Трагедия Зои Космодемьянской

80-летию казни Зои Космодемьянской посвящается…

Три эти даты почти сошлись в некоем символическом сопоставлении. Приближается 8 декабря — день, когда 30 лет назад в результате предательского беловежского сговора был ликвидирован Советский Союз. А предшествуют этому трагическому дню 80-летние годовщины подвига Зои Космодемьянской и начала советского контрнаступления в битве за Москву.

Тогда поворот вспять мощного вражеского войска, снаряжённого по существу всей Европой, многими в мире был воспринят как необыкновенное чудо. Его совершили советские люди под руководством Коммунистической партии. Но что же произошло полвека спустя?

Действительно, не было вроде бы такого огромного скопления вражеских сил на подступах к нашей столице, когда состоялось фактически подписание акта о капитуляции, разодравшего на части великую Советскую страну. Нам упорно внушают, что она якобы распалась сама собой. Чудовищная ложь, призванная скрыть колоссальные и подлые старания ненавистников советского строя — внешних и внутренних!

Прочитайте публикуемую ниже статью, которая впервые была напечатана в «Правде» за 29 ноября 1991 года, то есть к полувековой годовщине героической гибели Зои Космодемьянской. В 1941-м её мучили и казнили немецкие фашисты, а 50 лет спустя, вторично, — предатели в Отечестве родном. Начав с расправы над советскими героями, завершили они свою целенаправленную злодейскую операцию убийством всей Советской державы.

В подмосковной деревне Петрищево 29 ноября 1941 года гитлеровцы, пришедшие сюда как оккупанты, пове­сили восемнадцатилетнюю комсомолку, которая назвала себя Татьяной. Партизанка подожгла дома, где находились вражеские солдаты, и сарай с немецкими лошадьми; была схвачена при выполнении боевого задания и подвергнута жесточайшим, нечеловеческим пыткам, проявив сверхъ­естественное мужество и стойкость… Об этом, когда Петрищево освободили наши войска, страна узнала из очерка корреспондента «Правды» Петра Лидова «Таня». А позже стало известно её настоящее имя — московская школьни­ца, десятиклассница Зоя Космодемьянская.

Люди, помнящие войну, подтвердят, что значило для всех нас это имя. В самую трудную пору оно придавало веру и силы тем, кто их, казалось, утрачивал. Убеждён: если бы даже мы не воспроизвели сегодня её портрет, всё рав­но перед мысленным взглядом едва ли не каждого мое­го сверстника возникло бы прекрасное девичье лицо, ка­ким мы впервые увидели его тогда на фотографиях в газе­тах. А до того было другое фото — сделанное правдистом Сергеем Струнниковым у свежеразрытой могилы. Потря­сающее, ставшее историческим. Голова мёртвой девушки с разметавшимися по снегу короткими волосами и обрыв­ком петли на шее, истерзанное врагами тело.

И всё это вошло в нашу душу. Как волнующие строки написанной вскоре поэмы Маргариты Алигер «Зоя», как одноимённый фильм, как книга матери — «Повесть о Зое и Шуре». Надо же! Зоин брат, танкист, павший смертью храбрых под Кё­нигсбергом, тоже стал Героем Советского Союза...

Мог ли я подумать, что на светлый образ героини мое­го детства и юности когда-нибудь падёт чёрная тень? Нет, и в дурном сне такое не приснилось. Однако произошло.

Чёрная тень

Первым сообщил мне эту новость мой племянник — человек другого поколения, но, как и я, свято чтивший па­мять Зои. Вернее, он не сообщил даже, а спросил:

— Дядя Витя, значит, Зоя Космодемьянская — вовсе не героиня?

— Откуда ты взял?

— В «Аргументах и фактах» напечатано.

Нет-нет, да и ловлю себя на мысли: наивный я всё-таки человек! Вроде уж пора бы ничему не удивляться. Кажет­ся, окончательно и бесповоротно доказано, что не было и просто не могло быть никаких героев в нашей стране за 74 года Советской власти. Ну по крайней мере до августа 1991 года. Не велено им быть, не разрешено. В других стра­нах или у нас до октября 1917-го — пожалуйста. А после — ни в коем случае.

История делается дела­ми людей, но пишется-то она перьями, причём не всегда добросовестными. Напомню для тех, кто читал, и расскажу тем, кто не зна­ет. В 38-м номере еженедельника «Аргументы и факты» за 1991 год появилась статья А. Жовтиса «Уточнения к кано­нической версии». Подзаголовок: «К обстоятельствам ги­бели Зои Космодемьянской». Что же «уточнил» неизвест­ный мне писатель?

