2020 год памятен не только 125-летием со дня рождения кинематографа (как известно, первый киносеанс состоялся в Париже в зале «Гран-кафе» в декабре 1895 года, который показали братья Люмьер) и 100-летием возникновения первого в мире киноклуба, организованного французским искусствоведом Риччотто Канудо, но и 55-летием со дня открытия в Воронеже городского киноклуба «Друзья десятой музы», создателями которого стали преподаватель Воронежского государственного университета Борис Владимирович Кривенко (позднее – профессор ВГУ) и Борис Никифорович Свешников (педагог и общественный деятель), а также директор кинотеатра «Пролетарий» (одного из крупнейших после реконструкции 1969 года в Советском Союзе) Ефим Исаакович Гольдберг.

Через несколько лет этот киноклуб возглавил кандидат искусствоведения Сталь Никанорович Пензин (основавший в начале 70-х киноклуб ВГУ) – подвижник, удостоенный премий Союза кинематографистов СССР (1987) и России (2003). Он многие годы был бессменным руководителем клуба «Друзья десятой музы» и активным популяризатором киноискусства. Его перу принадлежат сотни статей, опубликованных в воронежской и столичной прессе, и более десятка книг, изданных в Воронеже и Москве. Активно помогали ему в деятельности киноклуба директор воронежского облкинопроката Леонард Александрович Машнев и директор «Пролетария» (с 1968 г.) Владимир Васильевич Нестеров.

Киноклуб «Друзья десятой музы» был одним из первых в стране. История его уникальна и удивительна. Она включает в себя не только просмотры лучших отечественных и зарубежных фильмов,  обсуждение их, но и массу разнообразных мероприятий, запомнившихся воронежским зрителям. Среди этих мероприятий были и встречи с известными авторами картин и кинокритиками, лекции, вечера, диспуты, фестивали, на которых показывались как художественные, игровые, так и документальные и мультипликационные ленты, являющиеся произведениями искусства, а также участие членов клуба во всевозможных кинофорумах, проводимых не только в России, но и в других союзных республиках.

Новое дыхание киноклубному движению в стране принесла «электронная революция». Видео, DVD, интернет, казалось бы, дали возможность смотреть любые фильмы в удобное для зрителей время. Но, к сожалению, тогда же, в конце 80-х – начале 90-х годов (из-за развала Советского государства, катастрофических политических и социальных потрясений, смены культурных и нравственных ориентиров и ценностей), кино оказалось отданным на откуп бизнесу, ставшему насаждать бесконечные кровожадные боевики и шокирующие фантастические блокбастеры, постоянно снижая вкусы зрительской аудитории, ориентируясь большей частью на её нетребовательность и только собственную прибыль.

Немалую лепту в снижении запросов публики внесли и коммерциализировавшиеся СМИ (получившие новых хозяев-руководителей, присягнувших на верность новой «перестроечной» власти), постоянно рекламируя и показывая изделия зарубежной и российской масскультуры и её кумиров, намеренно уклоняясь от серьёзных разговоров о кино как искусстве, которое может и должно поднимать человека, побуждая в нём лучшие качества, способствуя широте кругозора и развитию личности, а не спекулируя на низменных инстинктах, пошлости, эпатажности, изощрённой технологичности (не имеющей, по сути, высоких гуманистических устремлений и смыслов; а если такие смыслы и имелись, то разглядеть их под завалом сценарных и режиссёрских извращенческих «наворотов» было почти невозможно), уничижая и развращая человеческие души.

В начале 2000-х киноклуб «Друзья десятой музы» (в кинотеатре «Пролетарий») прекратил своё существование. Сталь Никанорович Пензин и его сподвижники продолжали киноклубную деятельность в небольших залах воронежских вузов и Доме актёра. После ухода из жизни Пензина (в августе 2011 года), а вслед за ним и его помощников – А.Б. Смирновой и Л.А. Кеповой – возник определённый вакуум в киноклубном движении города.

