Последний из могикан: В Воронеже выступает самый известный джигит в мире Юрий Мерденов

До 13 октября в Воронеже продлятся гастроли яркой программы «Цирк зажигает огни», в которой собраны самые выдающиеся номера цирковой индустрии. На манеже можно увидеть бурых медведей, которые не только катаются на велосипедах, но и решают головоломки, дрессированных кошек, а также чудесных обезьянок-пародистов под руководством Наталии Якубовой. Также зрителей восхищают воздушные акробаты под руководством Владимира Довейко, а детвору веселит смешной клоун. Еще один из ярчайших номеров программы — знаменитый во всем мире конный аттракцион под руководством Народного  артиста РСФСР Юрия Мерденова. В конце зрители аплодируют стоя!

Это и не удивительно, ведь  Юрий Мерденов настоящая легенда российского и советского цирка, один из тех, кто стоял у истоков и закладывал традиции такого жанра, как джигитовка. Его номер «Кубанские казаки» хорошо знают по всему миру. Еще в советское время Юрий Петрович исколесил со своим детищем почти весь земной шар (номер Мерденова видели в 30 странах мира!). Пять лет провел в Италии, девять — в Японии. «Я не считаю те страны, где были по нескольку месяцев — это и Франция, и Бельгия, и Америка, и вся Южная Америка, Австралия…», — говорит Мерденов.  Особенно памятной для него была встреча в Ватикане, на которую его с коллективом пригласил сам Папа Римский. Дело было 1982-м, в самый разгар «холодной войны». В те годы Ватикан не принимал никого из официальных государственных лиц, дипломатов и даже советского посла. И вдруг — артисты цирка в Ватикане! «Я попал туда через хозяйку самого крупного в Италии цирка «Мойра Орфей», — вспоминает Юрий Петрович. — Госпожа Орфей была хорошо знакома с папой, и во время наших гастролей в Италии рассказала ему о своих русских друзьях-артистах. Понтифик нас и пригласил. Что тут началось! Посол СССР в Италии запросил у тогдашнего министра иностранных дел Громыко разрешение на нашу встречу с папой. Дело дошло до самого Брежнева. Вопрос вынесли на политбюро и долго его обсуждали. В итоге нам все же дали добро, но подробно проинструктировали, что отвечать, если вдруг папа о чем-то спросит. Но встреча прошла легко и непринужденно. Папа приветствовал нас на хорошем русском, много говорил о роли циркового искусства. А на прощание нам подарили снимки с папой на память, которые я до сих пор храню…»

Народному артисту РСФСР уже 83 года, он до сих пор на манеже! Профессионалы оценивают номер «Кубанские казаки» как невероятно сложный. Юрий Мерденов создал его 45 лет назад, в 1974 году. А уже в 1975-м, спустя год после создания аттракциона, Мерденов получил гран-при мэра Филадельфии как лучший артист зарубежной программы. В 1989-м он стал обладателем Гран-при радио и телевидения Японии, а в 1994-м взял Гран-при международных цирков Италии…

Кажется, что в работе Мерденова нет ничего сложного. На самом деле он контролирует весь номер, следит за темпом и движениями животных. Чтобы безупречно выполнить все трюки, джигиты не щадят себя на тренировках. И вот по манежу воронежского цирка они  на огромной скорости мчат на лошадях поперек седла, делают «вертушку», «ножницы», «рубку»… Но больше всего восхищает трюк «длинный обрыв» — когда одна нога наездника в петле у седла, голова едва не задевает копыта лошади, а сам наездник едва волочится по земле. Кажется, что из такого положения снова подняться не возможно, но через мгновение наездник снова в седле.

Уникальный трюк — двойной пролаз под животом скачущей лошади — впервые в истории цирка был исполнен именно Юрием Мерденовым совместно с сыном Алибека Кантемирова — Ирбеком. Этот трюк они вынашивали долгое время, но реализовать никак не получалось. Дело в том, что вокруг лошади натянут ремень, по которому пролезает джигит, но когда присоединяется второй, ремень туго натягивается и не дает возможности пролезть второму наезднику. Решение оказалось простым — обвязать вокруг лошади два ремня! Они стали первыми в мире, кто исполнил двойной пролаз, о чем свидетельствуют записи в цирковых энциклопедиях. Воронежцам предоставлена уникальная возможность увидеть все это своими глазами!

Наталия Якубова: Моя обезьяна — единственная в мире делает «винты»!

Прекрасен и номер Наталии Якубовой, которая вот уже 38 лет работает с обезьянами. Воронежцы уже видели Наталию в работе, но было это 6 лет назад, когда она приезжала в Воронеж вместе с Египетским цирком Хамады Кута. Мы решили пообщаться с дрессировщицей и узнать, какие изменения произошли в ее номере.