Невероятно, но факт: исследованиями в статье и не пахнет. Жовтис ссылается на другого писателя — Н. Анова, ныне покойного, который когда-то (судя по всему, ещё во время войны) вроде бы побывал в Петрищеве и от од­ной учительницы (безымянной!) услышал неожиданную версию, связанную с гибелью Зои. Под страшным секре­том (все жители деревни были настолько запуганы совет­скими властями, что не могли говорить правду) она, дес­кать, сообщила: немцев в Петрищеве, оказывается, вообще не было. Они располагались «в другом населённом пункте» («к сожалению, я не помню, в каком именно», — походя де­лает сноску Жовтис). А в деревне Петрищево однажды но­чью загорелась изба. Придя к выводу, что это поджог, на следующую ночь жители выставили караульных. И пойма­ли девушку, которая пыталась поджечь другой дом. Кара­ульные избили её, затем втащили в избу к некоей Лукерье, а утром староста отправился к немцам и доложил о слу­чившемся. «В тот же день девушка была повешена прие­хавшими в Петрищево солдатами спецслужбы…».

Вот вкратце «неканоническая версия», изложенная А.Жовтисом. Ну ладно, согласимся: при восстановлении ис­торической правды не стоит и слухи сбрасывать со счетов. Но их ведь, наверное, надо проверять! Человек же, назы­вающий себя писателем, в данном случае не только не оза­ботился и не утрудился ни малейшей проверкой. Он даже общеизвестные и совершенно бесспорные факты извра­тил. Так, реальная и легко узнаваемая всяким более или менее осведомлённым читателем Прасковья Кулик у него становится Лукерьей, перевираются инициалы матери Зои Космодемьянской… Мелочи? Допустим. Но они тоже гово­рят о методе автора.

Впрочем, об этом писателе, как и об Анове, достаточ­но хорошо и убедительно рассказал их коллега по перу Владимир Успенский, знавший обоих не один год, живший одновременно с ними в Алма-Ате. Он многие годы соби­рал материалы о Зое Космодемьянской, издал книгу о ней. В одном только согласиться с Успенским не могу. Дважды в своей статье он замечает: нелепостей у Жовтиса так много, «что нет необходимости опровергать или хотя бы перечис­лять их — они говорят сами за себя»; и далее: «Нет смысла опровергать, доказывать».

А по-моему, есть. Далеко не все нынче верят на сло­во даже самому квалифицированному специалисту. Дале­ко, далеко не все помнят и знают подробности событий многолетней давности, уверенно разбираются или хотя бы ориентируются в них. Да и сомнения после той публикации могут возникнуть: даже у меня, немало знавшего, началась в голове некоторая сумятица. Словом, я решил, что надо всё ещё и ещё раз основательно перепроверить. Особенно после того, как в 43-м номере «Аргументов и фактов» поя­вилась уже целая подборка писем «Зоя Космодемьянская: героиня или символ?», большинство которых по существу «развивают» и «углубляют» версию Жовтиса.

Немцев не было?

Я встретился тогда с боевыми подругами и друзьями Зои — их, живших в Москве, собралось двенадцать че­ловек.

Побывал в архиве, где хранятся десятки папок с мате­риалами, относящимися к той давней истории. Наконец, промозглым и сумрачным ноябрьским утром 1991-го от­правился в Петрищево, где поговорил со всеми жителями, помнящими 41-й год.

И что выяснилось? Начну с исходного, на мой взгляд: были или не были немцы в Петрищеве. Согласитесь, если их не было, то получается, что Зоя как бы боролась про­тив своих.

Из показаний, написанных по-немецки пленным унтер-офицером 10-й роты 332-го пехотного полка 197-й пехот­ной дивизии Карлом Бейерлейном:

«Уже 10 дней мы были в боях, и вот наконец пришло спасительное известие: смена. Наш батальон отошёл в эту ночь в деревню Петрищево, лежащую в нескольких кило­метрах от фронта. Мы были рады отдыху и вскоре ввали­лись в избу. В небольшом помещении было тепло. Русскую семью выставили на ночь на улицу. Только мы вздремнули, как стража подняла тревогу. 4 избы вокруг нас пылали. Наша изба наполнилась солдатами, оставшимися без кро­ва. Наше волнение быстро улеглось, и, выставив полроты для охраны от поджога остальных домов, мы довольно не­удобно провели остаток первой ночи...».

