Писатель о гражданской войне и забытой историками воронежской военной операции

В минувшую пятницу известный радиоведущий, автор книг по истории ХХ века, консультант документальных фильмов «Первого канала» и канала «Россия», встретился со своими воронежскими читателями в книжном магазине «Амиталь». Автор представил одну из своих последних книг «ДеНАЦИфикация Украины. Страна невыученных уроков».

Стоит отметить, что наш герой оказался в Воронеже впервые. Несмотря на жёсткий график, Армен Сумбатович посетил Ротонду (памятник Великой Отечественной войны).

Поклонников творчества оказалось не очень много – около двадцати человек. Зато каждый смог задать вопрос Армену Гаспаряну. Вот некоторые из них.

Каково ваше отношение к гражданской войне?

Моё отношение подробно описано в моей книге «Россия в огне гражданской войны». Гражданская война – это вовсе не «Неуловимые мстители», не «Макар – следопыт». Это самое страшное, что может быть. Это война на уничтожение. Это ежедневные вихри безумия атак в полный рост, виселицы, разрубленные шашкой тела. Уже исполнилось 100 лет с начала Гражданской войны. Эта война во многом пострашней Великой Отечественной войны.

Меня вот свозили посмотреть на Ротонду – разрушенную больницу. Гражданская война – это Ротонда не из бетона, а из человеческих костей.

К сожалению, многие судят эту войну по кинематографу.

Насколько вероятно повторение украинских событий (Евромайдан 2014 года) в нашей стране?

Мне категорически этого бы не хотелось. Я имел несчастье поучаствовать в событиях девяносто третьего года. Очень хорошая прививка на всю оставшуюся жизнь тем, кто там выжил. Потому что, когда тебе подгоняют грузовик, начинают из него разгружать автомат, который никто не контролирует. Это, мягко говоря, не очень правильно. Хочется думать, что мы всё- таки умнее. У каждого из нас есть вопросы действующей власти, как и у меня, но я не хочу пойти сокрушать страну. Мы это сделали дважды за двадцатый век: в 17 и 91 году.

Я сама из Харькова. Есть ли внутренний потенциал у Украины провести денацификацию?

Есть, конечно! Искренне считаю, что белорусы, русские и украинцы – это один народ, просто этнически разделённые на три ветви. Категорически не согласен с «экспертами», которые считают украинцев самыми глупыми из славян. Это чушь собачья! Люди столкнулись с ошибками своего прошлого. Я убеждён, что оздоровление Украины произойдёт после того, как интеллигенция начнёт заниматься политикой. Борис Савинков однажды точно заметил: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами».

В Воронеже происходили кровопролитные бои, носящие судьбоносный характер войны, но ещё со школьной скамьи про воронежскую операцию не сказано ни слова. Нет даже нормальных книг. Что скрывало советское руководство?

Я считаю, что все фронты были важными. Они должны быть изучены. Если у местных краеведов написаны серьёзные работы, я готов, пользуясь своими возможностями, поспособствовать их изданию. Вряд ли что – то скрывали.

 — Как сейчас обстоит обстановка с учебниками по истории?

Всё хорошо. Я видел сертифицированный учебник, прошедший проверку в министерстве образования. Очень качественная, системная работа. Ситуацию с семнадцатью учебниками в девяностые мы больше не увидим.

 — Ваше отношение к Эдварду Радзинскому

Отношусь как к литератору. Однажды он пришел ко мне на эфир. Я много знал про Зиновьева, но после Радзинского я молча вышел из студии. Это литература в чистом виде. Ну просто третий Сталин!

Два часа пролетели незаметно, встреча подходит к концу, а как не хочется уходить. Когда слушаешь Армена Сумбатовича, не замечаешь хода времени.

«Воронеж! Огромное спасибо вам за приём. Мне было приятно и интересно с вами общаться!» — с улыбкой на лице произнёс Гаспарян.

После изнурительной атаки вопросами, воронежцы «напали» на Армена Гаспаряна, чтобы получить заветный автограф.

Очень интересно! Проясняет понимание прошлого и настоящего! Без лозунгов и призывов! – поделился впечатлениями посетитель творческой встречи.

Александр Попов