Согласно украинским и проукраинским источникам, беженцы из республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, а также из Украины подвергаются в России притеснениям и унижениям. Есть мнение, будто несовершеннолетних приезжих насильно удерживают в специальных лагерях, передают для усыновления в русские семьи и принудительно «русифицируют» [1]. О взрослых переселенцах сообщают, что им якобы не позволяют покидать Россию, в том числе и полицейскими методами [2]. В рамках военной пропаганды такая информация вполне закономерна, но имеет ли она хоть малейшее отношение к действительности? Об этом и пойдёт речь в данной работе. В качестве иллюстративного фактического материала мы обратимся к жизни донбасских и украинских переселенцев в Воронеже.
Первые беженцы появились в столице Черноземья ещё весной 2022 года в связи активизацией боевых действий специальной военной операции. Выходцы из Приазовья и со Слобожанщины приезжали в Воронеж семьями, на автобусах волонтёров и личном автотранспорте, и здесь их ждала заранее подготовленная встреча.
Сотрудники Департамента социальной защиты населения, а также члены таких общественных организаций как Объединение православных учёных и «Vоронеж Za наших» были заранее осведомлены о скором появлении «новых воронежцев» . Иногда случались моменты, когда для приема переселенцев не хватало буквально всего – даже постельных принадлежностей, но благодаря тесному взаимодействую сотрудников Департамента с волонтёрами, активистами и просто неравнодушными горожанами эти проблемы оперативно решались. Мариупольцы, харьковчане, запорожцы, дончане, купянцы и луганчане селились в пунктах временного размещения (обычно гостиницах и санаториях), довольно быстро восстанавливали документы или получали новые, а после этого вливались в воронежское общество по мере своего желания. Кто-то трудоустраивался, кто-то получал российское образование, а некоторые примыкали к волонтёрским организациям – в свою очередь встречали вчерашних беженцев и помогали им обустроиться в Черноземье. Приток в Воронеж украинцев и новороссов не прекращается до сего момента, усиливаясь или затихая в зависимости от событий на фронтах: осень 2022 года привела в Воронеж тысячи слобожан, весной 2023 года прибыли выходцы из Артёмовска и Соледара, 2024 год ознаменовался появлением в пунктах временного размещения жителей Центрального Донбасса (Авдеевки, Селидово) и настоящим наплывом беженцев из Курской области. В каких же отношениях оказались с друг с другом эти люди, невольно ставшие соседями?
Показательна история семьи Богачёвых из села Русское Поречное, прибывшей в Воронеж в последних числах августа 2024 года . Василий, Наталья и их семилетний сынишка Миша вовсе не собирались покидать родной дом и лишь чудом спаслись уже после начала боёв за их село. Самым неприятным для них оказалась не потеря имущества, а упущенное юным Михаилом время подачи документов в школу. Парень должен был идти в первый класс в Русском Поречном, но из-за украинского вторжения от сельской школы остались лишь руины. На помощь в этой ситуации пришла харьковская девушка Лиза (Рис. 3), оказавшаяся соседкой Богачёвых по пункту временного размещения. Обучаясь на первом курсе Воронежского государственного университета, она находила время и силы для ежевечерних занятий с юным курянином, знакомя его с чтением, счётом и письмом ничуть не хуже, чем это могла бы делать учительница начальных классов. Таким образом, потеря года не стала для Мишки потерей знаний.
Особо следует отметить, что Воронежский государственный университет распахнул свои двери для абитуриентов из всех новых регионов и тех областей Украины, куда пока не ступала нога русского солдата. Со своей стороны, новоприбывшие студенты быстро втянулись в учебный процесс и проявили завидные активность и любознательность. Так, осенью 2024 года они в компании своих воронежских сокурсников с энтузиазмом посещали музеи [4] и художественные галереи столицы Черноземья (Рис. 4; Рис. 5; Рис. 6). Научно-исследовательская работа тоже оказалась им не чужда: студенты-луганчане приняли деятельное участие в XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «80-летие великой Победы» (г. Москва, 28 января 2025 года) и ХХII Дамиановских чтениях «Русская православная Церковь и общество в истории России и Курского края» (г. Курск, 19 марта 2025 года) (Рис. 7). В частности, Аня Дмитриева, поступившая в Воронежский государственный университет из Северодонецка, и Егор Пушкин, приехавший в Воронеж из Марковки, доложили москвичам о тех правовых и административных трансформациях, которые пережила Луганская область, превращаясь в независимую республику, а затем – в часть России [5]. Владислав Луценко, поступивший в Воронежский государственный университет из Мелового, выступил перед курскими студентами, преподавателями и духовенством, подробно познакомив слушателей с причинами, побудившими жителей Донецка и Луганска выйти из состава Украины. По словам юноши, новороссы готовы сражаться с каждым, кто попробует назвать их «кацапами», потому что в украинском государстве этот неформальный статус крайне унизителен и опасен [6].
Кратко рассмотрев реальные праздники и будни донбасских и украинских переселенцев в Воронеже, можно заключить, что реальность не имеет ничего общего с изложенными в интернете кровожадными бреднями.
Список источников.
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Депортация_украинских_детей_в_Р.. (Дата обращения: 24.03.2025 г.)
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Украинские_беженцы_в_России#Деп.. (Дата обращения: 23.03.2025 г.)
3. https://ortsci.ru/ru/news/pomoshch-bezhencam (Дата обращения: 24.03.2025 г.)
4. https://www.vsu.ru/ru/news/feed/2024/10/18574 (Дата обращения: 23.03.2025 г.)
5. https://www.vsu.ru/ru/news/feed/2025/02/18945 (Дата обращения: 24.03.2025 г.)
6. https://www.phipsy.vsu.ru/news/2025/20250320.html (Дата обращения: 25.03.2025 г.)
Пояснения к фото:
Рис. 1. – Сотрудница Департамента социальной защиты Светлана Геннадьевна Иноземцева и доцент Станислав Игоревич Сулимов из Объединения православных учёных погружены в нужды беженцев с 2022 года;
Рис. 2. – Семья Богачёвых в Воронеже; Рис.
3. – Харьковчанка Лиза с мамой;
Рис. 4 – Саша из Донецка чтит память воронежцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны;
Рис. 5 – Аня из Северодонецка и Глория из Феодосии в Воронежской художественной галерее им. И. Н. Крамского;
Рис. 6 – Луганчанин Владислав (справа) и воронежец Иван изучают историю общего Отечества;
Рис. 7 – Студенты-луганчане в Москве, по пути на Рождественские чтения: Владислав (из Мелового), Анна (из Северодонецка) и Егор (из Марковки).
Материал, разоблачающий украинский фейк о преследовании беженцев из республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
Предоставил Сергей Ольденбургский