В Воронежском институте искусств Виолетта Владимировна Тополага воспитала целую актёрскую когорту, в которой немало уже заслуженных и народных артистов России, радующих сегодня зрителей по всей стране и в самых разных театрах республик бывшего Советского Союза. А такие спектакли, как «Привычное дело» Белова, «В день свадьбы» Розова, «Что тот солдат, что этот» и «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Пять вечеров» и «Мать Иисуса» Володина, «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Пришёл мужчина к женщине» Злотникова, «Археология» Шипенко, «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Счастье моё» Червинского, «Таня» Арбузова, «Мышеловка» А. Кристи, «Чайка» Чехова и другие, поставленные на её курсах, надолго оставались в памяти зрителей. Остались они и в памяти многих учеников, которым она подарила счастье жизни в искусстве, сделала не просто лицедеями, но творческими, неравнодушными людьми.
Своих же учителей – Ольгу Ивановну Старостину и Бориса Григорьевича Кульнева – Виолетта Владимировна вспоминала всегда с волнением и благодарностью, всякий раз мысленно поверяя свои поступки и сомнения оценками и поступками любимых наставников, открывших ей путь в волшебный мир Театра. Путь этот у неё начинался во Владивостокском институте искусств (куда она поступила после окончания Ленинградского технологического института) в 1962-ом, в год создания там театрального факультета известными московскими подвижниками – профессором ГИТИСа Старостиной и доцентом Щукинского училища Кульневым. Именно они были основателями нескольких вузов в Советском Союзе и за рубежом (а в 1971-ом создавали институт искусств в Воронеже)… В воронежский же институт и пригласили Виолетту Владимировну её знаменитые педагоги в 1974-ом году. Со временем она стала одним из самых уважаемых преподавателей театрального факультета ВГИИ, художественным руководителем нескольких курсов, на которых личностями становились мальчишки и девчонки, волею судьбы оказавшиеся в творческой орбите чуткого и взыскательного учителя.
Круг практических интересов её мастерской всегда гармонично объединял Станиславского и Михаила Чехова, Немировича-Данченко и Сулержицкого, Вахтангова, Завадского и Товстоногова, Каарела Ирда и Мильтиниса; Ефремова, Эфроса, Фоменко и, конечно же, Стрелера, Брука, Бергмана, Гротовского… Со всеми этими деятелями сцены Виолетта Владимировна находила особое созвучие, черпала у них вдохновение и силы, а их мысли и открытия, которые она стремилась постичь сама, пыталась передавать своим студентам. С должным вниманием Виолетта Тополага относилась к биографии Малого театра, нашумевшим новациям «Таганки»; поискам Анатолия Васильева, раннего Виктюка, Додина, Гинкаса, Яновской…
Примечательной чертой воспитания Виолеттой Владимировной своих студентов было погружение их в проблемы общественной жизни. Читая вместе с ними статьи, рассказывающие о болях страны, заботах, бедах и трагедиях реальных людей, и серьёзно размышляя о них, пыталась она расширить круг интересов будущих актёров и воспитать в них как можно более острое, неравнодушное восприятие действительности и своего места в ней. Не являясь режиссёром, она приглашала на курс талантливых постановщиков Владимира и Ирину Сисикиных, Александра Зыкова, Владимира Разуваева, Юрия Лактионова, Александра Муравлёва… И те работали ярко и незабываемо.
Развитию профессионального мастерства Виолетты Владимировны, конечно же, способствовало общение с одарённейшими коллегами по институту, среди которых были режиссёры Глеб Дроздов, Владимир Бугров, Герман Меньшенин, Анатолий Иванов, Александр Латушко, театральные артисты и педагоги Николай Дубинский, Ирина Сачко, Евгений Слепых, Набиля Валитова, Анатолий Абдулаев, Александр Тарасенко, Галина Разуваева, Людмила Романова, Надежда Бапаркина, Ванда Оттович, Анатолий Гладнев, Борис Цуканов, Людмила Тукузина, Борис Окунев, Зиновий Анчиполовский, Бронислав Табачников…
Целый ряд учеников Виолетты Тополаги сегодня известны не только своими замечательными работами в театрах Санкт-Петербурга и Москвы, но и ролями в кино и на телевидении. Это Алла Одинг, Надежда Бурдукова, Юрий Архангельский, Александр Чевычелов, Юрий Ваксман, Дмитрий Быковский, Павел Архипов, Светлана Казарцева, Евгений Гурьянов… Активно и ярко проявляют себя в кино и её сыновья – выпускники воронежского института искусств Георгий и Константин Тополага.