Это — документ из архива. А старые люди, с которы­ми я виделся в Петрищеве, не просто подтверждали, что немцы стояли здесь, причём долго, до 14 января 1942 года, когда деревня была освобождена бойцами нашей 108-й стрелковой дивизии. Люди приходили в искреннее удив­ление от самого моего вопроса. Ведь оккупанты, заняв большинство крестьянских домов, поначалу даже выгнали жителей, которым пришлось перебраться в более глухие деревни за восемь — десять километров отсюда — в Бого­родское, Златоустово и другие.

Только потом, после унизительных просьб и всяческих хитростей, удалось вернуться домой. Да и то ютились здесь кое-как — на кухнях да в запечках, спали на полу.

Мария Ивановна Шилкина, 62 года:

«Это как же немцев у нас не было? Битком набита ими была вся деревня. Почти в каждой избе, разве что кроме самых плохих, — по нескольку человек. Мой старший брат сперва в лесу прятался. Нас же с сестрёнкой мама на сан­ках в Златоустово перевезла. А когда мы вернулись, в до­мах немцы уже нары двухъярусные понаделали, чтобы спать на них, нам же места почти не оставалось».

Егор Степанович Тарасов, 63 года:

«У нас в доме жил какой-то важный немецкий началь­ник, офицер. Помню, по утрам приходили брить его. А во­обще немцы размещались почти во всех избах. Когда Зоя подожгла соседний с нами дом Кареловых и сарай с ло­шадьми возле него, немцы выскакивали полуодетые. Это я тоже запомнил».

Много деталей, которые не придумаешь. К приме­ру, Антонина Семёновна Филиппова (ей 76 лет) рассказы­вала, что немцы устроили за её домом кузню, где ковали и перековывали своих лошадей. Стоял во дворе молодой вяз — на ствол его нанизывали подковы. Они так и оста­лись потом, заросли. Вяз нынче в обхват толстенный. «Рас­пилите, — говорила Антонина Семёновна, показывая на дерево, — и увидите там железо это заросшее».

Мария Ивановна Седова (сейчас 81 год) и её дочери Ва­лентина и Нина (было им тогда соответственно 11 и 9 лет) жили в доме на самом краю деревни, куда немцы сначала привели схваченную Зою и где обыскивали её. Так вот, в этом доме тоже было полно незваных постояльцев. Они и кур пе­рестреляли на еду, и овец, поросёнка, и корову у бабушки Седовой. Перед Рождеством ёлку срубили около избы (в лес пойти, очевидно, боялись) и установили её в комнате. Пере­пились, бросались бутылками в стену, орали песни. А потом вывалились на улицу. Известно, что тело казнённой Зои ос­тавалось на виселице — для устрашения жителей — полто­ра месяца, до самого прихода наших, и в ту рождественскую ночь пьяные солдаты ещё раз надругались над ним: исколо­ли штыками, кинжалами, отрезали грудь…

Кто поймал Зою? У Лидова в первом очерке сказано: в тот момент, когда она собиралась поджечь конюшню, где стояли обозные лошади, часовой подкрался и обхватил её сзади руками. Уточню: первым Зою заметил один из мест­ных жителей, которых после поджога немцы тоже выста­вили в караул. И схватил её или он сам, или солдаты, кото­рых он позвал.

Кто её истязал

Да, в истории всё гораздо сложнее, нежели в газетном очерке, написанном даже талантливым и честным журна­листом, но оперативно, срочно, когда для подробного рас­следования просто не было времени. Учтём и суровые то­гдашние военные табу. Что-то в очерк не вошло просто из-за недостатка места, что-то, возможно, было опущено сознательно, а какие-то моменты были переданы не со­всем точно. Всё это так. В подтверждение жизненной слож­ности обстоятельств могу привести не только факт поимки Зои, но и ряд других.

Скажем, хозяева сожжённых домов (а не только немцы) вполне естественно досадовали, оста­ваясь без крова. Кто-то из них, когда Зою схватили, прямо сказал ей об этом, кто-то даже ударил её. Но достаточное ли это основание, чтобы утверждать теперь, что избили Зою жители деревни, а никаких фашистских зверств, о ко­торых в своё время столько писалось, совершено не было? Ведь так же получается в статье Жовтиса!

