Полностью ржавый «Броня»: почему стендап-комика Бронислава Табачникова проталкивают во все присутственные места Воронежской области?

Бронислав Табачников, доморощенный воронежский шоумен, скорее всего, перестанет быть председателем общественного совета при департаменте культуры правительства области после сентябрьских выборов. И это будет правильное и справедливое решение. Пользы традиционной воронежской самобытной культуре он точно не принес. А если так, то зачем его держать в такой деликатной и тонкой сфере. Неплохо было бы, если бы с ним ушли и некоторые другие руководители проблемных департаментов.

Похож Табачников своей неуемной, но бестолковой, энергией и еще на одного воронежского деятеля — Марка Берколайко

Помните, был такой министр культуры РФ Михаил Швыдкой? Плясал без удержу, скакал на всяких подмостках, зубоскалил без умолку. Так вот, Бронислав Табачников из того же племени. Шоумен, одно слово. Различия двух «культурных» деятелей состоит лишь в том, что фигура Табачников значительно мельче, и зарплату из бюджета за свою общественную деятельность он, вроде бы как, не получал. А так один в один.

Похож Табачников своей неуемной, но бестолковой, энергией и еще на одного воронежского деятеля — Марка Берколайко. Того, который своим авантюризмом «увел» в 2002 – 2003 годах миллиард из областного бюджета на авантюрный проект «Воронежинвест», заставив отвечать по уголовной статье тогдашнего губернатора-неудачника Владимира Кулакова. Теперь последнему за совершенное большое должностное преступление не подают руки даже те, кто служил с ним в КГБ-ФСБ.

Бронислав Табачников или Броня, как называют иронично его улыбчивые друзья, в финансы и АПК почти не лезет. Но активно лезет в культуру. Ни одно знаковое культурное мероприятие или политическая тусовка не обходится без его участия, без его бессловесного благословения. Да и как какое-то событие может пройти без этого колоритного и пикантного персонажа? Никак.

Еще один интересный пример. Вот уже несколько лет Бронислав Яковлевич является председателем общественного совета при региональном департаменте культуры. Лучше бы он им не был. Потому, что при его поддержке и молчаливом согласии Воронеж уже который год лихорадит от культурных инноваций.

С 2010 года в столице Черноземья проходит Платоновский фестиваль искусств. Поначалу даже автор этих старался посещать мероприятия его рамках (Фредерик Кемпф действительно пианист-виртуоз, движениями и техникой которого не перестаешь восхищаться даже после третьего посещения живого концерта). Но в 2013 году произошел перелом – Платоновским фестивалем искусств негласно, а потом и официально начал руководить выписанный из Перми культурный деятель Эдуард Бояков.

Адвокат мелкотравчатых дьяволов

Не будем сейчас перечислять всех огрехов культуртрегера, о которых не раз писали все средства массовой информации. Отметим лишь то, что все эти грехи и огрехи (ликвидация статуи Музы у входа в Академию искусств, постановка скандального спектакля «Педагогическая поэма», подготовка и публикация доклада о состоянии культуры в регионе «Воронежский пульс», постановка и проведение других сомнительных спектаклей, вовлечение в истории с коррупционным душком в учебном заведении, которое возглавлял Эдуард Владиславович) привели к отставке ректора академии и его скоропалительного отъезда в Москву.

Говорят, там идейный вдохновитель и организатор «Золотой маски» резко стал патриотом отечества и даже начал активно поддерживать жителей Юго-востока Украины. Могли ли все эти события пройти без участия и поддержки (моральной и финансовой) «всемогущего» Бронислава Яковлевича? Сомневаемся. Все-таки слишком много огрехов было в деятельности Эдуарда Боякова. И пока их можно было прикрывать (где-то определенными финансовыми вливаниями, где-то уговорами, где-то жесткими беседами), ректор Академии искусств держался на своем посту. Но когда чаша терпения общественности переполнилась (что не могло не отразиться на рейтинге и поддержке тогдашнего главы региона), даже авторитет «ржавого Брони» не помог: Воронежская область со слезами (возможно, радости) на глазах простилась с Эдуардом Бояковым.

Но ректор Академии искусств был не единственным «птенцом гнезда Табачникова». Михаил Бычков, многолетний и бессменный руководитель Камерного театра, обладатель нескольких «Золотых масок» (можно выдвинуть предположение, что близкая дружба с Бояковым помогла в их получении) также принадлежит к этой славной когорте. Например, Бронислав Табачников инициировал проведение творческого вечера «Михаил Бычков – 30 лет в Воронеже». Почему именно сейчас появилась необходимость в проведении такого мероприятия? Отмечалось ли с такой помпой 20-летие творческой деятельности худрука? Вроде бы, нет. На самом деле, объясняется все очень просто: в течение всего VIII Платоновского фестиваля искусств Михаилу Бычкову давали понять: поставленные и предлагаемые им для события спектакли не оправдывают себя ни с культурной, ни с финансовой точек зрения. Его деятельность раскритиковала и руководитель департамента культуры Эмилия Сухачева, и врио губернатора Александр Гусев. Видимо, тонкая душа мастера была настолько поражена самим фактом критики (в прошедшие-то годы, при предыдущем губернаторе все идеи и задумки Михаила Бычкова воспринимались как указание к выделению очередных финансовых траншей), что понадобилось организовать какое-то поощрительное мероприятие, чтобы восстановить душевное равновесие мастера. Как раз им и стал бенефис худрука, на который пришли все поклонники его «творчества». И, конечно, инициаторами этого события не могли не стать Бронислав Табачников и члены его семьи.

Монолитный «авторитет» для рейдерского захвата концерна «Энергия»

Кстати, немного о семье Бронислава Яковлевича. Здесь судьба тоже была достаточно благосклонна к нему: его дочь Мария Табачникова, которая решила не расставаться с известной девичьей фамилией, вот уже много лет является женой депутата областной Думы, бизнесмена и девелопера Анатолия Шмыгалева.

Да-да, того самого Анатолия Шмыгалева, который принимал максимально деятельное участие в разграблении концерна «Энергия» в конце 90-х – начале нулевых годов. Потом, вспоминая о тех годах, девелопер рассказывал одному бизнес-порталу о том, что ему пришлось развить невероятно кипучую деятельность, чтобы все участники этого безнадежного «предприятия» поскорее продали свои акции, а сам концерн канул в небытие. В те годы для региона потеря «Энергии» стала и промышленной, и имиджевой потерей, поскольку с него деиндустриализация региона вступила в активную фазу.

Перефразируя известного журналиста, зададимся вопросом: «Казалось бы, причем здесь Табачников?» Он же ответственный за культуру, а не за промышленный сектор. Но не будем забывать, что уже в том время Бронислав Яковлевич оброс необходимыми связями в политической и финансовой элите региона, поэтому, как поговаривают злые языки, операция по захвату «Энергии» прошла максимально тихо и без ущерба для зятя, расширявшего тогда его сферу влияния.

И зять сполна отплатил ему за доброту. Не без поддержки Шмыгалева Бронислав Табачников попал в качестве эксперта в Школу эффективных коммуникаций «Репное», не раз выступал с лекциями в рамках проекта «Открытое пространство», лекторы которого с удовольствием рассказывали о невозможности создания единого учебника по истории России, о необходимости либерализации культуры и подобных однобоких тенденциях. Впрочем, в этом ничего удивительного нет – Книжный клуб «Петровский» с момента его основания был пристанищем для всех исстарадавшихся по либерализму в крайнем его проявлении.

Кстати, Анатолий Шмыгалев входит в так называемый «клуб миллиардеров» — Гражданское собрание «Лидер», члены которого или по своей воле, или по просьбе кого-то выше готовы спонсировать любые проекты, в том числе самые претенциозные и неоднозначные (к ним относится и Платоновфест). В то же самое время дочь Табачникова и жена Шмыгалева Мария входит в женский клуб «Лидера» и тоже старается помочь влиятельному папе связями и финансами. Так что Брониславу Табачникову успешно удается распускать свои щупальца во все значимые сферы развития региона, не ограничиваясь одной лишь культурой.

Нелояльный власти представитель этнического меньшинства?

Впрочем, нет ничего предосудительного в том, что некий актор активно продвигает себя в экономическом, политическом и культурном пространстве региона, если это приносит пользу самому субъекту РФ. Тогда не грех и наградить такого человека, и продвинуть его по служебной лестнице, помочь в организации и проведении каких-то событий.

А что Табачников? Помогает ли он региону? Если помогает, то каким образом? Что получает Воронежская область в культурной, политической, социальной и даже экономической сфере? Ничего хорошего. А вот возможный причиняемый им ущерб региону, посчитать бы не мешало.

Бронислав Табачников, как шоу-мен, в известной мере лицедей и лицемер. Он всегда тусуется при власти и при «партии власти», получая от этого свои дивиденды или снимая ренту за публичные славословия в ее адрес. Правда, когда эта власть или «партия власти» в силе. Но, стоит ей немного ослабнуть, как к примеру КПСС (служил наш герой и секретарем парткома в одном из воронежских вузов), как Броня становится ее непримиримым критиком- антагонистом. Сжигал ли он при этом партбилет, неизвестно. Не будет утверждать сие предположение. Появляется другая власть, а вместе с ней «партия власти», смотришь, а Броня Табачников уже в ее рядах, или где- то рядом. Сам пробивался снизу или кто- то его протаскивал, не так уж важно. Важно, другое. Перед нами бегунок и ицемер.

При этом, сейчас Бронислав Яковлевич является Заслуженным работником культуры региона, заслуженным работником высшей школы РФ, руководит секцией критики воронежского отделения Союза театральных деятелей. Все эти звания и награды он, конечно же, начала получать еще в годы распада СССР, продолжил в шоковые 90-е и продолжает и по сей день. Правда, что в те годы, что сейчас он «держит фигу в кармане», работая по сути вопреки общей государственной политике.

Всегда ли это хорошо, и кто в итоге находится в плюсе? Склонны полагать, что в выигрыше в этой ситуации только Бронислав Яковлевич и члены его большой этнической субкультуры: регулирование финансовых потоков в культурной сфере, предложение воронежцам сомнительных спектаклей, обучение студентов по однобоким программам прозападного образца – вот лишь часть итогов деятельности Табачникова за последние годы.

Правда, это почему-то не мешает представителям высшего эшелона власти активно влиять на становление однобокой региональной культурной госполитики и поддерживать одиозных персонажей театрального бомонда. Только нужны ли эти качества шоумена новой власти региона, учитывая непростую экономическую и политическую ситуацию на ближайшие годы? И не пора ли пересмотреть круг сомнительных советчиков по всем вопросам, которые не лучшим образом влияют на важнейшие сферы общественно-политической жизни региона?

Автор:  Андрей Побединцев