Непростым временем для института и его педагогов стали годы развала советского Союза – так называемой перестройки. Трудности эти были связаны как с финансированием вузов и культуры в целом, так и со сменой идеологических ориентиров, иногда непонятными и сомнительными реформами в образовательной сфере, коснувшимися не только российских школ, но и высших учебных заведений. Несмотря на все сложности Воронежский государственный институт искусств продолжал свою довольно плодотворную работу, а заведующей кафедрой актёрского мастерства театрального факультета с 1981 по 1998 годы являлась Виолетта Владимировна Тополага. Её девизом в 90-е были слова известнейшего актёра и режиссёра Николая Губенко, произнесённые им на Конгрессе русской интеллигенции, напутствующие коллег и единомышленников:
«Прежде всего не путать трагическое с безнадёжным. Надо сопротивляться злу. Пусть это будет не героизм, а обыкновенная честность. Не «где тепло, там и Родина», а «Родина там, где народ, где боль, где унижение, голод и мор». Понятно, что такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности. Если я считаю, что ничего не могу изменить в делах моей страны, то я и впрямь ничего не смогу. Мой оптимизм вот в чём: я верю, что мы способны влиять на события. И если, несмотря на все наши усилия, нам придётся пережить беду, мы можем восторжествовать над нею, сказав: «Мы сделали всё для восстановления справедливости».
Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а должна грести. В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать…»
В годы, когда психологический театр стал испытывать на себе давление моды, тяготеющей к развлечению, претенциозности, пошлости и эпатажу, Виолетта Владимировна нередко говорила о том, что противостоять этому должны активнее лучшие традиции русской школы переживания, её безусловные достижения, опыт духовных исканий отечественной и зарубежной классики, театр, обращённый к Душе человека, к его высокому гуманистическому началу. Говорила о том, что она со своей стороны старается делать всё возможное.
Работе в воронежском институте она посвятила книгу «40 лет и вся жизнь», а отдавая долг любимому педагогу Ольге Старостиной, выпустила книгу «Когда театр – твоя судьба», запечатлев в ней воспоминания самой Ольги Ивановны.
P.S. В начале июня 2023-го пришло известие об уходе из жизни профессора Воронежского государственного института искусств, лауреата премии народного артиста СССР М.И. Царёва Виолетты Владимировны Тополаги в возрасте 87 лет. В воронежском вузе она проработала почти полвека. Вспоминать об этом светлом и талантливом человеке хочется вновь и вновь.
В одном из последних её интервью запомнились такие слова:
«Когда сегодня думаешь об обучении актёрской профессии (равно как и любой другой), сожалеешь о том, что некоторых важнейших предметов, таких как история, психология, эстетика, философия, политология, экономика, юриспруденция, нет в программе, а если какие-то из них и есть, то отношение к ним зачастую формальное, а то и никакое. И потому кругозор молодых людей (по крайней мере части из них), вступающих в жизнь после окончания нынешних вузов, до обидного узок и убог, несмотря на, казалось бы, огромные возможности современной техники; «натаскивание» происходит только на профильные предметы (касается это и «физиков», и «лириков»), что обедняет всех, понижая как личностный, так и гражданский уровень развития и понимания того, что происходит с нами в нашей жизни, а также происходило в прошлом, хотя бы в недавнем… И всё-таки Россия славится своими замечательными учителями, а также и талантливейшими людьми – подвижниками, на которых она всегда стояла. Я надеюсь и даже уверена, что эта эстафета не прервётся и будет продолжена…»
Владимир Межевитин