Она всегда поражала нас редкостной доброжелательностью, женской мудростью и красотой. Казалось, что время не властно над ней, а жизненные неурядицы никак не сказываются на её светлом и вдохновенном таланте. Всякий раз, когда она появлялась на телеэкране, мы получали от неё необыкновенный заряд положительных эмоций. Зрители любовались этой актрисой более 70 лет.
Первый же фильм, в котором снялась выпускница Московского городского театрального училища ВЕРА ВАСИЛЬЕВА, «Сказание о земле Сибирской» был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР 1948 года. Героиня Васильевой Настя запомнилась тогда своим необыкновенным обаянием, теплотой и искренностью. Качества эти наряду с удивительным добросердечием и жизнелюбием стали характерными чертами таланта актрисы, сразу же полюбившейся зрительской аудитории. Несмотря на непростую жизнь, связанную с войной и послевоенным временем, довольно напряжённую работу Веры Кузьминичны в театре и кино, присущие ей качества не только не потускнели с годами, а наоборот, приобрели ещё большую прелесть, изящество и благородство на радость многочисленным ценителям васильевского творчества.
Родилась Вера Васильева в 1925 году в деревне Сухой Ручей Калининской (ныне Тверской) области в рабочей семье. В начале войны она, шестнадцатилетняя девчонка, трудилась на заводе и училась в вечерней школе. Тогда же произошло её приобщение к сценическому искусству. Перед тем как поступить в театральное училище, Вера посещала драмкружок С.Л. Штейна во Дворце пионеров, а потом участвовала в самодеятельности Дворца культуры ЗИЛа.
С 1948 года Вера Васильева – актриса Московского театра сатиры, где в конце 40-х – начале 50-х годов работали замечательные режиссёры Николай Петров, Борис Равенских, Пётр Васильев, Валентин Плучек и где с завидным успехом шли пьесы Дыховичного и Катаева, Корнейчука и Галича, Дьяконова и румынского драматурга Караджале, китайского классика Ван Ши Фу… В 50 – 60-е годы театр привлекал к себе внимание широкой аудитории постановками Маяковского, Назыма Хикмета, Островского, Ильфа и Петрова, впервые поставил на русской сцене комедию Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1962). Во многих пьесах перечисленных авторов была занята и Васильева.
Театр сатиры, ведомый Валентином Николаевичем Плучеком (главный режиссёр театра с 1957 г.), ставший творческой и жизненной лабораторией актрисы Веры Васильевой, развивал в своих артистах умение владеть искусством комического диалога, пения и танца, способность сочетать психологическую правду характеров с сатирической остротой, юмором, легкостью сценического существования. Рядом с Васильевой долгие годы работали великолепные актёры: Пельтцер и Менглет, Дорофеев и Зверева, Доре и Папанов, Архипова и Аросева, Сухаревская и Тенин, Ширвиндт и Державин, Рунге, Мишулин, Миронов… В профессиональном и человеческом общении с этими талантливейшими натурами формировалась личность и самой Веры Кузьминичны.
За время работы в театре она сыграла огромное количество ролей, по праву получив звание народной артистки СССР и удостоившись почётных государственных наград. Будучи человеком неравнодушным, отзывчивым и активным, Васильева избиралась секретарём правления Союза театральных деятелей России, возглавляла там социально-бытовую комиссию, всячески помогая ветеранам сцены, нуждавшимся в её участии, да и всем тем, кто обращался к ней за помощью. В 1979-м, будучи уже известнейшей актрисой, Вера Кузьминична Васильева вступила в Коммунистическую партию.
Из достижений Веры Васильевой на театральных подмостках особенно запомнились её Лиза в «Льве Гурыче Синичкине», графиня Альмавива в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», Анна Андреевна в «Ревизоре», Тётя Тони в «Проснись и пой!», Клавдия Бояринова в спектакле «Ложь для узкого круга»… В 80-е – 90-е легендарную актрису приглашали в «антрепризные» опыты Орловский театр им. И.С. Тургенева (там она с успехом сыграла Кручинину в пьесе «Без вины виноватые») и Тверской драматический (на роль Раневской в «Вишнёвом саде»). Несколько ролей ею было сыграно в ряде московских театров. Едва ли не все спектакли, в которых участвовала эта одарённейшая актриса, получали безоговорочное признание зрителей и критиков не только в нашей стране, но и за рубежом.
До последних своих дней Вера Кузьминична оставалась доброжелательнейшим и обаятельнейшим человеком. Её называли солнечной актрисой. Солнечной, лучезарной и неповторимой она останется в нашей памяти.
P.S. Сразу три выдающихся актрисы одна за другой ушли от нас в эти дни. Об Ирине Петровне Мирошниченко наша газета писала несколько месяцев назад, поздравляя её с 80-летним юбилеем. Сегодня, провожая её, Юлию Константиновну Борисову и Веру Кузьминичну Васильеву, хочется сказать слова благодарности Великой советской эпохе, которая способствовала появлению и становлению многих и многих талантов, олицетворяющих отечественное искусство и культуру в целом. Юлия Борисова и Вера Васильева поступили в театральные училища во время Отечественной войны(!) и формировались как творческие личности в годы расцвета СССР, обусловленного Победой нашего народа в тяжелейшей войне, где на стороне гитлеровской Германии против Советского Союза выступил целый ряд европейских государств, принявших фашистскую идеологию. Сплочённость нашего народа, вера в социальную справедливость, устремлённость к высоким гуманистическим идеалам помогли не только победить в военных сражениях, но и совершить невероятный взлёт во всех сферах жизни, в том числе театральной и кинематографической. В славной и многочисленной плеяде, оставившей след в сценическом и экранном творчестве, нашим героиням принадлежит своё особое, достойное место. Хочется надеяться, что их достижения в искусстве останутся своего рода примером, которому будут следовать идущие за ними деятели российской культуры. Планка, поднятая лучшими представителями советской эпохи, высока, но иметь её в виду необходимо.
материал подготовили: Владимир Межевитин,Сергей Ольденбургский