Из показаний унтер-офицера Карла Бейерлейна: «На следующий день по роте пронёсся шум и одновре­менно вздох облегчения — сказали, что наша стража за­держала партизанку. Я пошёл в канцелярию, куда двое сол­дат привели женщину. Я спросил, что хотела сделать эта 18-летняя девушка. Она собиралась поджечь дом и имела при себе 6 бутылок бензина. Девушку поволокли в поме­щение штаба батальона, вскоре туда явился командир пол­ка подполковник Рюдерер. Через переводчика он хотел не только добиться признания, но и выяснить имена помощ­ников. Но ни одно слово не сорвалось с губ девушки… На улице её продолжали избивать до тех пор, пока не пришёл приказ перенести несчастную в помещение. Её принесли. Она посинела от мороза. Раны кровоточили. Она не сказа­ла ничего...».

В мае 1942 года прах Зои Космодемьянской был торжественно захоронен

Так это было. О пытках, жестоких мучениях, которым была подвергнута фашистами Зоя, рассказывала в своё время Прасковья Кулик — хозяйка дома, где всё это проис­ходило. Рассказывали и хозяйки других домов, где допра­шивали Зою, — Воронина, уже знакомые нам Мария Седо­ва с дочерьми, которые живы до сих пор. Кощунство отри­цать это сейчас! Кощунство подгонять под новую заданную схему то, что произошло в Петрищеве тогда!

А ведь Жовтис именно подгоняет.

«Трагедия в подмосковной деревушке, — пишет он, — явилась результатом того, что, срочно создавая партизан­ские отряды из готовых к самопожертвованию во имя пра­вого дела мальчиков и девочек, их, видимо, ориентирова­ли на осуществление тактики «выжженной земли». Ведь, как свидетельствует участник событий писатель В.И. Кожинов, «отряды подрывников уничтожали не только страте­гические объекты, но и прихватывали обычные селения».

Что сказать? Хорошо, по-моему, написала об этом се­мья Лидова в «Аргументы и факты» (увы, редакция не со­чла возможным или нужным напечатать это место из пись­ма, как и многое другое из прочих писем, «невыгодное» и «неудобное» для этой газеты). Цитирую:

«У войны не женское лицо. Почти дети уходили на фронт и становились одновременно её героями и залож­никами, поджигали свои дома, чтобы в них сгорали чужие. Бывало, люди палили и собственные хаты. Из сегодняш­него далека можно пожалеть не только о сожжённых пя­тистенках, но и о сгоревших лошадях. Но то было другое, жестокое время, которое нужно мерить его же собствен­ной меркой».

Разве неверно сказано? О том же, хоть и по-своему, го­ворила мне в Петрищеве старая крестьянка Мария Ива­новна Шилкина: «Да можно ли судить о военном времени с нашей нынешней колокольни? Надо в ту пору вникнуть…».

Нет, Жовтис внушает своё: «Заблуждался ли П. Лидов, обманутый смертельно запуганными жителями деревни, или сам создал выгодную сталинской пропаганде версию событий, но именно эта версия стала признанной и вошла в историю».

Об этике и совести

Однако и этим «работа» газеты, охотно пошедшей вслед за сенсационным автором, не кончилась. Многое из того, что специально отобрано для публикации откликов, я бы назвал уже полной бессовестностью.

Представьте себе, нашлись медики из ведущего научно-методического центра детской психиатрии, которые на­писали (а редакция опубликовала!) письмо со ссылкой на историю болезни 14-летней Зои. Замечу: на историю, кото­рой в архиве больницы нет — якобы изъята после войны. Но, положим, она была. И о чём же это свидетельствует? Что Зоя Космодемьянская, признанный эрудит и школьная отличница до 10-го класса, из которого ушла воевать, — психически больной человек, шизофреник? Говорят, Жан­не д’Арк порой слышались неземные голоса, но францу­зам и в голову не придёт объявлять свою национальную героиню сумасшедшей. Неужели не стыдно вам, врачи-со­отечественники? И вам не стыдно, коллеги из «Аргументов и фактов»?

Владимир Успенский правильно поставил вопрос об этике писателя. Но есть ещё и этика врачебная, этика жур­налистская. Есть и редакционный профессионализм, кото­рый не позволяет — при любой гласности и свободе сло­ва — публиковать заведомую нелепость. А именно таковой я считаю заметку некоего В. Леонидова из Москвы, напеча­танную в той же подборке писем.