— За эти шесть лет многое изменилось — костюмы, например. А еще добавились трюки на канате. Я недавно работала с канатоходцами и решила «слизать» номер. Я ведь не просто придумываю номер — сначала смотрю, как работают артисты, а потом учу этому обезьян. Теперь они на канате делают два достаточно сложных трюка…

— А обезьянам вы показываете, как работают артисты?

— Нет, они не поймут. Моя задача — объяснить животному, как технически правильно сделать трюк — как правильно держать баланс, как правильно наклониться, чтобы не упасть с каната во время кульбита… Мои подопечные достаточно быстро схватывают, и потом уже сами начинают делать.

— Какой из трюков считается самым сложным?

— Вообще он называется лопинг, но я его называю «винты». Это когда обезьяна с оранжевым флажком, без страховки, на ногах вокруг каната вращается. Это самый сложный трюк, и моя обезьяна — единственная в мире это делает. Я сейчас готовлю второго молодого дублера, и не знаю, получится ли. Здесь еще многое от обезьяны зависит — характер должен быть. У нас этот трюк делает Тенгиз, у него огненный кавказский темперамент. Он с такой злостью это делает! Здесь важно чтобы обезьяна не флегматичной была, а то повиснет, и будет висеть.

— Вы по-прежнему работаете только с самцами. Они более покладистые?

— Нет, не в этом дело. Девочки просто меньше в росте, не так эффектно смотрятся… Хотя самки в дрессуру легче намного идут — они послушные и лучше схватывают. Была у меня одна самочка Зульфия, я хотела ее себе оставить. Но она решила стать моей подружкой — я кому -то из самцов замечание делаю, и она на них угрожающе смотрит… Помощница, защитница… Но это стало вредить мне, так как она баламутила ребят… То я была одна хозяйка — у нас был матриархат, а тут еще одна партнерша. В итоге я ее Тиграну Акопяну подарила, она у него теперь работает. Он наоборот с самочек предпочитает.

— Вы говорили как-то, что ваши подопечные считают вас мамочкой. А никто не влюбляется в вас, не ревнует?

— Есть такое. Они в принципе все в меня влюблены. Сегодня Халиф, обычно спокойный, вместо того, чтобы идти и контактировать с публикой, выйдя на манеж принялся обнимать, целовать и трогать меня. Я ему говорю: «Мы на работу вышли, а не сюси-муси!» Но чаще всего они выражают свою любовь просто хорошим отношением и послушанием. Если бы они меня не любили, не слушались бы. Здесь конечно нужно лавировать и придерживаться золотой середины. Если слишком много сюсюкаться с ними, они начинают борзеть, и считать себя главарями.

Что касается ревности, то я стараюсь ее не вызывать. У меня нет такого, что я кормлю сначала вожака, а потом далее по рангу. Вожак у них Оскар. Ему 23 года и в работу он уже не выходит — выходит только фотографироваться в антракте. А есть еще один резус, которому тоже 23 года, так тот еще работает! У него с ножками уже проблемы, но старается. Я его на легкий труд уже перевела. Так вот всем миски выставляются одновременно, я не показываю, что кто-то в приоритете. Поэтому и ревности нет.

— У вас обезьяны каких пород?

— У меня макаки- лапундеры и макаки резусы. А на собаке едет шляпный макак. Он у нас вечный наездник, потому что всегда в одном весе. Раньше сажала лапундеров, когда были маленькими, но когда они вырастают, и становятся тяжелыми, собака уже их не тянет — пересаживаем на пони.

— А что сложнее обезьяне — ездить на собаке или на пони?

— На собаке легче, он ведь там просто едет. А на пони нужно трюки делать. Сидеть на пони, конечно удобнее- там просторнее, и понька менее подвижная. Когда они маленькие были, все с собаки начинали.

— Как вы добились того, чтобы макак, которому вы одеваете черный мешок на голову, не боялся бежать по канату?

— Поначалу ему было страшно, конечно. Но я начинала с мешка из органзы, который просвечивается. Для них ведь страшен даже сам процесс —  когда одеваешь им что-то на голову. Сначала он привыкал к прозрачной ткани и с ней делала проходку. Потом ткань брали все плотнее, плотнее, плотнее. Если бы он просто пробежал по канату, было бы не интересно. А когда с мешком на голове, наощупь — эффект круче. Все это, конечно, постепенно делается — чтобы не испугать.

— Вы в прошлый приезд приезжали с группой, которую готовили и выпускали именно в Воронеже…

— Да, это они и есть. Один только умер — сердечко было старенькие. Большинству из них сейчас по 16 лет — я брала их двухлетками. А до какого возраста они будут работать, зависит прежде всего от нагрузки — насколько сложные трюки обезьяна исполняет. Если взять сальто и прыжки с лошади на лошадь, то вот Карену сейчас 13 лет, и смотрю ему уже тяжелее это делать становится. Раньше высокие сальто делал, а сейчас с ножками уже что-то… Но в принципе, лет до 15-16 они могу акробатические трюки делать.

Марина Хоружая