Удивительным образом дата 25 июля связала двух выдающихся личностей отечественного искусства – Василия Макаровича Шукшина (родившегося в июле 1929-го) и Владимира Семёновича Высоцкого (ушедшего из жизни в этот же день в 1980-м).

О Василии Макаровиче мы уже вспоминали ранее, посвятив ему статью «Совестливый талант Василия Шукшина» и вечер в киноклубе «Слово» им. В. Шуваева. Сегодня же несколько слов хочется сказать о Владимире Высоцком – спектакле его памяти на «Таганке» и стихотворении Высоцкого, написанном на смерть Шукшина.

Уход Василия Макаровича Шукшина стал шоком для всех его друзей и поклонников творчества. Многие из коллег-кинематографистов оставили  проникновенные воспоминания о нём. Посвятил другу своё стихотворение и Владимир Высоцкий. Часто, вспоминая о Шукшине на своих концертах, он говорил так:

«Мне повезло с друзьями. Мы, человек пять-шесть, жили в одной квартире в Большом Каретном переулке у Лёвы Кочаряна. Жили прямо-таки коммуной. Тогда мы только начинали. А теперь выяснилось, что всё это были интереснейшие люди – талантливейшие, каждый в своём деле, кто бы чем ни занимался… Вася Шукшин прожил с нами полтора года. Он начинал тогда снимать «Живёт такой парень» и хотел, чтобы я пробовался у него. Но он ещё раньше обещал эту роль Куравлёву, и я очень рад, что Лёня её сыграл. Вася хотел, чтобы я играл у него Разина, если бы он стал его снимать…

Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это значит для меня больше, чем быть участником и исполнителем.

Я написал большие стихи по поводу Василия, которые должны были быть напечатаны в «Авроре». Но мне предложили оставить меньше, чем я написал, и я отказался печатать не полностью. Считаю, что её хорошо читать глазами, эту балладу. Её жалко петь, жалко… Я с ним очень дружил, и как-то… я спел раз, а потом подумал, что, наверное, больше не надо… Лучше читать:

Ещё – ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, красна калина, –

А в землю лёг ещё один

На Новодевичьем – Мужчина.

 

Должно быть, он примет не знал, –

Народец праздный суесловит, –

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.

 

Коль так, Макарыч, – не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши,

Переиграй, – останься живым!

 

Но, в слёзы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понёс,

Припал к земле, как верный пёс…

А рядом куст калины рос –

Калина красная такая.

 

Смерть самых лучших намечает –

И дёргает по одному.

Такой наш брат ушёл во тьму! –

Не поздоровилось ему, –

Не буйствует и не скучает.

 

А был бы «Разин» в этот год…

Натура где? Онега? Нарочь?

Всё – печки-лавочки, Макарыч, –

Такой твой парень не живёт!

 

Вот после временной заминки

Рок процедил через губу:

«Снять со скуластого табу –

За то, что он видал в гробу

Все панихиды и поминки.

 

Того, с большой душою в теле

И с тяжким грузом на горбу, –

Чтоб не испытывал судьбу, –

Взять утром тёпленьким с постели!»

 

И после непременной бани,

Чист перед Богом и тверёз,

Вдруг взял да умер он всерьёз –

Решительней, чем на экране».

                                                   1974 г.

                                  А  ТЕПЕРЬ  О  ВЫСОЦКОМ

Когда думаешь о Владимире Высоцком, понимаешь, что сама дата ухода его и причина этого ухода, – пожалуй, единственно несправедливая и ужасающая часть его истории. В остальном он – баловень судьбы, как говорится, «любимец муз и вдохновенья», сумевший взрастить и реализовать свой уникальный дар. Ну, в самом деле: родился в Москве. Выжил в страшной  войне, не потеряв родителей. Юность и молодость пришлись на удивительное время послевоенного подъёма страны, расцвета её культуры и искусства. Закончив престижный театральный вуз (Школу-студию МХАТа), стал премьером популярнейшего в столице и в стране (известного на весь мир) Театра на Таганке. Снялся в тридцати картинах, среди которых были шедевры кинематографа, а он исполнял в них главные роли. При жизни поэта и артиста были выпущены более десяти пластинок с его песнями, а благодаря магнитофонам, едва ли не весь репертуар Высоцкого был известен и любим не только у нас, а и за пределами СССР. Выступая с многочисленными концертами, он везде ощущал восторг и обожание поклонников своего таланта.

Сегодня в средствах массовой информации, ангажированных и напичканных антисоветизмом, общим местом стало поливать прошлое нашей страны грязью со всех сторон, переплетая в своих стенаниях были и небылицы, и, подобно карточному шулеру, затевать «игры» с доверчивыми зрителями, манипулируя словесами по своему усмотрению, согласно «правилам» шулерской игры – представляя тех или иных героев прошлых лет (в том числе и Высоцкого) жертвами социалистического строя. Особняком стоят лишь отдельные мнения и редкие передачи, заставляющие, обращаясь к фактам, размышлять об увиденном трезво, без пропагандистского надрыва и спекуляций. Любопытную передачу показал недавно писатель Захар Прилепин на телеканале «НТВ», в которой осуществлена попытка увидеть биографию Владимира Высоцкого без экзальтированной конъюнктуры.

