Среди фильмов последних лет, пугающих нас кровожадными эпизодами криминальных разборок или пошлыми сценами откровенных и циничных мелодрам, добрых слов заслуживают несколько по-настоящему серьёзных и впечатляющих картин, повествующих о событиях Великой Отечественной войны, снятых по сценариям вполне реалистичным, не ангажированным и не напичканным столь модной теперь антисоветской идеологией (которая часто присутствует в большинстве наших теле- и киноопусов, в том числе и военных)… Об истории создания одной из правдивых и проникновенных картин – «В августе 44-го» – хочется рассказать сегодня, когда мы вспоминаем о нашей Великой Победе.

            В конце 1974 года в журнале «Новый мир» был опубликован роман писателя-фронтовика (бывшего офицера-разведчика) Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого» (другое название «Момент истины»), который сразу же привлёк особое внимание читательской аудитории. Вскоре он вышел отдельной книгой и стал очень востребованным не только в нашей стране, но и за рубежом. Переведённый со временем на три десятка языков роман выдержал более 100 изданий. Тираж его превысил несколько миллионов экземпляров.

Произведением, в котором, помимо остро закрученного сюжета, была так достоверно и талантливо показана работа офицеров Смерша (военной контрразведки) по поиску немецких шпионов, сразу же заинтересовалось кино.

В 1975 году на «Мосфильме» экранизировать роман предложили известному литовскому кинорежиссёру Витаутасу Жалакявичусу, ставшему классиком советского кинематографа после фильма «Никто не хотел умирать» (1966). Он пригласил на главные роли Сергея Шакурова (Алёхин), Анатолия Азо (Таманцев), Борислава Брондукова (Хижняк). Съёмки активно шли до 21 октября 1975 года и были остановлены в связи с внезапной смертью литовского актёра Бронюса Бабкаускаса, игравшего роль генерала Ермолова. Кроме того, автор сценария Владимир Богомолов вступил в конфликт с руководством «Мосфильма» из-за неприятия им режиссёрской трактовки. Худсовет, отсмотрев отснятый материал, согласился с писателем в том, что Жалакявичус делал упор на приключенческую составляющую сценария в ущерб психологическим нюансам романа. И хотя деньги были потрачены немалые, а Богомолова настойчиво упрашивали придумать что-то на отснятой основе, он отказался – более того, потребовал в любом случае убрать его имя из титров. Картину закрыли.

Но тема была настолько интересной, что к ней вернулись через 25 лет. Поручили новую экранизацию белорусскому режиссёру Михаилу Николаевичу Пташуку (28.01.1943 – 26.04.2002), снявшему фильмы: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973), «Возьму твою боль» (1980), «Чёрный замок Ольшанский» (1984), «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1989), «Игра воображения» (1995).

 Производственные расходы взяли на себя две страны: Россия и Белоруссия, но съёмки в какой-то момент оказались вновь под угрозой срыва на сей раз из-за остановки финансирования. Шло время, уходила натура, и режиссёр на свой страх и риск стал снимать массовые сцены, где были задействованы тысячи военнослужащих и десятки единиц техники… Деньги всё же были найдены, и фильм удалось завершить.

На главную роль Пташук пригласил Евгения Миронова, который, казалось, мало соответствовал устоявшемуся представлению о герое-разведчике. Но режиссёр искал именно интеллигента, интеллектуала, который мог бы стать «мозгом» разведгруппы. И актёр убедительно справился с поставленной задачей.

Ещё одним открытием фильма стал образ старшего лейтенанта Таманцева, созданный Владиславом Галкиным. За роль Таманцева он получил премию «Ника» в номинации «Открытие года».

