(к 85-летию со дня рождения народной артистки России Татьяны Самойловой)
Я познакомился с Татьяной Евгеньевной Самойловой в дни её 60-летнего юбилея в «Останкино». Тогда телевидение, вспомнившее о легенде кино, организовывало с ней какие-то съёмки и интервью. Встретившись с любимой актрисой, я не мог пройти мимо и не сказать ей добрых и признательных слов. Завязался разговор. Она поделилась впечатлениями о Каннском фестивале, куда её пригласили почётной гостьей. Рассказала Татьяна Евгеньевна и о своём самом первом фильме «Мексиканец», который снимали режиссёр Владимир Каплуновский и оператор Сергей Полуянов в 1955 году, и, конечно же, о картине, ставшей классикой кинематографа, «Летят журавли»…
Выдающаяся актриса поразила меня своим добросердечием и благородством, естественностью и потрясающим обаянием. С ней хотелось общаться ещё и ещё. После нашей встречи возникло желание сделать большую передачу, посвящённую Татьяне Самойловой, или фильм. Но в начале 1995 года (после убийства В. Листьева) в «Останкино» начались «перемены», связанные с коммерциализацией и «оптимизацией». Сокращались редакции, закрывались творческие группы, программы. Перестройка коснулась всей жизни канала. Ни о каких художественных передачах не могло быть и речи. Но всё же материалы о Самойловой я продолжал собирать… Перечитывал их в преддверии 80-летия Татьяны Евгеньевны. А теперь вот, как оказалось, вдогонку её улетающим журавлям, за которыми устремилась светлая душа восхитительной русской актрисы, которой рукоплескал когда-то весь мир.
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Её отец, знаменитый актёр Евгений Валерианович Самойлов, был известен многими своими работами на сцене и в кино, начиная с 30-х – 40-х годов, таких как «Щорс», «Светлый путь», «В шесть часов вечера после войны», «Сердца четырёх», «Адмирал Нахимов»… Мама Татьяны Самойловой, Зинаида Ильинична, окончив электромеханический институт, работала инженером.
В 1937-м вся семья (у Татьяны был ещё брат Алексей), переехала в Москву. В школьные годы Самойлова занималась балетом, училась в балетной студии при Театре имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Майя Плисецкая, отметив талантливую девочку, звала её в балетную школу Большого театра, но Татьяна решила поступать в театральное училище имени Щукина. Во время учёбы там, летом 1955 года её пригласили сниматься в фильме «Мексиканец». Картина стала удачным дебютом молодой актрисы в кино, но в то же время вызвала немало проблем в училище, где съёмки и отъезды в киноэкспедиции студентам не разрешали.
Скандал в училище совпал с приглашением Самойловой в картину «Летят журавли» (режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского), которая станет легендарной, получив массу призов на самых разных фестивалях, в том числе и в Каннах. В 1957 году её посмотрело почти 30 миллионов зрителей нашей страны и несколько миллионов за рубежом. Это был звёздный час советского кинематографа послевоенного времени (50-х годов), заявившего себя целым рядом картин-шедевров, среди которых были «Тихий Дон», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Карнавальная ночь», «Высота»…
Болезнь лёгких на какое-то время выбила актрису «из колеи». Но уже в 1960-ом вышли две картины с её участием – «Неотправленное письмо» (где она сыграла Таню) и «Леон Гаррос ищет друга» советско-французского производства, в котором Самойлова запомнилась ролью Наташи. До выдающейся советской экранизации «Анны Карениной», снятой в 1967 году, Татьяна Самойлова сыграет Соню в итальянском фильме «Они шли на Восток» знаменитого режиссёра Де Сантиса. Западные журналы после него будут вновь пестреть её фотографиями, словно бы предвосхищая грандиозный успех нашей кинопостановки Льва Толстого.
Картину «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи посмотрели за несколько месяцев более 40 миллионов зрителей. Актриса в ней предстала во всём блеске своего мастерства. Ей так убедительно удалось передать очарование своей героини, глубину внутреннего мира, драматизм судьбы, тончайшие движения души, зачастую неожиданные и противоречивые, что её роль была признана многими специалистами кино лучшей среди всех исполнительниц киноверсий прославленного толстовского романа, которых в разных странах уже было около двадцати.
Надо сказать, что в творческой биографии Татьяны Евгеньевны Самойловой были и замечательные роли на сцене Театра киноактёра в пьесах А. Островского «Гроза» и «Тане» А. Арбузова. Попасть на эти спектакли стремилась вся театральная Москва.
В 70-х Татьяна Самойлова блеснула в таких картинах как: «Длинная дорога в короткий день», «Океан», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Позже снималась она редко, понимая, наверное, что предлагаемые ей сценарии не позволят подняться до уровня Вероники в «Летят журавли» или Анны Карениной, а работать в «проходных» картинах актриса не хотела. Навязывать же себя режиссёрам, выпрашивая ту или иную роль, она никогда не могла.
В конце 80-х – начале 90-х годов Великий советский кинематограф оказался в катастрофическом положении (как и вся страна). Картин снималось мало. Многие известные актёры оказались не у дел. Среди газетных материалов тех лет запомнились слова Татьяны Самойловой: «Конечно, я глубоко несчастная женщина. У меня нет ничего. Даже сына моего рядом нет, потому что мне кормить его нечем. Проблемы со всем – хлебом, сахаром, солью… И я в панике и растерянности. Время идёт, а что мне делать – не знаю…»
Однако сразу после выхода этого интервью в свет (март 1992 года, газета «Совершенно секретно») про Самойлову внезапно вспомнили. Её пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почётной гостьи. Стали предлагать какую-то работу, упоминать в прессе. В одном из последних интервью она заявила: «Я прожила интересную и счастливую жизнь. Снималась у замечательных режиссёров. Объездила со своими картинами почти весь мир. Меня до сих пор узнают и любят. Я не могу обижаться на свою судьбу…»
Накануне её 80-летнего юбилея несколько телевизионных каналов посвящали легендарной актрисе свои передачи. В одной из них ведущая по-обывательски традиционно для сегодняшнего ТВ (подобострастно смотрящего на запад) спросила у Татьяны Евгеньевны, почему та не осталась за границей после каннского триумфа. Самойлова с присущим ей достоинством ответила, что всегда была благодарна своей стране, в которой она получила образование, возможность сниматься в великолепных фильмах, создававшихся выдающимися мастерами… Благодарна Родине, победившей в ужасной войне фашизм. Стране, подарившей жизнь не только нам, но и всему человечеству…
5 мая 2014 года пришло скорбное известие о смерти любимой актрисы, сумевшей оставить след в отечественном и мировом кинематографе, в сердцах многих и многих зрителей, полюбивших её сразу и навсегда.
P.S. Сегодня многие каналы, изощряясь в антисоветском раже, передают всякие глупости о том, что фильм «Летят журавли», якобы не понравившийся Хрущёву и каким-то ответственным чиновникам, испытывал различные препоны. Вещающие даже не удосужатся узнать, что пьеса Виктора Розова «Вечно живые» (по которой снята картина) с огромным успехом шла чуть ли не во всех театрах страны, а фильм получил помимо известнейших международных наград приз престижного Всесоюзного фестиваля. Актриса же Самойлова (как и многие другие) объехала всю планету, показывая советские шедевры кино, которые по сей день являются лучшими в мире.
Владимир Межевитин