Сразу после отставки Эмилии Сухачевой губернатор Гусев встретился с Михаилом Бычковым

Сразу после появления информации об отставке воронежского министра культуры Эмилии Сухачевой губернатор Александр Гусев встретился с героем, пожалуй, самых страшных ее кошмаров. А именно — худруком Камерного театра и Международного Платоновского фестиваля Михаилом Бычковым. Если, встретившись с Бычковым, Гусев начал консультации с деятелями культуры о преемнике Сухачевой, то начал их явно не с того конца.

Формально встреча Гусева и Бычкова вечером 5 июля была посвящена подведению итогов IX Международного Платоновского фестиваля. По ее итогам пресс-служба области проинформировала общественность, что за 16 дней форума-2019 прошло 94 мероприятия. В фестивале приняли участие более 1 тыс. артистов и музыкантов из 17 стран. Но далее в пресс-релизе — смешная и лукавая фраза: «Платоновский фестиваль сохранил достигнутую за годы многогранность и открытость разным категориям зрителей».

Форум, возможно, и сохранил определенную степень открытости, но точно не всем категориям зрителей. Ведь директор Платоновфеста Любовь Пристинская и его худрук Михаил Бычков своим волюнтаристским решением отказали в аккредитации журналистам таких изданий, как Culturavrn.ru и «Московский комсомолец» в Воронеже». Действия Пристинской и Бычкова в результате обернулись большим скандалом и ударили по репутации форума.

«Система подавления прессы, унижения журналистов и самой профессии, созданная Бычковым, совершенствуется чуть ли не со второго Платоновского фестиваля, когда поезд искусства пошел под откос, — говорил заместитель главреда Culturavrn.ru Юрий Данилов. — Хвалишь, восторгаешься — вот тебе конфетка. Анализируешь или — не дай Бог! — критикуешь — вот тебе фига. Противно смотреть, как журналисты каждый год выпрашивают у пресс-секретаря форума входные билеты на спектакли и концерты. В зале полным-полно актеров, волонтеров, полотеров и столичных гостей, пребывание которых полностью оплачено. Но для местной прессы существует жесткий лимит, даже если билеты не проданы. В то же время наши коллеги из Москвы или Петербурга могут смотреть все не по одному разу и на лучших местах».

Но проблема даже не в том, что двух, трех или четырех журналистов лишили аккредитации, не дав им таким образом возможности поделиться с аудиторией своих ресурсов впечатлениями о фестивале. Проблема в том, что, став на скользкий путь цензуры, Михаил Бычков сделал те же самые вещи, которые годом ранее стали основанием для жестких пикировок между ним и Эмилией Сухачевой. Тогда Бычков обвинял департамент культуры области в цензуре и вмешательстве в творческие дела дирекции форума.

Впрочем, давно известно, во-первых, о симпатиях леволиберала Бычкова к двойным стандартам. Он защищал от уголовного преследования двоюродного брата, известного столичного театрального продюсера Алексея Малобродского, бывшего куратора воронежского детского фестиваля «Маршак» (который, вот здесь отдадим должное Эмилии Сухачевой, она у Бычкова отобрала). Но в то же время никак не поддерживал бывшего ректора Воронежского института искусств, культуртрегера Эдуарда Боякова, теперь подвизающегося худруком МХАТ имени Максима Горького. Скорее всего, из корпоративистских соображений. Бояков подался в охранители-консерваторы.

Во-вторых, известна нехитрая формула: «То, что в Воронеже можно Юпитеру-Бычкову, фавориту бывшего губернатора Алексея Гордеева и его супруги Татьяны, в культурной сфере больше не позволяется никаким быкам».

Сама же Сухачева, напомним, заявляла о Платоновфесте-2018, что не все мероприятия форума вызвали однозначный отклик со стороны профессионального сообщества и СМИ и что «вместе с деятелями культуры и дирекцией фестиваля необходимо определить векторы дальнейшего развития». И на тот момент была в фарватере политики губернатора Гусева. Дорогой Александр Викторович тоже атаковывал Бычкова язвительными замечаниями. В частности, делился критическими впечатлениями от спектакля «100% Воронеж», которым открывался Платоновфест-2018. «Любой из вас смог бы написать сценарий к такой постановке», — говорил Гусев журналистам, добавляя, что острых вопросов, над которыми можно было бы подумать, в спектакле «100 Воронеж», по его мнению, не нашлось. Более того, фактически одновременно с Сухачевой, явно воспринимая себя и ее как одну команду, Гусев добивался изменения формата Платоновфеста и подключения к формированию его программы экспертного сообщества.

Напомним ключевые тезисы Александра Гусева образца сентября 2018 года о форуме: «Показывать малоизвестные зарубежные коллективы, может, и не задача фестиваля, а малоизвестные русские — наоборот»; «Мы должны делать более широкий охват всех направлений в искусстве, сейчас есть крен в сторону постмодернистского искусства, я не всегда хорошо понимаю и принимаю то, что там показывается, хотя право на жизнь у постмодернизма, конечно же, есть»; «Нужно показывать больше классических вещей, показать зрителю прежде всего известных людей, уже доказавших, что они мастера». И, наконец, Гусевым было высказано требование усилить местную составляющую: «Мир Воронежу открывается, а Воронеж миру — нет».

Но вернемся из прошлого в наши дни. Если, встретившись после появления информации об отставки Сухачевой с Михаилом Бычковым, Гусев начал консультации с местными деятелями культуры о преемнике Сухачевой, то начал он их явно не с того конца. С одной стороны, понятно желание губернатора выстроить личные коммуникации с Бычковым, учитывая его связи в крикливой московской диаспоре и членство в профильном президентском совете. Их, очевидно, придется выстраивать и преемнику Сухачевой, кто бы им ни оказался. Но, с другой стороны, при выборе нового министра культуры Гусеву стоило бы учитывать мнение не только одного Бычкова, провести ряд открытых встреч и консультаций с деятелями культуры и искусства, работающими на самые разные категории зрителей и слушателей. Как представляется, им есть что сказать о необходимости изменений государственной культурной политики Воронежской области.

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~1OVyA