Фильм был удостоен призов на нескольких престижных кинофестивалях. Телевидение (в дни празднования Победы) показывает его с неизменным успехом. Смотрится он на одном дыхании, демонстрируя безупречную, слаженную работу съёмочной группы и всего актёрского ансамбля, в котором незабываемо проявляют себя Алексей Петренко, Ярослав Бойко, Александр Феклистов, Беата Тышкевич, Александр Балуев…

Сюжетом романа и фильма стала история о том, как оперативно-розыскная группа контрразведки находит и обезвреживает группу немецких агентов-парашютистов. Драматическая напряжённость повествования и параллельный монтаж нескольких сюжетных линий придают литературному произведению и картине необычайную притягательность. Сюжетная полифония включает в себя предыстории главных героев – Алёхина, Таманцева и Блинова (актёр Юрий Колокольников), описание работ командных структур, вплоть до Ставки, взаимоотношения военных и мирных жителей Западной Белоруссии, Польши и Литвы. Повествовательная структура литературного произведения, бережно перенесённая в картину (по мнению киноспециалистов) отличается гибкостью и разнообразием. Помимо интереснейших диалогов героев (насыщенных точными деталями времени) и любопытнейших судеб действующих лиц, фильм подкупает атмосферой и захватывающим развитием событий, точностью   психологических портретов. Создателям фильма удалось сохранить в своей работе авторское отношение (В. Богомолова) к изображаемому в романе, не сбиться на столь модные в последнее время антисоветские спекуляции и конъюнктурные политические оценки.

Обращаясь к биографии писателя Владимира Осиповича Богомолова, родившегося 3 июля 1924 года (по другим данным – 1926-го), хочется напомнить, что во время войны, попав на фронт, он прошёл путь от рядового пехотинца до офицера разведки полка, был награждён орденами и медалями и находился в армии до 1952 года. Служил на Дальнем Востоке, принимал участие в ликвидации бандеровских формирований на Украине и по ложному доносу даже пребывал несколько месяцев в заключении (под следствием), а после снятия с него обвинений продолжал службу в подразделении ГРУ.

Надо сказать, что и другие произведения Богомолова, про которого критики говорят, что он следует традициям эпического реализма Л.Н. Толстого и пластичности образных описаний И.А. Бунина, – такие как  повести «Иван» (1957) и «Зося» (1963) – привлекали внимание кинематографистов. Так, в 1962 году по «Ивану» была снята Андреем Тарковским картина «Иваново детство», а «Зосю» экранизировал в 1967-ом режиссёр Михаил Богин. Этим фильмам также сопутствовал огромный успех у зрителей многих стран.

Удачному воплощению романа Богомолова «Момент истины», безусловно, способствовал талант белорусского режиссёра-постановщика Михаила Николаевича Пташука – выпускника московского Щукинского училища (курс Б.Е. Захавы) и высших режиссёрских курсов (мастерская Г.Н. Данелии).

Фильм «В августе сорок четвёртого» получил несколько отечественных и международных призов. Режиссёру Пташуку поступили предложения работы не только в России, но и на Западе (в том числе в Голливуде). Михаил Николаевич был полон творческих планов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться. 26 апреля 2002 года одарённейший художник погиб в автокатастрофе в Москве, куда приехал по приглашению на вручение ему премии «Ника»…

P.S. Остаётся удивляться, как быстро мы переворачиваем страницы своей славной истории. Можем посвящать часы нашего драгоценного телевизионного времени показу вручений всяческих американских «Оскаров» и «Грэмми», тупой рекламы, бессмысленных шоу, мерзопакостных фильмов и сериалов… И в то же время почти ничего не сказать о ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 9 МАЯ в Белорусской столице – МИНСКЕ. А ведь это небольшое государство, бывшее советской республикой, прославившейся своим партизанским движением и защитниками Брестской крепости, испытавшее столько трагедий и человеческих потерь, – остаётся едва ли не единственным союзником России в русофобском антироссийском и антисоветском мире, скатывающемся (благодаря безнравственным политиканам) к Третьей Мировой войне…

Словно по мановению волшебной палочки злого и безумного мага, сразу после Дня Победы сменился на отечественных экранах репертуар. Будто бы никакого 75-летия и не было!.. Хорошо, что остаются хотя бы в памяти лучшие военные фильмы и настоящие подвиги настоящих людей, подаривших жизнь нескольким поколениям разных стран, родившимся и выросшим благодаря нашей Великой Победе.

ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН   

Смотреть фильм: