К тому, что уже сказано было об Александре III. Мало кто из правителей единолично внес такой вклад в развитие культуры и искусства своего народа.
Александр будучи цесаревичем был другом и покровителем Достоевского. Он был поклонником таланта Лескова, Тютчева, Мельникова-Печерского. Этот «реакционер» освободил из Сибири даже Чернышевского. Толстой был уверен, что если бы был жив Александр III до отлучения дело бы не дошло.
На протяжении всего правления поддерживал Чайковского и давал ему важнейшие заказы, которые порождали такие шедевры как увертюра «1812 год». Когда Чайковский попросил у двора кредит император попросту ему переслал 3 тыс своих денег с припиской «не возвращать». Огромные средства царь выделил на постановку «Князя Игоря» Бородина.
«Передвижники были симпатичны Александру III и своей национальной проблематикой, понятной ему реалистической манерой». Именно Александр III ввел живопись передвижников в русский культурный канон. Был главным заказчиком и критиком исторических полотен Сурикова.
Стал главным меценатом Империи, соревновался с Третьяковым (при этом очень его уважая и поддерживая) в заказе и покупке шедевров русской живописи. Иногда он безошибочно ставил на шедевры которые не оценил Третьяков — например он приобрел репинских «Запорожцев», хотя Репин боялся что его обвинят в «сепаратской идейке». Савицкому он заказал картину «На войну», которую большевики потом ухитрялись использовать в антицаристской пропаганде.
Из его покупок составился Русский Музей. Он же построил Исторический Музей, горячо поддерживал Музей флота в Севастополе. В русской провинции было создано почти 100 музеев. Когда император умер в его честь решено было назвать Эстетический музей Московского Университета (будущий Пушкинский). В устройство музея решающий вклад внес Николай II. Если бы Александра не прозвали Миротворец его можно было бы назвать Александр Музеестроитель.
Знакомые с Государем историки, как Забелин, отмечали его огромную, практически профессиональную эрудицию в истории и древностях. Был председателем и постоянным участником Русского исторического общества. Выступил инициатором издания «Русского биографического словаря» и принимал участие в его редактировании.
«Особые симпатии Государя к науке отечественной истории, русской археологии и истории искусств всем известны, как известно всем образованным людям и то, что Государь при всех своих многосложных трудах находил время быть действительным председателем Императорского русского исторического общества и лично участвовал в его заседаниях».
(И. В. Цветаев. Первый директор Музея изобразительных искусств, отец Марины Цветаевой)
Александр лично собирал мемуары о Севастопольской обороне, рассекретил дело декабристов, опубликовал переписку Александра I и Лагарпа.
Сумма ассигнований на археологию за его царствование достигла полумиллиона рублей, в том числе 10 тыс рублей личных средств царя.
Был убежденным русским националистом и сторонником укрепления русского начала в политике и культуре. Не стеснялся повторять: «Россия для русских и по русски». При этом был чужд всяких предрассудков касающихся тех кто искренне служил и воспевал Россию — его поддержкой пользовались еврей Антокольский, скульптор изображавший великих деятелей русской истории, англичанин Шервуд, спроектировавший памятник Героям Плевны и Исторический Музей, немец Шредер, поставивший памятники защитникам Севастополя.
Благодаря Александру III ансамбль Красной Площади приобрел национальный русский вид — Исторический Музей, Торговые Ряды, Московская Городская Дума. Сформировалось стилистическое единство окружающей архитектуры с Кремлем.
«Он одержал победу в области где труднее всего достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал все это так тихо и молчаливо, что теперь только, когда его уже нет, Европа поняла, чем он был для нее».
(Василий Ключевский. Чай не Незыгарь)
Егор Холмогоров