(к 110-летию со дня рождения народного артиста СССР)

 Отмечая недавно юбилей выдающегося театрального режиссёра Бориса Ивановича Равенских, телеканал «Культура» вновь подарил нам встречу и с замечательнейшим актёром-юбиляром Евгением Валериановичем Самойловым, который блистал в спектакле Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович», представ в образе Ивана Шуйского. О биографии актёра и ряде его работ на сцене и в кино хочется напомнить нашим читателям…

На одном из конкурсов «Золотая маска» (в начале 2000-х годов) Евгений Самойлов был удостоен главного приза «За честь и достоинство». При появлении Самойлова на сцене весь зал встал и горячо приветствовал его, отдавая дань уникальному дарованию и славному творческому пути подлинно народного артиста страны. Его работы в кино и театре знали несколько поколений зрителей, восхищавшихся удивительным талантом артиста многие и многие годы…

Евгению Самойлову выпала счастливая судьба, ему повезло с учителями. Великолепный мастер Александринского театра в Ленинграде Леонид Сер­геевич Вивьен (уроженец Воронежа, «дом Вивьенов» рас­положен рядом с домом писателя Ивана Алексеевича Бунина) открыл ему до­рогу в театральный мир, привив любовь к психологичес­кому реализму. Самоотверженным профессионализмом запомнились уро­ки Александра Петровича Довженко в кино и Николая Павловича Охлопкова на сцене (с ним Самойлов насыщенно и плодотворно ра­ботал более двух десятилетий – в 40-е – 60-е), и, конечно же, осо­бую роль в становлении артиста сыграло общение с Всеволодом Мейерхольдом, пригласившим его в самом нача­ле творческого пути на московские подмостки, и, безусловно, сотрудничество с Борисом Равенских в Малом театре в 70-е годы.

kinopoisk.ru

В театре Мейерхольда (1934 – 1938) Самойлов активно формиро­вался как многоплановый актёр, овладевая ши­рокой палитрой разнообразных исполнительских приемов. Здесь он сыграл Петра в «Лесе», Чацко­го в знаменитой постановке «Горе уму», Нелькина в «Свадьбе Кречинского», впечатляюще предстал в роли Павла Корчагина в спектакле по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского. Все эти роли – как и сыгранные ранее в Ленинграде роли Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» и Председателя в «Шторме» Билль-Белоцерковского, так и последующие образы Щорса в фильме Довженко (1939), Гамлета и Олега Кошевого, горьковского Антипа Зыкова и Ясона в «Медее» Еврипида (в театре Охлопкова), Кудряшова в незабываемой ленте «В шесть часов вечера после войны» (1944) – при­несли артисту широкое признание. Популярность его упрочили такие фильмы, как «Герои Шипки», «Олеко Дундич», «Живые и мёртвые», «Они сражались за Родину».

С 1968 года (после смерти Николая Охлопкова – главного режиссёра Театра Революции, названного в 1954-м Театром имени Маяковского) Евгений Валерьянович работал в Малом театре, где пришлись «ко двору» его отто­ченное мастерство и тяготение к сильной выра­зительной лепке характеров, четкость гражданс­ких позиций и человеческий оптимизм, опреде­ляющие основную тональность искусства актера.

Большинство персонажей, сыгранных Евгени­ем Самойловым на сцене прославленного Мало­го театра, – люди, чей богатый и, как правило, нелегкий жизненный опыт воспитал в них мудрость, особую зоркость глаза и остроту мысли. Его герои (по мнению исследователей творчества артиста) не растеряли открытости и света, став лишь сдержанней в проявлении чувств, не утратив ис­кренней веры в добро. Таковы старый кадровый офицер Васин в «Русских людях» К. Симонова, ака­демик Бармин («Человек и глобус» В. Лаврентье­ва), секретарь райкома Хоменко («Ураган» А. Софронова). Стремясь к созданию выразительных и гармоничных обра­зов, Самойлов, как правило, находил цель­ность человеческой личности в ее противоречиво­сти, в неповторимой «диалектике души», устрем­ленной к непреходящим нравственным ценностям. И это ему удавалось в поразительном количестве его сценических работ.

До последних лет актёр дарил зрителям интереснейшие встречи с театральным искусством.               В пьесе А. Коломийца «Дикий ангел» он сыграл сво­его сверстника – честного и обаятельного главу большой рабочей семьи. В спектакле «Из ново­стей этого дня» был незабываем Самойлов в роли писателя Угрюмова-Вьюжного. А комедия чешско­го автора И. Губача «Незрелая малина» дала воз­можность артисту вновь блес­нуть легким и жизнелюбивым юмором – как во вре­мена молодости, когда он играл главные роли в фильмах «Светлый путь» (1940) и «Сердца четырех» (1941). В вы­шеупомянутой театральной постановке он вопло­тил характер веселого эпикурейца, не унывающе­го вопреки всем ударам судьбы. Эта работа про­должила размышления актера о жизни и смерти, о позднем возрасте, его обретениях и потерях, его своеобразной красоте. Она стала еще одним сви­детельством неистраченной духовной творческой силы художника сцены, богатства его натуры.

Стиль игры Евгения Самойлова последних лет определяли благородная утонченность и мужественная простота с прорывающимся то и дело на поверхность хорошо знакомым романти­ческим темпераментом. Клокотала душа горьковского Игната Гордеева, оставляя след в зрительс­ких сердцах, сотрясали страсти князя Ивана Пет­ровича Шуйского в трагедии А. Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович», чья монументально-величественная фигура – одно из наиболее удачных и любимых созданий Самойлова в классическом ре­пертуаре. Образ Шуйского вобрал в себя самые сильные, наиболее характерные свойства его ак­терской индивидуальности. Это и завершенность пластической и живописной формы, и подробная разработка эмоциональной внешней и внутрен­ней партитуры роли, и высокая речевая культура, и сверх того – проникновенная, покоряющая сер­дечность исполнения…

За два года до смерти актёр снялся в фильме «Спас под берёзами». В 2006 Евгений Валерьянович Самойлов ушёл из жизни. Славный путь его, насчитывающий порядка 60-ти работ в кино и на телевидении и сорока ролей в театре, а также включающий педагогическую деятельность в щепкинском театральном училище, был отмечен несколькими государственными премиями, званием народного артиста СССР, и, конечно же, зрительской любовью. 

материал подготовил: Владимир   Межевитин