Автору хочется доказать, что Зоя — это вообще не Зоя, а кто-то другой. И он ставит под сомнение опознание тела, проводившееся после освобождения Петрищева зимой 42-го года. Причём как это делает!

«Расскажу вам, что я слышал примерно в 1948 году от жителей д. Петрищево», — так начинает он. Опять «слы­шал»… Ну ладно. А что же слышал-то?

«Бои в Петрищеве не шли. Немцы ушли. Через некото­рое время в деревню приехала комиссия и с ней 10 жен­щин. Выкопали Таню. Никто в трупе не определил своей дочери, её снова закопали. В газетах тех времён появились фотографии издевательств над Таней. Наконец, за подвиг девушке посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре после этого указа приехала комиссия с дру­гими женщинами. Вторично вытащили из могилы Таню. На­чалось чудо-представление. Каждая женщина в Тане опо­знавала свою дочь. Слёзы, причитания по погибшей. А по­том, на удивление всех жителей деревни, драка за право признать погибшую своей дочерью. Побоище было страш­ное. Всех разогнала длинная и худая женщина, впоследст­вии оказавшаяся Космодемьянской. Так Таня стала Зоей».

Ну почему Зоя назвалась Таней — давно и широко из­вестно: по имени своей любимой героини Гражданской войны коммуниста Татьяны Соломахи. Но вдумайтесь как следует в то, что вы прочитали. Я уж не говорю ещё об одном грязном кощунстве, относящемся на сей раз к матери Зои. Однако оскорблена-то, по сути, не только она, потерявшая на вой­не дочь и сына, поседевшая и оглохшая от нервного потря­сения при опознании дочери. Оскорблены и многие нена­званные матери, тоже приезжавшие к могиле в надежде найти своё пропавшее без вести дитя. Но вы внимательнее вдумайтесь: ведь того, что описано, просто не могло быть по элементарной логике!

Получается: при первом приезде комиссии и матерей Зою не опознали. И тем не менее вскоре ей присвоили зва­ние Героя Советского Союза. Но кому же присвоили? Бес­фамильной Тане? Такого, естественно, не было и не мог­ло быть. Бесфамильным, неизвестным званий и наград не выдавали. Звание Героя Советского Союза было присвое­но Зое Анатольевне Космодемьянской (именно ей!) Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года. Акт опознания, который я держал в своих ру­ках, будучи в архиве, подписан 4 февраля. Значит, не было уже надобности после этого вторично вскрывать могилу и свозить матерей. Невозможен был никакой спор, а тем более драка, побоище (!) за право стать матерью Героя Совет­ского Союза. Мать уже была установлена. Где же она, логи­ка? Как же можно было не заметить явной нелепости? Нет, скорее всего, сознательно «не заметили», потому что неле­пость-то выгодная…

Раз уж речь зашла об опознании, скажу немного, как это было на самом деле. Жителям Петрищева, близко ви­давшим Зою (а таких оказалось немало), показали фото­графии нескольких девушек из разведывательно-дивер­сионной части 9903 под командованием майора Спрогиса, — девушек, пропавших за последнее время без вести. Мария Ивановна Седова и две её дочери сказали мне: при­несли целую стопу комсомольских билетов с фотография­ми. И среди них все смотревшие — каждый сам по себе — признали Зою.

Это первое. Второе: на опознание, кроме Любови Ти­мофеевны, знавшей некоторые интимные приметы доче­ри, приехала также ближайшая подруга Зои по отряду — Клава Милорадова. Незадолго они вместе были в бане, и какие-то приметы запомнились. Нашлись и характерные предметы одежды.

Но и это ещё не всё. В 1943 году под Смоленском у уби­того немецкого офицера, а потом уже в 1945 году, в Герма­нии, были обнаружены фотографии казни Зои (о том, что её казнь гитлеровцы фотографировали, писал ещё в своём первом очерке Лидов). Так вот, на этих фотографиях, сде­ланных в разных ракурсах, Зоя узнаётся совершенно чётко и, думается, безошибочно.

Какие мы сегодня

Кстати, свидетелем неожиданного продолжения той истории я стал, приехав в Петрищево. Здесь, в музее, мне показали недавнее письмо из Воронежа от юриста Игоря Юрьевича Дубинкина. К нему от умершего отца, работав­шего в саратовской областной газете, попала фотография (не репродукция — подлинник!), на которой воспроизве­дён ещё один, ранее неизвестный ракурс Зоиной казни. Игорь Юрьевич поспешил послать этот уникальный сни­мок в петрищевский музей, сопроводив искренним, прочувствованным письмом.

