(к 95-летию со дня рождения)

            Первые спектакли этот талантливейший постановщик после окончания Высших режиссёрских курсов ГИТИСа (в 1965 году), где педагогами были Рубен Симонов, Иосиф Раевский, Мария Кнебель, Николай Охлопков, осуществил на сцене Воронежского драматического театра. Дебютом его в сезоне 1965/66 гг. стала постановка пьесы Лопе де Веги «Дурочка», которая шла на воронежских подмостках с неизменным успехом почти 20 лет, установив своеобразный рекорд. Вызывали зрительский интерес и другие спектакли молодого режиссёра: «Укрощение укротителя» («Хвала женщине» Д. Флетчера), «Девушки с улицы Надежды» В. Шаврина, «Чти отца своего» В. Лаврентьева. Многолетними аншлагами сопровождались «Полк идёт» П. Демина по роману М. Шолохова «Они сражались за Родину», «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Традиционный сбор» В. Розова.

            Все эти спектакли были поставлены Меньшениным за три сезона его работы в Воронеже. До Высших режиссёрских курсов Герман Викторович по окончании студии при Куйбышевском (ныне – Самарском) театре (в 1946) успел поработать актёром, художником и даже начинающим режиссёром в ряде провинциальных городов. Их в его театральной жизни будет несколько: Сызрань, Южно-Сахалинск, Ярославль, Красноярск, Куйбышев, Воронеж (куда он окончательно переедет в 1984 году). В Воронежском академическом театре имени А.В. Кольцова осуществит он такие незабываемые постановки, как «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Рядовые» А. Дударева, «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Экспертиза» В. Левашова, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, «Дожди» М. Ворфоломеева, «Жанна» А. Галина, «Железный занавес» В. Котенко. Почётнейшего звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» Герман Викторович будет удостоен в 1975 году во время своей работы в Ярославском театре имени Ф.Г. Волкова

            Будучи руководителем актёрского курса в Воронежском государственном институте искусств, он поставит несколько спектаклей со своими студентами. Как приглашённый режиссёр будет работать и в Самаре в начале 90-х.

            Сегодня, когда беседуешь с его выпускниками, коллегами по театру, зрителями, помнящими и любящими его постановки, отмечаешь для себя основные грани его личности и таланта. Все, кто хорошо знал Германа Меньшенина, всегда говорят об удивительном благородстве этого человека, неумении и нежелании его «работать локтями», привлекать к себе излишнее внимание журналистов, делать карьеру любой ценой, быть притчей во языцех, раздуваться, красуясь. Известный призыв Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве» – был девизом, сутью всей жизни актёра и режиссёра Меньшенина. Он был настоящий, искренний, честный, совестливый, посвящающий всего себя делу театра. Его и помнят таким – не участвующим в интригах, манипуляциях, фокусах и кривляньях.

            Знающие Германа Меньшенина близко, уверяли, что интеллигентность и благородство корнями уходили в его московское детство, в семью. Он был двоюродным братом Олега Ефремова. Будучи детьми, они вместе устраивали домашние постановки, показывая родным мини-спектакли, сами мастерили декорации. Любовь к театру братья пронесли через всю жизнь…

            В начале Великой Отечественной войны Герман был эвакуирован в Куйбышев, где и окончил театральную студию при Куйбышевском театре драмы, ставшую отправной точкой его профессионального пути.

            В разговоре о режиссёре Меньшенине хотелось бы привести несколько строчек из книги профессора Воронежского государственного института искусств Зиновия Яковлевича Анчиполовского «Кольцовский драматический», посвящённых Герману Викторовичу и его спектаклям в Воронеже:

            «Вместе с П.Л. Монастырским (главный режиссёр театра с 1965 г.) на Кольцовской сцене начал работать второй режиссёр – Герман Викторович Меньшенин. Так случилось, что именно его спектакли надолго обосновались в репертуаре театра. Воронежской легендой стала «Дурочка» Лопе де Веги, остававшаяся в афише без малого 20 лет. И ещё две постановки Меньшенина оказались долгожителями: «Варшавская мелодия» A. Зорина и «Традиционный сбор» В. Розова.

Правда, два последних спектакля появились уже после Монастырского, когда театром руководил М.А. ГерштД. Попова, В. Корзун, Б. Цуканов, Т. Павлова, В. Гликин и другие, сыгравшие «Традиционный сбор», как бы снимают лак со своих героев, через много лет после окончания школы собравшихся на встречу бывших одноклассников. Театр раскрывает правду их жизни. Жизни, в согласии с тем, прошедшим временем, небезгрешной, исполненной компромиссов, а то и прямых предательств. Но режиссёр вслед за драматургом ведет действие к очищающему катарсису. Надежды 60-х годов заставили режиссёра завершить спектакль чистой и светлой нотой.

