74-й годовщине Победы СССР над фашистской Германией в ВОВ посвящается…
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы. Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры? Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте. И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева. Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали. На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов. Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все. Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем. Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл.
Спасённых детей высаживают на советской территории
Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё не надёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан. Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел. Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт. Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»
Александра Мамкина эвакуируют в госпиталь
И Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали «За Сашу!»… За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.
Похороны Александра Мамкина
Место захоронения Александра Мамкина
Памятник Александру Мамкину
Представление Александра Мамкина на присвоение звания Героя Советского Союза (посмертно). Звание так до сих пор и не вручено.
Дети, которых спас заживо сгоревший летчик Мамкин, уже больше 70 лет продолжают бороться за память о нём.
Воронежский летчик в 1944 году спас 90 детей ценой собственной жизни. Все они назвали себя детьми Мамкина и хотят, чтобы летчику дали звание Героя СССР
9 мая в Самару в гости приехала жительница Минска Галина Тищенко. Она стала почетной гостьей открытия граффити на одном из домов в честь летчика-героя Александра Мамкина. Гигантская картина появилась на доме №124, на Московском шоссе. Летчик в советской форме, в окружении детей, прижимающихся к нему как к родному отцу. Печальная и героическая страница истории Великой Отечественной войны.
«Он был живым факелом»
Холодная апрельская ночь 1944 года, голодные измученные дети-сироты, которых только недавно спасли от участи доноров крови для немецких солдат в Полоцке, покидают немецкий тыл. Это был последний этап операции «Звездочка» по эвакуации людей. На небольшом самолете P-5 в штурманской кабине они летели через линию фронта. За штурвалом был 28-летний Александр Мамкин. Он перевез — 90 человек, и спас бы еще больше, летал бы до утренних сумерек, если бы во время девятого рейса самолет не подбили.
Галина Тищенко — пассажирка последнего, «огненного рейса»
Галина Петровна Тищенко, которой в 1944-м было 11 лет — пассажир этого последнего, как его потом называли, «огненного рейса».
— Я помню, как нас всех посадили в самолет, в кабину штурмана. Его специально не брали, чтобы можно было больше людей увезти, — рассказывает Галина Петровна всем, кто собрался на открытии граффити. — Внизу были две кассеты, куда разместили двух раненных партизан и нашу воспитательницу Валентину Степановну Латко.
В кабине с 11-летней Галей летели еще 9 ребят, среди них ее 9-летняя сестра, 4-летний братик и маленький сын воспитательницы Толик Латко. Дети и внуки этого мальчика сейчас живут в Тольятти.
— Сначала все было тихо, летели. Боялись, но не сильно, ведь перед нашими глазами восемь успешных рейсов Александр уже совершил, — продолжает Галина Петровна.
— Но тут услышали странный звук, как будто камешки об кабину стучат. А через секунду пламя. Как нам потом объяснили, когда нас подбили осколки попали в бензобак, поэтому самолет вспыхнул. Мы летели и горели. На нас даже одежда начинала тлеть, Но хуже всего было летчику. Он был живым факелом. На нем лопалась летная куртка, ноги и руки обуглились, очки буквально вплавились в лицо. Но он молчал и не отпускал штурвал. Потом помню удар о землю, как самолет покатился… Александр Мамкин посадил самолет и… потерял сознание.Где приземлились, никто не знал: на территории врага или на земле своих. Партизаны были готовы сражаться до последнего, дети просто ждали. И какова была радость, когда утром увидели партизан в белых маскхалатах со звездами на шапках.
— Нас отправили в детдом, а летчика в госпиталь. Через несколько дней мы узнали, что он умер там от ожогов. Его сначала там похоронили. Мы через два дня со старшими ребятами собрались и побежали на его могилу, — рассказывает Тищенко.
«Отец» посмертно
Все ребята, которых тогда перевез летчик через линию фронта, назвали себя «детьми Мамкина». Человека, подарившего вторую жизнь сложно назвать иначе. А ведь он мог тогда катапультироваться из горящего самолета и выжить, но жизнь детей была для него важнее.
— Для нас он герой, он отец. Мы очень хотим, чтобы ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Мы бьемся за это уже давно, но получаем отписки, — переживает Галина Петровна. – Да, он был награжден Красной звездой 8 апреля 1944 года. И нам пишут, что за один и тот же подвиг два раза не награждают. Но с нами подвиг он совершил в ночь с 10 на 11 апреля. И он достоин этого звания. Это то, что мы можем для него сделать.
Графити Александру Мамкину на стене в г.Самара
Инициативу Галины Петровны и родственников других пассажиров того «огненного рейса» активно поддержали самарцы. Уже в ближайшее время инициаторы проекта граффити Александру Мамкину обещали отправить письмо врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову, и благодаря его помощи содействию Совета ветеранов, убедить президента Владимира Путина присвоить Александру Мамкину звание Героя Советского Союза.
Материал подготовил: Сергей Соболев