О, благодарная человеческая память! Не все мы, к сча­стью, утратили её, не все окончательно озверели в эти смутные годы. Есть и настоящие люди среди нас…

Считаю нужным сказать в связи с этим ещё об одном эпизоде, связанном с разысканиями вокруг Зои. Елена Сенявская, аспирантка Института истории России, тоже по­слала в «Аргументы и факты» своё письмо. Дело в том, что некоторые студентки бывшего Московского геологоразве­дочного института, увидев в 1942 году в «Правде» фотогра­фию казнённой Тани, признали в ней свою однокурсницу Лилю Азолину.

У неё с Зоей много общего. Известно, что Лиля осенью 41-го ушла добровольцем в Коммунистический батальон Красной Пресни, что с ней беседовал майор Спрогис — ко­мандир Зоиной части. Но в эту часть Лиля почему-то не по­пала. Была в отряде Иовлева, который действовал в рай­оне Звенигорода. Это примерно в 60 километрах от Пет­рищева. Где-то там, наверное, и погибла. Однако подруги продолжают поиск. Загоревшаяся их гипотезой, подклю­чилась к ним и 24-летняя аспирантка Лена Сенявская.

Более увлечённого человека, увлечённого и историей Великой Отечественной, по которой она пишет диссерта­цию (тема — «Духовный облик фронтового поколения»), и личностью Лили Азолиной, пожалуй, трудно представить. Есть тому объяснение: её отец, в юности — фронтовик, всю войну носил в комсомольском, а затем в партийном биле­те фото Зои Космодемьянской. Первой любовью его тоже стала девушка, сражавшаяся и погибшая в истребительном батальоне. Ей и Зое он, доктор исторических наук, после войны посвятил свою повесть «Лунная соната».

Но вдруг, когда он уже умер, Лена узнаёт, что есть ещё одна, безвестная, но прекрасная героиня — Лиля Азолина. Стремление сделать её тоже известной всецело овладева­ет девушкой.

Она показывала мне Лилин портрет. Сходство с Зоей действительно удивительное. Хотя это, по существу, един­ственный аргумент. Нет, имеется ещё один: Лиля тоже мог­ла назваться Таней, потому что так звали её младшую се­стру, и ей очень нравилось это имя. Лена Сенявская хочет непременно провести криминалистическую экспертизу, чтобы исследовать и квалифицированно сличить два порт­рета. Ведь жива ещё Лилина мама — ей 95 лет, и она по-прежнему ждёт свою дочку, пропавшую без вести.

Что ж, я считаю, дело, которым увлечена Лена Сеняв­ская, не только правомерное, но по-своему святое. Нико­гда нельзя ставить последнюю точку в военной истории, в поиске героев, которые где-то и когда-то погибли за Роди­ну. Надежда умирает последней…

А теперь — вопрос, который ставили при нашей встре­че все боевые друзья и подруги Зои. Да и не только они. Передо мной он, этот вопрос, тоже возник сразу после про­чтения тех материалов в «Аргументах и фактах»: а случайно ли они появились именно накануне 50-летия разгрома не­мецко-фашистских войск под Москвой?

Думаю, не случайно. У известного поэта есть извест­ные строки: «…если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Признаем и другое: если гасят звёзды, это тоже нужно кому-нибудь. А сейчас (разве не видно?) идёт целенаправленная стрельба по героическим звёздам на­шей советской истории. Добрались и до Великой Отечественной. Стреляют, как в тире по мишеням, выбивая одну за другой.

Говорят, мёртвым не больно. Но мы же видим: стреляют в мёртвых, а попадают нередко в живых. Покон­чила с собой поэт-фронтовик Юлия Друнина. Узнав о не­вольном перезахоронении из Вильнюса своего боевого товарища, прославленного полководца Ивана Черняхов­ского, и спеша на неожиданное новое прощанье с ним, скоропостижно скончался полковник в отставке, писатель и учёный Акрам Шарипов: сердце не выдержало…

Впрочем, трагический список можно привести большой. Довольны вы, гробокопатели?

Авторы ряда откликов, направленных в «Аргументы и факты», в разговорах со мной сетовали, что их материалы так и не появились в этом издании. Разумеется, в чём-то я понимаю его сотрудников: увы, всего не напечатаешь. Но в данном-то случае и авторы некоторых напечатанных заме­ток тоже огорчены и удручены. Считают, что их сократили и отредактировали весьма тенденциозно, из-за чего ока­зался или не вполне донесённым, или даже искажённым главный смысл. Приведу хотя бы два абзаца, которые — по техническим или более серьёзным причинам — редакция «Аргументов и фактов» сочла нужным опустить.

