(к 95-летию со дня рождения Юрия Яковлева)

О своих предках этот известный актёр (народный артист СССР) отзывался всегда с уважением и любовью. Вспоминая о матери, Юрий Яковлев охотно рассказывал о чеховском Таганроге – её родине. А говоря о родословной отца, обращался к Воронежу, где фамилия его была давно известна. Обувь от Яковлевых воронежцы ещё до революции хорошо знали и носили с удовольствием. Дед Юрия Васильевича прошёл в нашем городе путь от подмастерья сапожника до купца – владельца обувного производства и магазинов. Кстати, семья матери, Ольги Михайловны Ивановой, тоже переселилась в Воронеж в начале двадцатого века. Здесь мама будущей знаменитости училась в гимназии, а позднее познакомилась с Василием Яковлевым.

Отец Юрия Яковлева учился сначала в Московской консерватории по классу вокала, подавал надежды и как драматический актёр, но диплом получил юридический. Он стал юристом, оставаясь страстным поклонником театра до конца своих дней. Кто знает, может быть, благодаря ему сын и оказался на сцене и в кино.

Юность всенародно известного артиста пришлась на войну. В 1941-ом семья Яковлевых эвакуировалась в Уфу, где 13-летний мальчишка работал вместе с матерью в госпитале. Вернувшись в Москву, он учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже, пробовал поступить во ВГИК, но в институт Кинематографии его не приняли, посчитав «некиногеничным». Тогда он пошёл в Щукинское училище и, сдав экзамены, был зачислен на курс Ц. Л. Мансуровой. В годы учёбы актёрский талант Яковлева начал проявляться ярко и многообещающе. Одарённый выпускник, обративший на себя внимание педагогов и известных артистов, был принят в труппу прославленного Вахтаговского театра (в 1952), которым руководил Рубен Симонов – авторитетнейший отечественный режиссёр. Под руководством Рубена Николаевича началось восхождение актёра на театральный Олимп.

Одной из первых работ на сцене для Яковлева стала роль Заморского королевича («Горя бояться – счастья не видать» С. Маршака), которая была исполнена им в лучших традициях сказочной буффонады: здесь был и мягкий юмор, и внутренняя свобода. Главной особенностью роли стало редкое сочетание тонкого психологического рисунка и откровенности эмоций, острота перевоплощения и ярко выраженная лирическая тема.

Среди множества сценических ролей Юрия Яковлева особо запомнились Турио («Два веронца» В. Шекспира), Заморский королевич), Жан Звонцов («Фома Гордеев» М. Горького), Риккардо («Филумена Мортурано» Э. Де Филиппо), Веня Альтман («Город на заре» А. Арбузова), Очаровательный князь («Идиот» Ф. Достоевского), Трилецкий («Пьеса без названия» А. Чехова), Евгений Осипович («Чёрные птицы» Н. Погодина), Панталоне («Принцесса Турандот» К. Гоцци), А. П. Чехов («Насмешливое моё счастье» Л. Малюгина), Хлебников  («Конармия» по И. Бабелю), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского), Моцарт («Маленькие трагедии» А. Пушкина), Хрущев («Леший» А. Чехова), Каренин (по роману Л. Толстого), Казанова («Три возраста Казановы» М. Цветаевой), Лорд Болингброк («Стакан воды» Э. Скриба), Дудукин («Без вины виноватые» А. Островского)…

Обладая широким артистическим диапазоном, тонким чувством жанра и стиля, редкой аристократичностью манер, незабываемым голосом, актёр с блеском исполнял роли драматические и комедийные, исторические и современные, психологически углубленные и эксцентричные. Его талант оказался востребованным не только на сценических подмостках, но и в кинематографе, принесшим ему завидную популярность. Образы князя Мышкина (в картине Ивана Пырьева «Идиот», триумфально прошедшей по всему миру), поручика Ржевского в «Гусарской балладе», Стивы Облонского в знаменитой «Анне Карениной», писателя Потапенко в «Сюжете для небольшого рассказа», Брюханова в «Любви земной» и «Судьбе», Ивана Грозного и домоуправа Бунши в «Иване Васильевиче…», отца в «Карнавале», Ипполита в «Иронии судьбы…», Инопланетянина  в «Кин-дза-дзе», Николая I в «Левше» и другие принесли ему любовь многомиллионной зрительской аудитории. Запомнились также работы Юрия Васильевича Яковлева на радио и телевидении. Особенно его документальный телесериал, посвящённый А.П. Чехову, который был сделан в соавторстве с известным литературоведом В.Я. Лакшиным.

P.S. Его книга воспоминаний полна интереснейших подробностей жизни собственной, близких родственников (в том числе и воронежских), друзей и коллег по театру и кинематографу. Один из эпизодов её рассказывает о поездке в Америку с фильмом «Идиот», снятом режиссёром Иваном Александровичем Пырьевым в 1958 году. После триумфального турне этой картины по США Юрий Васильевич был свидетелем того, как постановщику ленты было предложено выступить в американской киноакадемии с лекцией на тему по своему выбору. Пырьев выбрал тему «Американское кино». Советский режиссёр (коммунист), профессор ВГИКа и директор «Мосфильма», продемонстрировав потрясающую эрудицию, провёл лекцию о взлётах и падениях кинематографа Америки с таким блеском, что местные академики устроили ему овацию… Сегодня о подобном пырьевском триумфе вряд ли услышишь в отечественных СМИ, больше специализирующихся на антисоветизме. Между тем в мемуарах Юрия Яковлева о его учителях и коллегах говорится немало добрых и признательных слов, слов восторга и благодарности. Это и понятно: именно им обязан известнейший актёр (1928 – 2013) своей творческой судьбой.

подготовили:  Владимир  Межевитин,

Сергей  Ольденбургский