Обращением ко всем подвижникам искусства (в том числе и воронежским), ко всем честным, мыслящим людям России – её любящим и стремящимся участвовать в её возрождении – продолжали актуально звучать и тогда, на рубеже веков, и в последующие годы слова известнейшего актёра, режиссёра и политического деятеля Николая Губенко (произнесённые в конце 90-х), призывавшего «…не путать трагическое с безнадёжным… Сопротивляться злу. Пусть это будет не героизм, – говорил он, – а обыкновенная честность. Не «где тепло, там и Родина», а «Родина там, где народ, где боль, где унижение, голод и мор». Понятно, что такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности. Если я считаю, что ничего не могу изменить в делах моей страны, то я и впрямь ничего не смогу. Мой оптимизм вот в чём: я верю, что мы способны влиять на события. И если, несмотря на все наши усилия, нам придётся пережить беду, мы можем восторжествовать над нею, сказав: «Мы сделали всё для восстановления справедливости».

Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а должна грести! – восклицал с надеждой режиссёр. – В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать»

Способности человека чувствовать и думать, конечно же, может содействовать кинематограф, киноклубы, где люди не только смотрят произведения искусства, но и обсуждают их, расширяя представление о мире и определяя своё место в происходящих событиях.

Словно бы откликаясь на призывы, подобные призыву Николая Губенко, и ситуацию, складывающуюся в отечественной культуре и кинематографе, а также на традицию просвещения, требующую продолжения киноклубной истории города, в одном из основных центров воронежской культуры – областной научной универсальной библиотеке имени И.С. Никитина – было решено открыть киноклуб «Слово» и начать работу по продвижению и изучению отечественного кинематографа – игрового и документального.

Киноклуб начал свою деятельность 26 марта 2016 года. Инициатором его создания выступил член Союза кинематографистов РФ, режиссёр Владимир Юрьевич Паршиков, а соратниками его стали главный библиотекарь отдела читальных залов Ольга Алексеевна Полянская и режиссёр, искусствовед, член Союза журналистов РФ Владимир Александрович Межевитин.

На одном из первых собраний клуба прозвучали как напутствие слова из книги Сталя Никаноровича Пензина, посвящённой киноклубному движению:

«…Художественное творчество способно не только развлекать. Оно обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности. Не случайно во «Всеобщей декларации прав человека» статьи о правах на образование и на искусство расположены рядом:

Статья 26. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности…

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством…

К сожалению, далеко не все способны реализовать свои права и войти в мир кино. Тому множество объективных и субъективных причин. Кинематограф – это не только фильмы, а сложный процесс, коммуникативная цепь, основными звеньями которой являются автор и создание фильма, сам фильм и его герои, кинопрокат и, наконец, мы, зрители. Кинотеатры в погоне за прибылью отказываются учитывать интересы всех нас. Субъективная причина – в распространённом заблуждении, будто для восприятия фильма не требуется никаких знаний, никаких усилий. А это не так. Экранное искусство обладает сегодня богатыми и подчас сложными средствами художественной выразительности. Начальные сведения о специфике кино, о его языке, с помощью которого создаётся фильм, обязательны, чтобы полностью разобраться в происходящем на экране, верно расшифровать авторский замысел, объективно проанализировать картину. У большинства людей не развита эстетическая потребность в серьёзном, авторском кинематографе. Чтобы войти в мир кино, каждому необходима хотя бы краткая информация о творчестве наиболее известных мастеров отечественного и зарубежного кино.

Кино очень молодо, но у него уже своя богатая история. Как невозможно стать полноценным читателем, если не слышал о Пушкине, Толстом, Чехове, так нельзя считать себя полноценным зрителем без знакомства с творчеством С. Эйзенштейна, И. Бергмана, Ф. Феллини, А. Тарковского и других выдающихся мастеров отечественного и мирового кино…»

Это послание известного киноведа перекликалось с официальными документами многих стран Европы и России в частности, в которых говорилось, что медиаобразование определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу, самовыражение и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле оно готовит к демократическому гражданству, политическому и историческому пониманию…

За почти четырёхлетний период работы киноклуб «Слово» провёл несколько десятков интереснейших встреч, просмотров и обсуждений художественных игровых, документальных и анимационных фильмов, творческих вечеров и концертов. Гостями его были:

— режиссёр и главный редактор Информационного агентства «Профи» Леонид Алексеевич Асташов, показавший свой фильм о воронежском поэте, операторе, режиссёре, журналисте Владимире Павловиче Шуваеве «Атлантида Владимира Шуваева», чьим именем был назван киноклуб «Слово»;

— известнейший художник-мультипликатор, живописец и скульптор Вячеслав Михайлович Назарук, лауреат Государственной премии СССР (встреча с ним состоялась во время премьеры посвящённого ему фильма, снятого режиссёром В.Ю. Паршиковым);

— режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ Галина Евтушенко. Галина Михайловна – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат и номинант престижных отечественных кинопремий «Ника» и «Золотой Орёл», профессор Российского государственного университета. Она дважды показывала в киноклубе свою двухсерийную документальную картину «Пушкинская Италия», получившую международную Пушкинскую премию;

— координатор Болгарского культурного института Ирина Ромак с показом советско-болгарского фильма «Барьер»;

— известный журналист Павел Викторович Селин, показавший свои новые документальные фильмы;

— режиссёр Сергей Леонидович Зайцев, член Союза кинематографистов и гильдии кинорежиссёров России, Союза писателей России, лауреат нескольких фестивалей, показавший фильмы, приуроченные к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына;

— журналист, член Союза кинематографистов России и заслуженный работник культуры РФ Альберт Витальевич Попов с показом и разбором фильмов «Жаворонок» и «Т-34»;

— журналист Владимир Юрьевич Крапоткин с лекцией «Драматургия и язык кино»;

— автор-исполнитель песен, лауреат международных и отечественных фестивалей Ирина Николаевна Ким с концертами «Песни кино»

Принимали участие в творческих вечерах клуба журналисты Ю.Н. Шамин, Н.Н. Тимофеев; профессор Воронежского государственного института искусств, заслуженный артист РФ Евгений Фёдорович Слепых; дирижёр Воронежского театра оперы и балета, член Союза композиторов России Татьяна Александровна Шипулина; редактор интернет-газеты «Культура-Воронеж.ру» Сергей Георгиевич Соболев; педагог и общественный деятель Егор Иванович Иванов…

Участники киноклуба «Слово» провели несколько незабываемых «телемостов» с авторами документальных фильмов. Особо памятными стали встречи:

— с режиссёром-документалистом, заслуженным деятелем искусств РФ, кандидатом искусствоведения Мариной Михайловной Бабак (после просмотра её фильма «Маршал Жуков. Страницы биографии»); 

— режиссёром, сценаристом, президентом Ассоциации документального кино СК РФ, лауреатом кинематографических фестивалей Галиной Петровной Леонтьевой, давшей возможность посмотреть воронежцам целую серию своих проникновенных документальных работ;

— режиссёром, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом целого ряда престижных кинофорумов Андреем Владимировичем Осиповым

Запомнились видеовстречи с поклонниками кино из Донецкой республики, а также молодыми режиссёрами и сценаристами, чьи работы демонстрировались в воронежском киноклубе.

Только в сезоне 2018/2019 годов, переходящем в 2019/2020 (юбилейный для мирового кинематографа и города), состоялись показы (с последующими диспутами) более 2-х десятков картин, среди которых были: «Беслан. Память» (режиссёр В. Цаликов); «Незваный друг» (Л. Марягин); «Русские немцы» и «Ударная волна» (В. Эйснер); «Лето любви» (Ф. Фальк); «Слово» (С. Мирошниченко); «Солженицын и Струве» (А. Судиловский); «Леонид Быков. Которого любили все» (Л. Осыка); «Пришёл солдат с фронта» (Н. Губенко); «Искусственное дыхание», «Легенда. Первый полёт», «Было у отца три сына» (Г. Леонтьева); «Сынок» (В. Паршиков); «Восточный фронт», «Забытые полёты», «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» (А. Осипов); «Союзники. Верой и правдой» (С. Зайцев); «Никто ослепил меня» (Святослав Варнашов); «Печки-лавочки» (В. Шукшин); «Ёлки-палки» (С. Никоненко); «За счастьем» (Д. Сидоров, С. Демидова); «Мухоловка и другие жители Земли» (С. Быченко); «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (В. Бортко); «По главной улице с оркестром» (П. Тодоровский)…

Постоянно вспоминали на встречах киноклуба юбиляров года и ушедших мастеров кино. Статьи о работе клуба публиковались не только на его сайте, но и в воронежской периодике, а также в интернет-газете «Культура-Воронеж.ру».

Остаётся сказать, что киноклуб «Слово» имени Владимира Павловича Шуваева с надеждой смотрит в будущее, продолжая служение великому искусству кинематографа и своей стране, богатой талантливыми художниками, любящими кино и работающими в нём искренно и вдохновенно.

Владимир МежевитинВладимир Паршиков