Другая работа режиссёра – «Варшавская мелодия, как и повсюду, имела в Воронеже немалый успех. Построенная как лирико-драматический дуэт влюблённых – польки Гелены и русского Виктора, она раскрывала жестокость, бесчеловечность тогда ещё недавних 40-х (военных) годов. Любовь молодых людей была растоптана, ожидаемое ими счастье не состоялось…

На Кольцовской сцене, как и в большинстве других постановок «Варшавской мелодии», исполнительница роли Гелены вела спектакль. Актриса Галина Умпелева, живая, лёгкая, изящная, была воплощением молодости и любви. Тем более трагично звучал финал. Юрий Платонов в роли Виктора был не столь внутренне подвижен, в целом, однако, он был достоин своей партнерши, поддерживая общий тон постановки, эмоционально насыщенный, драматически напряжённый.

В спектаклях Меньшенина нередко играла его жена – талантливая актриса Валентина Григорьевна Долматова (заслуженная артистка РСФСР). Она была и Геленой в «Варшавской мелодии». В этом образе она подчеркивала трагизм и безысходность сложившейся ситуации, в то время как Г. Умпелева выделяла силу девичьего чувства, его открытость и незащищённость.

В удивившей всех «Дурочке» Лопе де Веги Долматова была великолепна. Неправдоподобность сюжета отступала перед психологической правдой переживаний её Финеи. Но для «комедии плаща и шпаги» подлинного переживания мало. Оно сочеталось в игре В. Долматовой (как и во всём спектакле) с изящной комедийностью, веселой импровизационностью. Заданный актрисой тон в большинстве случаев определял игру едва ли не всех её партнеров. Культура и чувство стиля, свойственные Меньшенину, обеспечили успех спектаклю, хотя никто, разумеется, не мог предположить, что его жизнь на сцене окажется столь долгой и несколько поколений актёров продемонстрируют в нём своё искусство…

Мир комедии утверждал себя на Кольцовской сцене в творчестве засл. деятеля искусств Меньшенина, снова появившегося в Воронеже к началу сезона 1984 – 1985 годов. Его первым спектаклем после возвращения стала «Дама-невидимка» П. Кальдерона… Ряд лет в Воронеже и на гастролях популярность её была очень велика.

Меньшенин чувствовал игровую стихию испанской «комедии плаща и шпаги» и всегда находил ей яркое воплощение. В «Даме-невидимке» он соединил сцену с залом, заставив неунывающего слугу Косме и его хозяина дона Мануэля пройти с весёлыми возгласами через партер, словно обещая публике своё участие в её развлечениях. Режиссёр насыщал действие музыкой, песнями и танцами. Законы чести толкали героев спектакля на поединки, и тогда звенели и сверкали шпаги в пластических дуэтах, напоминавших балетные номера.

Хитросплетения сюжета развиваются в стремительном темпе. Жизнь оборачивается игрой, игра – жизнью. Блистательная красавица донья Анхела (народная артистка Л. Кравцова), элегантный дон Мануэль (народный артист Ю. Кочергов) и грубоватый слуга Косме (В. Ширченко) создают мир мнимостей, который проявляет себя то весельем, то грустью. Впрочем, в спектакле они преодолеваются живой сумятицей бытия, яркими красками испанских нарядов и, конечно, торжеством любви, знаменующей собой итог всех треволнений, всех иллюзорных бед и реальных страданий.

Меньшенин был постановщиком еще одной комедии – «Моя профессия – синьор из общества». Это весьма ординарное творение современного итальянского драматурга не шло, разумеется, ни в какое сравнение с классической «Дамой-невидимкой». Однако успех его у публики был весьма значителен. И прежде всего потому, что «Синьор из общества» словно нарочно написан для доказательства того, что театр – это, в первую очередь, игра, лицедейство, переодевание. Такой пьесе и такому спектаклю нужен актёр, отлично владеющий этими первичными свойствами своей профессии. Искать его особенно долго не пришлось. Это был народный артист Юрий Кочергов.

Перед тем, ещё в пору режиссёрства Г.Б. Дроздова он сыграл вместе с заслуженной артисткой Тамарой Семёновой итальянский мюзикл «Супружеская идиллия», где требовались сходные актёрские данные. Теперь в комедии «Моя профессия – синьор из общества» Ю. Кочергов демонстрировал настоящий артистизм. Именно им он оправдывал весьма сомнительные ситуации, в которых оказывался его бедолага-герой. Жест, пластика тела, интонация – всё помогало создать колоритный образ «синьора из общества», обречённого на унизительное самозванство…»

Немало восторженных слов было высказано и в адрес драматических и эпических постановок Германа Меньшенина. Казалось, что уникальный опыт его и талант найдут продолжение и в следующих спектаклях режиссёра, но, к сожалению, жизнь замечательнейшего художника оборвалась 10 июня 1994 года в возрасте 66 лет.

подготовил Владимир Межевитин