Из письма кандидата исторических наук, ветерана Великой Оте­чественной войны Владимира Ивановича Залужного:

«Складывается впечатление, что некоторые сотрудни­ки еженедельника, защищая свой мундир в связи с опуб­ликованием провокационного материала А. Жовтиса, ре­шили идти до конца и любой ценой попытаться развенчать светлый образ казнённой немецкими фашистами Зои Кос­модемьянской. Если это так, то подобная затея должна ква­лифицироваться как аморальный поступок».

Из письма Елены Сенявской:

«Что же до обстоятельств гибели… На Руси мучеников всегда считали святыми. А то, что девушка погибла мучени­чески, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. И кто бы она ни была — Таня, Зоя, Лиля, — будем помнить. Её и других, известных и безымянных, положивших жизнь на алтарь По­беды. Большей жертвы не бывает. Сёстры по судьбам, они совершили каждая свой подвиг во имя Отечества».

Полностью разделяю эти мысли — и ветерана, и юной исследовательницы великой войны. Но как огорчило её, что, украв из этого абзаца мысль о жертвенном мучениче­стве героев для редакционной сводки, какая-то жестокая и расчётливая рука две последние фразы вычеркнула, впи­сав свою: «Другое дело — насколько оправданна была эта жертва». К счастью, Лена Сенявская так не думает. В оправ­данности героизма советских людей у неё нет сомнения.

Вновь и вновь вслед за ней я пытаюсь представить себя на месте тех совсем молодых ребят и девчат, которые, не очень-то и обученные воевать, добровольно, группами и поодиночке уходили в ночь, в мороз, в зимний лес, каждую минуту рискуя попасть в лапы жестокого врага. Кто-то из них стал известен потом стране и всему миру, о ком-то мы до сих пор ничего не знаем. Но воздадим славу им всем — заслуженную и неделимую. Низкий поклон и вечная па­мять героям, достойно представляющим целое поколение нашего народа. Фронтовое поколение. Да святится в веках имя твоё, Зоя, Лиля, Таня!.. Все вы, которых было так много, в страшные военные годы отдали за нас действительно са­мое дорогое — свою жизнь. И мы не можем, не должны, не имеем права забывать, а тем более предавать вас.

Вот что было потом

Скажем прямо, в развернувшейся кампании тотального охаивания всего нашего советского прошлого Зоя стала одной из самых горьких жертв. Некоторые газеты до­говорились до того, что Космодемьянская — вовсе не Кос­модемьянская, а кто-то другой.

В ответ «Правда» провела своё журналистское расследование, итоги которого вылились в статью «Трагедия Зои Космодемьянской». Она вызвала более тысячи откликов, которые убеди­тельно свидетельствовали, как всё-таки неравнодушны чест­ные люди к своей истории и сколь дороги им её герои.

Тогда же у нас в редакции, а также у ветеранов — боевых товарищей Зои окрепло возникшее намерение: чтобы развеять даже малейшие сомнения в том, кто была казнённая в Петрищеве девушка, надо прибегнуть к специальной научно-криминалистической экспертизе. Своих союзников мы нашли в Центральном архиве ВЛКСМ, где хранилось обширное «дело» Зои…

И вот передо мной официальный пакет, из которого я достаю бланк с грифом и подписью заведующего архивом В. Хорунжего. Приведу текст полностью:

«В редакцию газеты «Правда». Мы глубоко благодарны вам за статью «Трагедия Зои Космодемьянской», все поло­жения и факты которой полностью разделяем. Убеждены, что материал этот служит восстановлению правды о слав­ной героине нашего народа — вопреки распространяемым о ней некоторыми изданиями лжи и клевете.

В связи с рядом спорных вопросов, возникших вокруг подвига и имени Зои Космодемьянской (публикации еже­недельной газеты «Аргументы и факты» №38, 43, 1991 г.), Центральный архив ВЛКСМ обратился в Научно-исследо­вательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации с просьбой провести экс­пертизу по установлению личности погибшей. Для этого были направлены фотографии 3.Космодемьянской, Л. Азолиной и повешенной девушки. Всего 9 фотографий.

