивительной актрисы и Человека.

Владимир  Межевитин