(к 95-летию со дня рождения писателя)

Пьесы по его произведениям с огромным успехом шли едва ли не во всех театрах страны, в том числе и на сценах Воронежской Кольцовской драмы и института искусств. Фильмы, снятые по сценариям Бориса Васильева, волновали нас много лет. Некоторыми героями их становились его воронежские друзья. В нашем городе он прожил несколько лет, учился в школах № 54 и № 5. Отсюда после окончания 9-го класса ушёл добровольцем на фронт… Он был известен нам как большой русский писатель и как Человек – совестливый и неравнодушный.

Биография писателя – яркое опровержение сегодняшних антисоветских утверждений в СМИ о страшной участи российского дворянства после революции и поголовном его истреблении в СССР.

Борис Васильев (как и многие другие, преуспевшие в самых разных областях культуры) был представителем известной дворянской семьи. Он родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Отец его – кадровый офицер царской, а потом Красной (и Советской) армий, прошедший несколько войн, – являл собой пример бескорыстного служения Отчизне и своему народу, следуя таким понятиям, как Честь, Правда, Совесть и Благородство. Влияние семейных традиций и легендарного времени, в котором довелось жить будущему драматургу и прозаику, он всегда считал определяющим в формировании своего мировоззрения, нравственных принципов и жизненных поступков.

С детских лет у Бориса пробудилась любовь к литературе и истории. Позже (в Воронеже, куда переехала семья) пришло увлечение театром. Учась в воронежской школе, Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Из Воронежа Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка. После ранения в 1943 он был направлен в Военную академию бронетанковых войск. По окончании инженерного факультета Васильев работал испытателем машин на Урале. Там же он вступил в Коммунистическую партию. В середине 50-х годов появляются его первые драматические произведения «Танкисты» (1954) и «Стучите и откроется» (1955). Путь этих пьес на сцену из-за военной цензуры (а может быть, главным образом, неопытности автора) был непрост, что побудило начинающего драматурга какое-то время учиться в сценарной студии при Главкино (мастерская Н.Ф. Погодина) и пробовать себя в написании сценариев.

По признанию Бориса Васильева, в те годы он страницами, долго и упорно переписывал произведения своего любимого писателя Антона Павловича Чехова, чтобы прочувствовать «руку» Мастера и как-то приобщиться к его «почерку», гармонии и ритму чеховской прозы…

С 1958 года по васильевским сценариям были сняты такие фильмы, как «Очередной рейс», «Сержанты», «Длинный день», «След в океане», «Королевская регата», «На пути в Берлин»… Всенародную славу и любовь приносят писателю в начале 70-х годов кинокартины «А зори здесь тихие…» в постановке режиссёра-фронтовика Станислава Ростоцкого и «Офицеры» режиссёра Владимира Рогового, получившие массу самых разных призов и ставшие классикой отечественного кинематографа,.

Первое прозаическое произведение Бориса Васильева «Иванов катер» (1967) было принято для публикации в «Новом мире» Александром Твардовским. Однако после его ухода из журнала повесть пролежала три года в редакции и вышла в свет только в 1970-м, уже после появления повести «А зори здесь тихие…» (журнал «Юность», 1969, №8), вызвавшей восторженные отклики читателей и критики.

В этих повестях, как уверяли специалисты литературы, «достаточно чётко выявились характерные черты прозы Васильева, обусловленные в немалой мере личными качествами писателя – человека увлекающегося и чувствительного, склонного к проникновенной сентиментальности, что порой придаёт его сочинениям мелодраматический оттенок. Но вместе с тем автор был наделён спасительным чувством иронии, способностью честно и мужественно смотреть на мир и называть вещи своими именами. Васильев не щадил читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он был убеждён, что искусство не должно выступать только в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить в людях совесть и учить сочувствию и добру.

Художественное осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала важнейшим событием жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился», «Завтра была война», рассказах «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?», «Неопалимая купина» и других. Повесть «В списках не значился», основанная на документальных фактах, явно тяготеет к жанру романтической легенды-притчи. А в истории её главного героя – лейтенанта Плужникова, которому Борис Васильев дал фамилию своего погибшего воронежского друга, сконцентрирован сложный духовный путь, пройденный сверстниками писателя. Они, преодолевая страх смерти, голод и усталость, постепенно вырабатывали в себе, часто неосознанно, качества, лежащие в основе кодекса личного человеческого и национального достоинства, впитанные ими из семейных преданий, отечественной истории и культуры: долг, честь, совесть и, наконец, патриотизм – чувство, с точки зрения  Васильева, глубоко интимное, не показное, но обязательное».

В начале 80-х годов Борис Васильев публикует два про­изведения, очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть «Летят мои кони» и повесть «Завтра была война» – наверное, одно из наиболее жёстких произведений писателя, на страницах которого гнетуще царит предвоенная эпоха, где ломаются, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры всех героев.

Особое место в прозе Васильева занимает роман «Не стреляйте в белых лебедей» (авторское название «Не стреляйте белых лебедей»). Рассказ о борьбе добра и зла, о моральной силе добра (но не всесилии его), разыгрывается в реалиях быта русской деревни. Егор Полушкин оказывается для автора современным героем, открытым людям и бесконечно правым в своём отношении к жизни, несущим в себе высшее человеческое качество – нравственность. Столкнувшись с браконьерством и цинизмом по отношению к живой природе, Полушкин, не раздумывая, вступает в борьбу и в этой борьбе погибает. Пронзительнейший фильм по этому произведению Васильева был снят режиссёром Родионом Нахапетовым в 1980 году.

Роман «Были и небыли» положил начало двум, со временем ставшим основными, темам творчества Васильева – истории русской интеллигенции и истории России… Среди его наиболее заметных исторических произведений – романы «Вещий Олег» и «Князь Ярослав и его сыновья».

Борис Львович являлся автором многочисленных публицистических статей. Их тематика была разнообразна. Но среди главных проблем там назывались «потеря обществом исторической памяти, господство исторического незнания, медленно (а то и очень быстро) убивающего нацию». Борис Васильев постоянно напоминал о необходимости установления приоритета культуры, которую определял как «традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания народа».

Произведения писателя, фильмы по его сценариям и пьесы были удостоены многих отечественных и международных наград и премий, среди которых и Государственная премия СССР (1975 года).

В Воронеже проникновеннейший спектакль «А зори здесь тихие…» был поставлен в сезоне 1971 – 72 гг. режиссёром Валерием Соловьёвым.

Огромным успехом в середине 80-х пользовалась и постановка «В списках не значился» режиссёра Анатолия Кузнецова

Борис Львович Васильев ушёл на 89-ом году жизни, оставив нам свой щедрый талант и замечательный пример жизни большого Художника и Человека.

Владимир  Межевитин