(к 90-летию со дня рождения Юрия Чулюкина)
Среди нескольких юбилеев последних дней 90-летие замечательнейшего режиссёра Юрия Степановича Чулюкина прошло почти незаметно. Центральные каналы телевидения предпочли значительное время посвятить передачам о сносе Берлинской стены, почти ничего при этом не говоря об ужасающих жертвах Второй мировой войны, её причинах и настроениях реваншистов, поднявших головы в самых разных странах, разжигая русофобию и антисоветизм, а также инициируя или провоцируя санкции против России.
В тех передачах часто рассказывалось об ухищрениях, к которым прибегали «несчастные» жители ГДР, не желающие жить при социализме, и почти не показывались факельные шествия новоявленных нацистов, марширующих теперь в некоторых странах Европы и сносящих памятники погибшим советским воинам, освободившим мир от фашизма.
Кстати, продолжением разговора о чудовищной войне мог стать и фильм Юрия Чулюкина «Родины солдат» о воине-герое, генерале Карбышеве, замученном в немецком концлагере (роль Карбышева исполнил актёр Воронежского драматического театра Владимир Седов)… Однако о знаменитом советском режиссёре дежурно вспомнил лишь канал «Культура», продемонстрировав его полушутливую спортивную ленту «Королевская регата» и передачу «Острова», снятую несколько лет назад и не затронувшую десятой доли творческого наследия Чулюкина.
В отечественный (и мировой) кинематограф Юрий Степанович Чулюкин (1929 – 1987) ворвался первыми же своими комедийными картинами «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1962) (с Надеждой Румянцевой в главной роли), заслужившими всенародную любовь и получившими ряд призов на международных кинофестивалях. Успех этих фильмов стал продолжением успешного режиссёрского дебюта Чулюкина – его приключенческой картины «Дым в лесу» (снятой совместно с однокурсником Евгением Кареловым по одноимённому рассказу Аркадия Гайдара), оказавшейся дипломной работой во ВГИКе (мастерская М.Э. Чиаурели и Г.В. Александрова).
Показав себя безусловным мастером комедийного жанра, Чулюкин, проявляя свой многогранный талант, снимает две историко-приключенческие ленты, посвящённые Гражданской войне на Дальнем Востоке: «И на Тихом океане…» (по партизанским повестям Вс.В. Иванова, 1973) и «Поговорим, брат…» (1979, приз Всесоюзного кинофестиваля). А между этими картинами – пронзительнейшую работу о Войне Великой Отечественной – «Родины солдат» (1975, Серебряная медаль им. Довженко).
Успех имели чулюкинские фильмы о спорте «Королевская регата» (1967) и цирке «Король манежа» (1970), а также детские и приключенческие – «Жизнь, ставшая легендой» (1969), «Весенняя олимпиада…» (1980), «Не хочу быть взрослым» (1983, Гос. премия РСФСР), «Комета» (1983, совместно с Ричардом Викторовым), «Как стать счастливым» (1986), «Микко из Тампере просит совета» (1986).
Яркое литературное дарование Юрий Степанович Чулюкин воплощал и в сценариях, написанных для фильмов других режиссёров: «Юнга со шхуны «Колумб», «На пути в Берлин», «Р.В.С.», «Ребята с нашего двора», «Двое», «Возвращение Коста», «Костры на башнях», , «Новоселье в будний день», «Дорога», «Интервью, которого не было», «Оглянись, найдёшь друзей», «Ах, любовь!..», «Мятежный «Орионъ», «Кольцо старого шейха», «Под свист пуль», «Мужское самолюбие», «Серебряный возраст», «Дело за тобой!», «Рыцари чёрного озера», «Только ты», «И в шутку, и всерьёз»… Сотрудничал Юрий Чулюкин и с телевидением, сняв там более 30 очерков. А с 1982 года преподавал во ВГИКе режиссёрское мастерство.
Путь одарённейшего режиссёра и сценариста оборвался в марте 1987 года в африканском городе Мапуту (в Мозамбике), где проходила неделя советских фильмов. Юрий Степанович привёз туда свою картину «Поговорим, брат…». Утром 7 марта работники гостиницы «Ровума» обнаружили тело советского режиссёра на полу лифтовой шахты. По официальной версии, причиной смерти стал несчастный случай. По другой, Чулюкин был убит местными «отморозками», вступившись за одну из русских актрис, к которой они приставали.
Расследовать причину смерти наша сторона не стала. В Советском Союзе начиналась «перестройка», «демократизация» и политическая вакханалия. «Демократизаторы», оказавшиеся у власти, были озабочены более «глобальными» проблемами и «судьбами мира», чем судьбой отдельных людей, пусть даже и талантливейшего художника – уникальнейшего режиссёра, каким был Юрий Чулюкин.
P.S. Можно много слышать рассуждений о «духовных скрепах», о преемственности культурных традиций, об истории и уважении предков. Но, когда видишь то, что делается на отечественном телевидении, на каналах которого идут бесконечные зарубежные фильмы ужасов и кровожадные, запредельные в своих фантазиях боевики и российские подражательные им детективы и «фэнтэзи», наши антисоветские передачи, всякий раз вспоминаешь о том, что в киноархивах страны под спудом хранятся сотни замечательнейших советских картин, удостоенных призов всевозможных международных фестивалей. Десятки славных имён наших режиссёров, сценаристов, операторов, равно как и их работы, ждут своего часа, чтобы предстать перед зрителями, явив шедевры гуманистического искусства, которые могли бы внести свой вклад в культурное развитие новых поколений россиян, а заодно и обновить память тем, кто незаметно для себя перенимает западные «ценности» и весь тот идиотизм, который они несут с собой.
Владимир Межевитин