(к 90-летию со дня рождения Олега Анофриева)

            В домах наших  родителей, как и в домах многих их друзей и знакомых, звучали голоса самых разных эстрадных исполнителей. В славной череде женских имён были Русланова и Шульженко, Зыкина и Кристалинская, Пьеха, Толкунова, Сенчина, Пугачёва, Ротару… А любимый список мужских голосов открывали Утёсов и Бернес, Гуляев и Трошин, Магомаев и Хиль, Ободзинский, Мулерман, Высоцкий… В этой замечательной плеяде звучал и незабываемый голос Олега Анофриева. Многих из тех, кого мы помним с детства и юности, (артистов мужчин) сегодня уже нет, и мы слушаем их песни только в записи. К счастью, нашим современником долго оставался народный артист России Олег Андреевич Анофриев, радующий нас до последних дней своими новыми работами…

            Ему повезло в том, что юность и молодость пришлись на послевоенное время, когда была невероятная востребованность в появлении молодых талантов в кинематографе, театре, на эстраде. В каждом из этих видов искусств Олегу Анофриеву удалось оставить свой след, проявить свой многогранный талант. Он успел поработать в известных столичных театрах и сыграть в кино более 60 ролей, объездить чуть не всю страну с концертами, выпустить несколько пластинок и дисков.

            Коренной москвич, Анофриев родился в Геленджике в 1930 году. Отец его был врачом и часто направлялся в командировки на работу в санатории вместе с семьёй. Олег Анофриев, позднее рассказывая о себе, шутил, что своим талантом – артистическим и музыкальным – он обязан морю и солнцу, которые с первых дней появления на свет вошли в его жизнь.

            Военное время почти целиком прошло в Москве. Там же в апреле 1942 года в руках будущей знаменитости и нескольких его дворовых друзей оказалась ручная граната, которую они решили разобрать. Раздался взрыв. По счастливой случайности, все остались живы. Но Анофриев серьёзно повредил себе руку. Из-за этого от мечты стать музыкантом пришлось отказаться. Любовь же к музыке в его душе осталась навсегда. Она и сделала его поющим артистом, голос которого со временем узнала вся страна.

            Его биографию во многом определил театральный кружок, который он посещал до поступления в Школу-студию МХАТ. Способности, открывшиеся там, помогли преодолеть огромный конкурс в театральный вуз, а после его окончания прийти в театр, где режиссёрами работали Анатолий Эфрос и Олег Ефремов. Несмотря на то, что театр назывался «детским» (Центральный детский театр), интерес к нему у зрителей был огромен, благодаря смелым и энергичным постановщикам и впечатляющим спектаклям.

            Ярким этапом в творческой судьбе Анофриева стал режиссёрский дебют Олега Ефремова – музыкальный спектакль «Димка-невидимка», – по словам актёра, «давший ему старт на всю оставшуюся жизнь». В течение спектакля Олег Анофриев принимал участи в 40 музыкальных номерах. Многое, в том числе, строчки песен, сочинялись самими артистами. Так Анофриев впервые попробовал себя в качестве поэта.

            В кино он дебютировал в 1955 году главной ролью в короткометражке «Секрет красоты», ставшей также первой работой в кинематографе режиссёра Василия Ордынского. Затем последовал фильм «Девушка с гитарой», в котором Олег Анофриев вместе с Ларисой Соболевской исполнили полюбившуюся зрителям песню «Каждый день с тобою рядом». Потом были картины «За витриной универмага», «Путешествие в молодость», «В добрый час», «Алые паруса», «Артист из Кохановки», «Коллеги», «Сказка о потерянном времени»… В некоторых из них звучали песни  Олега Анофриева, сделавшие его не только известным актёром, но и популярным певцом.

            В 1966 году он снялся в фильме «Друзья и годы», в котором Анофриев сыграл большую и сложную роль капитана Лялина. Эту работу актёр называет своей самой любимой из всех, что сыграны им в кино. В картине звучит песня в его исполнении «Это было недавно, это было давно».

            В начале 60-х, перейдя в Театр им. Моссовета, Олег Анофриев сыграл роль Василия Тёркина в одноимённом спектакле. Эта постановка стала событием театральной Москвы. Спектакль с неизменным успехом шёл на сцене в течение нескольких лет.

            Среди известных всей стране работ Анофриева стали песни из мультипликационных фильмов «Бременские музыканты», «В порту», «Как львёнок и черепаха песню пели», а также его роли в фильмах-сказках, где он, перевоплощаясь в самых разных персонажей, радовал как детскую, так и взрослую аудитории.

            Ещё одним шедевром, в создании которого участвовал Олег Анофриев, стала песня «Есть только миг» из  кинофильма «Земля Санникова». Изначально эту песню поэта Леонида Дербенёва и композитора Александра Зацепина должен был исполнить Олег Даль. Но режиссёр предпочёл пригласить Анофриева. Именно его голос и остался звучать за кадром.

            Оставив в начале 70-х годов театр и сосредоточившись на эстрадной деятельности и кино, Олег Анофриев продолжал активно выступать в концертных программах, вплоть до начала 90-х годов. Запомнился он в картинах «Гардемарины, вперёд!», «Две стрелы». Когда же из-за политических коллизий и развала страны наша (советская) эстрада и кинематограф оказались не у дел, сменив городскую квартиру, он перебрался в загородный дом. Оборудовав там музыкальную студию, Олег Андреевич продолжал творческую работу: писал песни, стихи и музыку. Иногда (к сожалению, редко) появляясь на телеэкране, показывал нам свои новые произведения, рассказывал об удивительных современниках – замечательных людях, с которыми его сводила жизнь и которые являются частью нашей славной эпохи, её прошлым и настоящим. Хочется надеяться, и будущим… Отражением этой эпохи являются голос и талант Олега Анофриева.

            P.S.   Когда я пишу эти строки, на одном из телевизионных каналов идёт трогательный и проникновенный фильм «Коллеги», снятый в 1962 году режиссёром Алексеем Сахаровым и рассказывающий о трёх друзьях – молодых врачах, – вступающих в жизнь. Одну из ролей в нём играет Олег Андреевич Анофриев. За кадром звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «На меня надвигается по реке битый лёд…». Голос Анофриева, согретый дыханием и голосами наших родителей, наших друзей и нас самих, трогает за душу и сегодня, как трогал, волновал и радовал несколько поколений советских людей, созидавших Великую страну, искренне веривших в её идеалы – Справедливости, Дружбы и Любви.

 Владимир  Межевитин