Номер один!

В Воронеж приехал лучший дрессировщик тигров

В воронежском цирке с большим успехом стартовала программа нового циркового сезона «Шоу гигантских тигров». Перед воронежцами выступают 12 дрессированных хищников, руководить которыми будет всего один человек — профессиональный дрессировщик, народный артист России Николай Павленко. И никаких ассистентов и шумового оружия! Николай Карпович первый и единственный в России дрессировщик, который на цирковом фестивале в Монте-Карло получил циркового «Оскара» – награду «Золотой клоун». В свое время народная артистка СССР, известнейшая укротительница Ирина Бугримова сказала о Николае Карповиче: «Николая Павленко я считаю дрессировщиком номер один! Он лучший во всех отношениях – и в содержании животных, и в дрессуре, и в понимании характера тигров, и в работе с ними на манеже!»

Родной Воронеж

Кроме того, воронежцы могут увидеть Шоу перуанских попугаев, среди которых есть даже говорящий!) и высшую школу верховой езды от Ольги Хотим, эквилибриста Максима Минасова, который вместе со своей очаровательной партнершей Анастасией Минасовой дрессирует еще и большую группу белоснежных японских шпицев, а также уникальный номер «Бал на высоте» с канатоходцами. Хорошее настроение зрителям дарит клоунский дуэт заслуженных артистов России Артура и Светланы Минасовых «Стелла и Арто».

У дрессировщика Николая Павленко многое связано с Воронежем. Здесь живет его друг — народный артист РСФСР, бывший директор и художественный руководитель Воронежского цирка Борис Констанстинович Бирюков (первым делом, приезжая на гастроли в столицу Черноземья, Николай Карпович навещает старого друга), он не раз шил для программы костюмы в наших швейных цехах, а также одни из первых гастролей (правда, тогда еще с передвижным зверинцем) тоже проходили в нашем городе.

— В Воронеже я работал зверинце в 63-м году. Я помню был как раз Хрущевский голод, и мы его пережили здесь. На том месте, где сейчас стоит цирк, в парке Живых и мертвых. И вот туда приехал наш передвижной зверинец, месяца два мы в Воронеже работали. Когда мы размещались, то было очень много надгробий и мы их куда-то перемещали. Вот уже лет 10 я наблюдаю там строящийся храм, который никак не достроят, там тоже за забором полно надгробий. Я в зверинце начинал рабочим и закончил директором. Мы кстати показывали дрессированных животных. А еще в парке стоял цирк шапито, мы первые дрессированных шимпанзе начали тут показывать. У меня много фотографий, где я в Воронеже.

Полноценные животные

Николай Павленко признается, что делит животных на 2 вида – полноценных и неполноценных. «Полноценные это те, кого вскармливает мать. Неважно где он родился, в цирке или на воле. Дикое животное оно всегда остается диким, и всегда будет ненавидеть человека. Они это впитывают с молоком матери. Вот те животные, которые рождаются в неволе, и их взращивает и кормит мать – без помощи и участия человека – это называется полноценные животные. У них нормальная психика. Мать их учит своим обычаям, законам. Я — сторонник этого. До недавнего времени мы разводили тигрят сами. И когда они рождались, мы оставляли тигрят в одной клетке с матерью, где они вместе лежали на сене. У матери была еще одна отдельная клетка, куда она могла уйти покушать, попить. Так происходило недели 3, а потом тигрята начинали ползать из клетки в клетку. Вот только материнское молоко дает крепких здоровых животных. Мы их из соски не кормили. Только когда им исполнялся месяц, мы убирали мать и начинали давать им фарш. Как только тигрята начинали драться из-за мяса, мы начинали их кормить раздельно, потому что это уже добыча. Но теперь я тигров не развожу — некому будет передать труппу. Никто не рвется идти в ученики, потому что это сложно. Доработаю эту группу, отдам своих тигров в хорошие питомники, и со спокойной душой уйду на пенсию…», — рассказывает Николай Карпович.

С тиграми Павленко начал работать в 30 лет. «Я получил группу из 8 тигров, где были и амурские, и суматранские, и метисы, и южно-китайские, и бенгальские. Я начал с этой группой работать и при мне эти уже немолодые тигры начали размножаться. Хотя жили до меня лет 6 и ничего подобного не было. А ведь они по идее уже года в 2-3 начинают размножаться. И начали размножаться суматранские. Родились суматранские тигрята. Родились бы амурские, начал бы работать с ними. Я подготовил молодняк. У меня было 2 самки. Мы прикупили им 2 самцов. Они тоже начали размножаться. Потом еще прикупили самца. Вот так и получилось, что работаю я с суматранскими тиграми…А вообще мне суматранцы очень импонируют. Они очень живые, подвижные, темпераментные. Они более стервозные. У них короткая бархатистая шерсть, что делает их красивее свои сородичейх. И вот у меня все тигры идут по материнской лини, от тех, что родились 8 мая 1976 года, уже шестое поколение…»

Дрессура, как искусство!

Когда Николай Павленко выходит на манеж, у него в руках не увидишь в руках не шимбарьера, ни рогатины — только дирижерскую палочку. И сам он всегда в смокинге, с бабочкой… В свое время, много лет назад, журналисты «окрестили» его «Карояном в клетке», а птом — Стравинским.

Когда у Николая Карповича спрашиваешь, что уникального делают его тигры на манеже, он, в отличие от многих своих коллег, не начинает кичиться достижениями, а скромно говорит : «Запомните одну вещь – ни у кого из дрессировщиков за последние 100 лет ничего нового не делалось. И не будет. Я имею ввиду не только тигров, а всех животных, которые только есть в цирке.  Дрессура вообще родилась в 1890 году. Тогда, когда была изобретена круглая клетка, опоясывающая манеж. Вот с этого времени и начала дрессировать. И до 25-30 года прошлого века, люди исчерпали все, они все узнали о возможностях каждого вида животного, и все что они могут сделать сделали. Не может тигр стоять на передних лапах или на голове. Это может сделать медведь, это может сделать слон. Не может лошадь ходить на передних ногах, она ходит только на задних, и будет ходить, сколько бы тысячелетий не прошло! У каждой биологической особи есть свои физиологические возможности. И я не хочу издеваться над животными, учить их тому, чему научить не возможно!»

На представлении воронежцы увидели, как 12 тигров прыгают в огненное кольцо. Причем это большая дистанция — более 3 метров, и они идут один за другим, голова в голову. А некоторые дрессировщики хвалятся тем, что у них прыгает через горящее кольцо всего один тигр, да и то на метровую дистанцию. Также они выкладываются ковром, а потом по мановению дирижерской палочки веером идут по манежу. Есть еще в программе номер, от которого мурашки идут по коже — когда три тигра, скаля клыки, начинают грозно надвигаться на дрессировщика. Агрессивно, как бы нападая… Зрители смотрят на происходящее, затаив дыхание, но тут по взмаху дирижерской палочки Маэстро Павленко, хищники начинают пятиться назад, а затем и вовсе садятся на задние лапы. Непрерывный магический танец человека в клетке словно завораживает тигров. Они покоряются и даже, кажется, смотрят на дрессировщика с восхищением – как на умного, достойного и опытного противника. Павленко не унижает зверей ни жестокостью, ни показной гуманностью обращения. Он действительно ведет игру на равных. И от этой игры невозможно оторваться, потому что эта опасная игра и есть искусство.

Марина ХоружаяФото автора