Автору этих строк, выросшему на песнях и фильмах любимого поэта и актёра, видевшему почти все постановки «Таганки» и некоторые их репетиции, хотелось бы рассказать об одном из дней, проведённых в легендарном театре (осенью 1991 года), и работе над телеспектаклем «Портрета Себастьяна Видаля» там.

В тот день мы репетировали втроём. Актёры среднего поколения любимовского театра Игорь Штернберг (сегодня известный кинорежиссёр) и Любовь Селютина (одна из лучших актрис «Таганки», народная артистка России) были моими партнёрами. Чтобы не мешать монтировщикам декораций готовить сцену для предстоящего спектакля, мы расположились в пустующей гримёрке, обговаривая возможные мизансцены, подробности диалогов и характеров… На стене пестрели старые афиши, а из окна доносился шум проезжающих, вечно куда-то спешащих машин и людской гомон – привычные звуки городской улицы, голоса времени…

Иногда в дверном проёме гримёрки, словно в цирковом аттракционе фокусника, неожиданно появлялись седеющие герои прежней «Таганки»: Золотухин, Трофимов, Шаповалов, Бортник, Щербаков, Межевич… А между ними – незнакомые молодые люди, актёры, видимо пришедшие в театр недавно. Их моложавые лица напоминали о непрекращающемся круговороте жизни, её неустанном (и безжалостном) обновлении. «Что делать? – думалось мне. – Стареющих и сходящих с подмостков известных актёров рано или поздно должны будут сменить новые лицедеи, другие ищущие признания таланты. Смогут ли они добиться успеха поколения, создавшего знаменитый на весь мир театр – кто знает?»

Хорошо помню, как «под занавес» той нашей репетиции в руках Игоря Штернберга оказался увесистый чёрный конверт, с принесёнными из дома фотографиями спектаклей и концертов «Таганки» прошлых лет – сказочного и уже относительно далёкого периода премьерства Высоцкого. Мы перебирали редкие снимки и внимательно вглядывались в них. Я видел, как погрузилась в свои мысли Люба, работавшая с Владимиром Высоцким вместе на таганковской сцене в одних с ним спектаклях, и как просветлело лицо Игоря, выросшего в семье, где Владимир Семёнович, или просто Володя, был человеком желанным, родным и любимым. Отец Игоря – тоже актёр, уважаемый корифей Театра на Таганке являлся одним из давнишних друзей прославленного барда и артиста.

Я расспрашивал Любу и Игоря о многом, в том числе и о скандальном спектакле памяти Высоцкого (поставленном впервые в 1981), некогда запрещаемом из-за ажиотажа, вокруг него возникшего, и в чём-то завершающем самый яркий этап былой «Таганки». И они охотно вспоминали о том, что в нём не было сцен из нашумевших прежде спектаклей и портретов Высоцкого, никаких киносюжетов с его участием. Весь смысл постановщиков действа заключался в создании образа поэта, артиста и певца не визуальными, а звуковыми средствами. О Высоцком должны были рассказать его удивительный голос и записанные на пленку песни.

Художник Давид Боровский для воплощения замысла режиссёра Юрия Любимова придумал подвижную декорацию – установку из кресел партера, которую можно было вращать вдоль и поперёк сценического пространства, поднимать вверх или опускать вниз, размещать по мере надобности под разными углами. Зачехлённые и соединённые вместе стулья, приходившие в движение, тщетно искали Высоцкого, наталкиваясь всякий раз на его отсутствие. Ощущение оставленного, брошенного дома, образовавшейся жуткой пустоты было для Театра на Таганке невыносимо тягостным.

Эффект трагической опустошённости, в котором таинственно и одиноко звучал громоподобный и проникновенный голос Владимира Высоцкого, рождался из иллюзии, создаваемой всеми участниками спектакля. Друзья искали поэта и не могли найти, не могли больше увидеть, но его присутствие среди них было ощутимо как никогда. На шуточные и романтические песни барда (исполняемые актёрами) Высоцкий отвечал монологами и балладами драматического, философского содержания и неимоверного накала. В одном эпизоде он вступил в диалог с Филатовым, в другом – на два голоса с Золотухиным исполнил разрывающую душу «Баньку».

Спектакль многое поведал о Высоцком, его детстве, пришедшемся на войну, и времени послевоенном, в котором созревали личность и характер поэта, неслучайном выборе профессии и театра, его песнях, ставших в значительной степени выражением совести народа в великие и, конечно же, сложные, противоречивые годы нашей истории…

Так уж случилось, что памятная постановка с последним «участием» Владимира Высоцкого подвела определённый итог не только в жизни «Таганки», но и всей страны. Очень скоро пришли иные времена (оказавшиеся для страны катастрофическими), нравы и песни. Но и среди них сегодня продолжает камертоном звучать честный и неподражаемый голос поэта, его песни и стихи, а на «Таганке» (теперь уже той части, которую возглавляет Николай Губенко) продолжают работать его последователи, соратники, друзья. И это значит – всё было не зря,  судьба Высоцкого и его Театра продолжается…

Как и продолжается судьба Василия Шукшина в его книгах и фильмах…

ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН