На днях в Областной юношеской библиотеке им. В.М. Кубанёва состоялось очередное заседание клуба, 227-е по счёту. Его проводил председатель Анатолий Михайлович Мадыкин. Гостям заседания на этот раз был представлен доклад «Мотивы матери и материнства в творчестве А.С.Пушкина». Его зачитала филолог Елена Васильевна Дубровина. Данная тема не потеряла своей актуальности, особенно она интересна, если рассматривать ее с точки зрения психологии, педагогики и христианства, используя не только давние, но и новые исследования пушкиноведов. Старейшие члены литературного клуба высоко оценили доклад Елены Васильевны.

Для наших читателей приведу его тезисы:

«В пушкиноведческой литературе о матери поэта, Надежде Осиповне, сказано немало. Причем одни описывают ее деспотический характер и акцентируют внимание на негативных сторонах личности, другие – говорят несколько противоположное.

Чтобы объективно оценить личность Надежды Осиповны, увидеть ее взаимоотношения с детьми, были рассмотрены исторические хроники семьи поэта (письма и воспоминания родственников и современников), пушкиноведческие исследования, творчество Александра Сергеевича.

Александр Сергеевич и его семья

  1. Наказания, придуманные Надеждой Осиповной специально для старшего сына, были неоправданно жестокими.
  2. В семейной педагогике 18-19 вв. строгость в отношении к детям было явлением распространенным. Жестокими и неоправданными наказания можно считать тогда, когда воспитателем забываются основополагающие евангельские принципы.
  3. Навязчивые движения у маленького Саши Пушкина, столь сильно раздражавшие мать, имели неврологическую причину, как и рассеянность, неопрятность, тучность и неуклюжесть. Наличие последнего так же является последствием отсутствия благоприятной среды для развития, потому что подавленные духовные факторы, понижающие жизненные силы, влияют на обмен веществ.
  4. Родители поэта были увлечены светскими приемами больше, нежели домашним уютом. Однако отец А.С. Пушкина при всех недостатках своего характера, был очень семейственным человеком. А Надежда Осиповна родила и самостоятельно выкормила восьмерых детей.
  5. Письма 30-ых годов свидетельствуют о том, что к старости материнство для Надежды Осиповны стало смыслом ее жизни. Однако ее письма не адресованы сыну Александру.
  6. Недостатки поведения Надежды Осиповны имеют причину, которая кроется в семейной трагедии, и дело вовсе не в материнской избалованности. Яркую внешность, капризность, вспыльчивость и импульсивность характера Надежа Осиповна унаследовала от скандально известного отца. Однако именно его отсутствие в жизни дочери и тот ореол негатива, который навис над ним в семье, породили поведенческий изъян. Современные психологи указывают на важнейшую роль отца в жизни детей. Так же показательно действие духовного закона, когда непочтительное отношение к родителям неизменно приводит к негативным последствиям для детей.
  7. Плохое поведение Саши Пушкина – выражение «витального конфликта» между творческим импульсом и любовью к взрослому (М. Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития, 2017. – С.136.), это так же следствие травматического переживания и отклик на появление в семье Льва Сергеевича, который стал любимцем Надежды Осиповны.
  8. Материнский инстинкт – очень сильный, он притупляет даже инстинкт самосохранения. Но в любом случае это всего лишь инстинкт, физиологическое проявление плоти, программа заложенная природой для сохранения вида. И если у матери нет любви, чувства духовного, то на одном материнском инстинкте прочных отношений не построить.
  9. Надежда Осиповна не была плохой матерью. Проявляла любовь и заботу как умела (даже «заманивала» Александра Сергеевича в гости его любимой печеной картошкой). Причина же недостатка любви у Надежды Осиповны к старшему сыну кроется как раз в том, что у нее не хватало любви духовной. Та сильнейшая привязанность, которую она испытывала по отношению к младшему сыну, Льву, диктовалась лишь материнским инстинктом. Ее страхом за жизнь младшего ребенка, который оправдан боязнью его потерять (из 8 детей в семье Пушкиных выжило только трое: Ольга Сергеевна, Александр Сергеевич и Лев Сергеевич).
  10. Любовь можно в себе воспитать. По мнению святых отцов Православной церкви, любовь это добродетель, и чтобы ее стяжать нужно работать над собой.

Мотивы матери и материнства в творчество поэта

  1. Чтобы не писали о Надежде Осиповне пушкиноведы, какие бы не выводили предположения, а истинное отношение поэта к матери и к материнству автор показывает в своем творчестве. Творчество– это зеркало души автора.
  2. Пушкин мало и редко вспоминает детство в своем творчестве, родителям же не посвятил ни одного произведения.
  3. Пушкина нельзя считать «человеком без детства», ибо материнскую ласку, заботу и внимание он получил от своей бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, образованной талантливой женщины, и от няни Арины Родионовны. Эти женщины искренне любили Сашу, именно они говорили в семье исключительно по-русски, и, благодаря им, он не вырос стандартным «галломаном» в результате французского образования, которое и сам ненавидел. Теплые строки он посвящает Марии Алексеевне: «Наперсница волшебной старины» (1822). Няне: «Сон» (1816), «Няне» (1826).
  4. Для юного поэта «мамушка» это та, кто искренне любит, кто усердно заботится, кто молится за свое дитя. И если свое материнское поведение возможно продемонстрировать перед публикой в нужном ключе, ради снискания одобрения, то молитва всегда интимна, она сокрыта от людей, и если за тебя молятся, значит любят по-настоящему.
  5. Пушкин не посвящал стихов матери, но его произведения, так или иначе, отразили сложную динамику взаимоотношений с ней. Так, в «Евгении Онегине», говоря о детстве Татьяны, поэт описывает именно свою ситуацию:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей…

  1. Образ одинокого ребенка, брошенного, пасынка встречается в лицейском стихотворении «Романс» по сути, это упреки в адрес матери, а так же переживание судьбы подкидыша как своей личной.
  2. Взаимоотношения А.С. Пушкина в период южной высылки (в 20-ых годах) с родителями ухудшились. Открытый конфликт нашел отражение в письмах Александра Сергеевича к брату. Поэт-изгнанник, рассчитывающий на поддержку близких в особо сложное для него время, остался полон разочарования. Мать и словом не обмолвилась с ним в письмах, продолжая играть в «молчанку».
  3. Ряд произведений Пушкина, написанных на юге, говорит о том, что его отношение к Надежде Осиповне приобрело в эти годы негативный оттенок. Полны некрофильских настроений стихотворения «Придет ужасный час…», 1823; «Увы, зачем она блистает…», 1820; «Как счастлив я, когда могу покинуть…», 1826; «Для берегов отчизны дальней…», 1830; «Заклинание», 1830. Образ «мертвой возлюбленной» по мнению психологов как раз и отражает неблагополучие в сфере взаимоотношений с матерью.
  4. Сложность пережитой Пушкиным ситуации заключалась не только в том, что он не был должным образом любим Надеждой Осиповной. В жизни Пушкина все осложнялось тем, что он и сам в какой-то момент стал испытывать к матери неприязнь. Это, в свою очередь, противоестественно, ненормально для человека, это мучительное чувство, даже если оправдано негативом, исходящим от матери.
  5. В ряде «южных» произведений Пушкина присутствует персонаж «докучливая мать». Например, в «Гавриилиаде» (1821), где автор глумится и насмехается над порочностью современных ему дочерей и матерей, используя святой образ Мадонны. Именно Ее образ символизирует материнство. Кощунственно само использование святых образов, под которыми понимались конкретные люди со своими низкими страстями, само извращение значимого для человечества библейского сюжета, униженного до пошлости. Пушкин искренне потом сожалел о написании пародии, как и о многих своих легкомысленных произведениях, недостойных его таланта.
  6. Кощунство в отношении к светлому образу матери результат ряда причин. Это и равнодушие собственной матери, особенно оставившей его без внимания в тяжелое время. Это и нечто, имеющее корни в детстве: отсутствие в отцовском доме воспитывающего благочиния, что не способствовало воспитанию уважения к старшим, к власти, к идеалам. Тому же потворствовала свободолюбивая среда лицея. Одной из причин появления легкомысленного замысла поэмы, превратившегося под пером гения в очень яркую, но нешуточную, богохульную вещь, можно считать так же модное в то время среди молодежи демонстративно подчеркнутое байроническое поведение с характерными чертами: высокомерно-насмешливый, ненавистный взгляд на окружающих, харизма при отрицании добродетели.
  7. Судя по произведениям 20-ых годов «Гавриилиада» и «Ты богоматерь, нет сомненья» А.С. Пушкин видит в женщинах лишь физиологичный объект для удовлетворения похоти, отрицая ту ипостась женщины, которая не дала ему счастья.
  8. Пушкин стал образованнейшим человеком, потому что сам много читал, путешествовал; служил в Коллегии иностранных дел, где получил отличный опыт разведчика и дипломата; общался с очень талантливыми людьми. Он сам формировал свой характер, стремясь к некоему идеалу, далекому от шутовства.
  9. В1830-ые года, после знакомства А.С, Пушкина с Н.Н. Гончаровой, он неоднократно обращается в своем творчестве к образу Богородицы. Но теперь это совершенно иной подход.
  10. Какой была святая Мария, рассказывают Ее современники и очевидцы, а так же собравшие сведения позднее: Дионисий Ареопагит, Игнатий Богоносец, Иоанн Дамаскин, Амвросий Медиоланский, святитель Григорий Неокесарийский, Никифор Каллист. У А.С. Пушкина в его творчестве в 1830-ых Богородица показана именно такой, какой Ее описывает святоотеческая литература.
  11. Стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» и «Мадона»говорят о целомудренной любви и преклонении перед Богородицей, а Ее образ показан неземным, лишенным чувственности, но возвышенным, иконописным. Вину свою перед Пресвятой Богородицей Александр Сергеевич постарался загладить Ее прославлением и почитанием.
  12. Благодаря мемуарам стало известно об искреннем сожалении поэта о том, что им была написана злосчастная «Гавриилиада».
  13. Интерес Пушкина к образу Мадонны предшествовал(!) написанию одноименного стихотворения, официально посвященного невесте. Именно мысль о Мадонне позволила Пушкину переоценить свое отношение к женщине, к матери. Именно через восприятие Богородицы поэт смог увидеть в своей избраннице (Гончаровой Н.Н.) отблеск образа, пленившего его душу.
  14. Женитьба в 1831 году Пушкина на Гончаровой сыграла значительную роль в формировании благополучно-счастливой окраски семейственной проблематики на страницах произведений.
  15. 1830-х годах взаимоотношения А.С. Пушкина с матерью, судя по ее переписке с Ольгой Сергеевной, носили ровный характер. Перед смертью Надежда Осиповна постаралась примириться со всеми, она часто посещала церковь, желая умереть по-христиански. За нею ухаживал старший сын, Александар, в это время, она изменила к нему свое отношение и бала с ним по-матерински ласкова.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел несколько этапов развития: от неприязни к родной матери – через добрые нежные чувства к няне, бабушке, жене и детям – к поклонению Пресвятой Богородице.

Список использованной литературы:

Березкина С.В. Мотивы матери и материнства в творчестве А.С. Пушкина // Русская литература. – 2001. №1. с. 167–187.
Благово Д. Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.litmir.me/, свободный. – Загл. с экрана.
Владимир (священомученик, Митрополит Киевский и Галицкий). Азбука православного воспитания / – М.: Форма-Пресс, 1996.
Луковникова М. Отвергая отца. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://расстановки-нн.рф/public3.php, свободный. – Загл. с экрана.
Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития / М. Монтессори – М.: АСТ, 2017.
Пресвятая Богородица глазами современников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www. orthedu.ru /, свободный. – Загл. с экрана.
Письма Пушкина (ПСС Т10 1979 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pushkin-lit.ru/pushkin/pisma.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Материал подготовила Анастасия Пронина