Заключение специалиста: «…на фотографии трупа по­вешенной девушки запечатлена Зоя Космодемьянская».

Заключение подробное, обстоятельное, с детальным описанием проделанного исследования. Проведение его, как следует из текста, было поручено одному из опытней­ших и самых квалифицированных специалистов — канди­дату юридических наук Александру Александровичу Гусе­ву, работающему в области судебно-портретной эксперти­зы с 1948 года.

Я позвонил ему и задал несколько вопросов.

— Трудная была работа?

— Да, трудная. Но лёгких у нас не бывает.

— Приходилось ли вам в вашей практике сталкиваться с чем-то подобным?

— Не один раз доводилось устанавливать по фотогра­фиям личности наших партизанских командиров, действо­вавших в том числе, например, и на территории Польши. У них были изменённые имена, какие-нибудь псевдонимы. Многим удалось вернуть подлинное имя.

— Но ведь Зоя Космодемьянская, согласитесь, имя особенное.

— Да, в народе оно всегда пользовалось особой лю­бовью, и я рад, что внёс какую-то лепту в восстановление правды о ней.

— А нет ли сомнения в достоверности результата?

— Ни малейшего. Абсолютно убеждён, что вывод пол­ностью соответствует действительности.

С меня будто свалился тяжёлый груз. Конечно, лю­бая девушка, которая была бы на месте Зои, достойна не меньшего уважения и поклонения. Но Зоя за многие годы уже вошла не только в историю, но и в сознание нашего народа. И отрадно, что это никакой не миф, а суровая и ге­роическая действительность, память о которой, надеюсь, останется навсегда в народной душе.

Об этом, собственно, и говорилось во многих сотнях пи­сем, приходивших в редакцию «Правды» после статьи «Трагедия Зои Космодемьянской» и проведённого дополнительного исследования…

Но, увы, Советского Союза уже не существовало. Враги (пусть хотя бы и временно, пусть не навсегда) достигли-таки своей коварной цели. Серьёзный урок на будущее!

Л. Педченко, г. Новая Каховка: «От души благодарны за статью в защиту Зои Космодемьянской. Все, кому я давал её читать, были сильно взволнованы. Очень рады, что кол­лектив газеты борется с несправедливостью, в чем бы она ни выражалась, честно несёт людям слово правды».

М. Шибалис, бывший редактор газеты 132-й стрелко­вой дивизии «В атаку», г. Минск: «Надругательство над па­мятью таких героев, как Зоя, ничем нельзя оправдать! Во время войны мне довелось писать о многих её сверстни­цах. С какой искренней душевной чистотой рвались они за­щищать Родину! И как твердо шли на смерть во имя нее».

В. Соловьёв, г. Борщев Тернопольской области: «Мы с женой два с половиной года находились в действующей армии и хорошо знаем, что такое война. Цену победы ни­когда не забудем, пока не остановится сердце. А Зоя — символ нашей великой борьбы и великой победы».

В. Белов, профессор, председатель этической эксперт­ной медицинской комиссии совета федераций обществ психиатров и наркологов: «Наша комиссия однозначно расценивает публикацию в «Аргументах и фактах» о Зое Космодемьянской как явное нарушение этических меди­цинских принципов и нормативных документов. Наши настойчивые попытки выяснить через редакцию «АиФ» ис­точник получения этой информации оказались безрезуль­татными».

В. Кувабин, г. Калининград Московской области: «Пи­шет вам пятидесятилетний сотрудник НИИ, ровесник под­вига Зои, ни разу не произнёсший слова «папа» (отец, ушедший на войну в первые же дни, погиб под Смоленском в 1943 году). Я и моя мама низко, по-российски вам клянём­ся за ваше горячее сердце, нетерпимость ко лжи и забо­ту о будущих поколениях. У меня сын семи лет. И на каких примерах я буду его воспитывать, если верх возьмут вся­кие предатели?» Верю все же: будущее — за истиной.

Материал написан Виктором Стефановичем Кожемяко, членом Редакционной коллегии газеты «ПРАВДА»

Смотреть видео киноляпов фильма «ЗОЯ» Клима Жукова:

https://youtu.be/h26KQ35zerQ

материал к публикации подготовил Сергей Ольденбургский

 Смотреть видео о старом музее в Петрищево Зои Космодемьянской: https://youtu.be/5WuS4fp0Xoo

Смотреть видео и оценку фильма, Константина Сёмина «ЗОЯ»:https://youtu.be/20uLvfckeG0