(к 110-летию со дня рождения Александра Твардовского)

С осени 1941 года по весну 1942-го в здании Воронежского музыкального училища находилась редакция газеты «Красная Армия», в которой работали известные всей стране писатели, ставшие военными журналистами. Среди них уже тогда выделялся Александр Твардовский. Его заметки, стихи и очерки с интересом читали не только бойцы на передовой, но и многие воронежцы. Именно в годы войны появилось одно из лучших произведений поэта «Василий Теркин». Поэзия и проза Твардовского,  его деятельность в газете «Красная Армия» и в журнале «Новый мир» сделали имя писателя уважаемым поклонниками отечественной словесности, русской и советской литературы.

Александр Трифонович Твардовский родился в июне 1910 года на Смоленщине в семье кузнеца. Детство и юность его пришлись на время послереволюционное, «охваченное жизнедеятельным порывом ко всякого рода культурным начинаниям – самодеятельным спектаклям и концертам… чтению книг и газет», что обусловлено было, конечно, ликвидацией безграмотности в стране и интересом к литературе прежде всего отечественной – с её классиками: Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым и многими другими.

С ранних лет обнаружился поэтический талант и у Твардовского, который уже в четырнадцать стал посылать свои первые стихи в смоленские газеты. В 1925-м они были напечатаны. Своим дебютом Александр Твардовский был обязан земляку – замечательнейшему поэту Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Подружившись с юным дарованием, Исаковский оказал на его творческое становление большое влияние.

После окончания сельской школы Александр Твардовский пытался работать в Смоленске и в Москве, где пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций». Несмотря на то, что стихи Твардовского были напечатаны в московском журнале «Октябрь», жизнь его в столице была очень трудной, и он был вынужден вернуться на родину. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», – скажет впоследствии Александр Трифонович. В это время он поступил в Смоленский педагогический институт, но с третьего курса ушёл и доучивался уже в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936-го.

Произведения Твардовского печатались в 1931 – 1933 годах, но сам писатель считал, что только с поэмы «Страна Муравия» (1936) начался по-настоящему его профессиональный литературный путь. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника». Круг творческих интересов Твардовского, которого какое-то время называли «певцом колхозной нови», значительно расширился, когда он побывал военным корреспондентом в походе Красной Армии в Западную Белоруссию во время зимней кампании 1939 – 40-го гг. Необходимому жизненному и литературному опыту поэта, журналиста и гражданина способствовали, безусловно, и грандиозные (а также противоречивые и трагические) события, происходившие как в Советском Союзе, так и во всём мире накануне Второй мировой войны, и непосредственное участие его в финской войне, где он был спецкорреспондентом военной газеты.

Во время Отечественной Александр Твардовский создал свою знаменитую поэму «Василий Тёркин» – яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию автора, «Тёркин был… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Иван Алексеевич Бунин отозвался о «Тёркине» так: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

В Воронеже существует легенда о том, что из-за нехватки столов в музучилище (в редакции газеты Юго-Западного фронта) Твардовский приспособил под рабочее место рояль, на котором писал свои газетные материалы и стихи. Кто знает, может быть и какие-то поэтические наброски «Тёркина» появились на воронежском рояле. Как бы там ни было, литературные произведения Александра Трифоновича конца 41-го – начала 42-го годов, увидевшие свет на страницах «Красной Армии», принадлежали именно его «воронежскому периоду», где Твардовского окружали замечательные поэты и писатели: Евгений Долматовский, Александр Безыменский, Лев Славин, Александр Довженко и другие.

Постановка «Василия Тёркина» в Воронежском Театре Оперы и балета в 2019 году. Автора на афише, правда, умышленно не обозначили, но это пустяк! Вся слава досталась режиссёру…

Сегодня некоторые «биографы» удивляются тому, что за «Василия Тёркина» Александр Твардовский получил Государственную (Сталинскую) премию 1-й степени, усматривая в герое поэмы мученика войны – рядового солдата, говорившего горькую правду о наших огромных жертвах и потерях, особенно в главах «Переправа», «Бой в болоте», «Смерть и воин», «Про солдата-сироту», – педалируя на том, что Тёркин противостоял официальной пропаганде, умалчивавшей о военных неудачах и поражениях, а все успехи, якобы, приписывавшей партии и лично И.В. Сталину. Пусть это остаётся на их совести. Подобные тирады в нашей теперешней жизни от современных «идеологов» – антисоветчиков и русофобов – слышишь нередко. Спекуляции на темы первых поражений Красной Армии, «неготовности» Советского Союза к войне, неслыханных жертв из-за «неумелости наших солдат и командиров, живущих в страхе под коммунистическим гнётом», стали для них любимой и без устали повторяемой, набившей оскомину песней. Даже катастрофический распад своей Великой Родины (СССР), всеобъемлющая деградация России, войны на её территории, вопиющие события на Украине, а также в Европе, Азии, Африке, не могут заставить их сменить заезженную пластинку о собственном «ужасном» прошлом, (и репрессиях, видящихся им на каждом шагу) и оптику, не позволяющую заметить, что Твардовский, будучи членом ВКП(б), а затем и КПСС с 1940-го награждался Сталинскими Государственными премиями трижды – в 1941-м, 46-м и 47-м годах. А потом ещё Ленинской (в 1961-м) и Государственной СССР (в 1971-м)…

Почти одновременно с «Тёркиным» и стихами «Фронтовой хроники» Твардовский работал над поэмой «Дом у дороги», закончив её уже после войны (1946). В 50-х создавалась поэма «За далью – даль». Наряду со стихами поэт всегда писал и прозу. В 1947-м он опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина».

Проявил себя Твардовский и как глубокий, проницательный критик, опубликовав книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), статьи о творчестве Маршака и Бунина (1965).

Многие годы Александр Трифонович Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Конечно же, временами ему было нелегко. Приходилось преодолевать зависть, недалёкость, принципиальность несогласных, спесивых и влиятельных соотечественников. Однако в течение многих лет журнал существовал, волнуя и радуя читателей, благодаря смелости и талантливости издательского коллектива и редактора Твардовского. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Фёдор Абрамов и Василь Быков, Чингиз Айтматов и Сергей Залыгин, Василий Шукшин и Гавриил Троепольский, Василий Белов и Юрий Трифонов, Анатолий Жигулин и Алексей Прасолов, Юрий Домбровский и Фазиль Искандер, Валентин Овечкин и Константин Воробьёв, Владимир Войнович и Александр Яшин, Борис Можаев и Александр Солженицын…

Конечно, он мог и ошибаться в своих взглядах на те или иные события, на каких-то авторов и на их произведения. Это нормально. Для объективных оценок, как известно, требуются время, невероятная интуиция и кругозор, серьёзнейшие знания истории, способности заглядывать в будущее. Вот как, например, Твардовский отзывался о Солженицыне спустя годы после первых журнальных публикаций: «Даже если бы печатание зависело целиком от одного меня, я бы не напечатал. Там неприятие Советской власти… У вас нет подлинной заботы о народе! Такое впечатление, что вы не хотите, чтобы в колхозах было лучше, у вас нет ничего святого… Ваша озлобленность уже вредит вашему мастерству»

Возвращаясь к воронежским страницам биографии Твардовского, надо напомнить, что в феврале 1951-го как кандидат в депутаты Верховного Совета РСФСР Александр Трифонович встречался с избирателями в сёлах Нижнедевицкого, Хохольского, Шаталовского, Синелипяговского районов, выступал в ВГУ перед преподавателями и студентами, а также встречался с воронежскими писателями и журналистами. Наш город стал одним из центров творческого наследия Александра Твардовского. Ему посвятили свои работы (книги и статьи) несколько учёных наших вузов, и прежде всего доктора филологических наук Анатолий Михайлович Абрамов и Виктор Михайлович Акаткин. В 2008 году в ВГУ прошла Международная научная конференция «Александр Трифонович Твардовский и русская поэма XX века».

Посвящённые Твардовскому (умершему 18 декабря 1971 года) мемориальные доски установлены в селе Хохол и Воронеже.

Среди поэтических произведений памяти Александра Твардовского хочется привести сегодня стихотворение воронежского поэта Владимира Павловича Шуваева:

Таких стихов давно уж нет, и нет издателей таких:

И наводняют белый свет помойки книжек проходных…

А было с ним: поверх кумиров – всего возвышенного пир.

С его журнальным «Новым Миром» пришёл реальный – новый мир!

 

Среди опал, среди застоев – какого уровня слова!

Имён созвездье золотое он вытряхнул из рукава.

Какие судьбы, откровенья Твардовский нам принёс в дома

Укором басенным «мгновеньям», тянущимся к нам без стыда.

 

Сюда, где правит бал халтура, вербальных клоунов орда,

Где имитацией культуры  давно уж кормится толпа.

Но кто прозрел, тот не забудет в форматах нынешних «глухих»,

Что мы не «шарики», а люди в делах и помыслах своих.

 

Сопит, потеет конъюнктура, к «кормушкам» день и ночь спеша…

А в нас живёт Литература, в которой светится Душа!

  Автор материала: Владимир  Межевитин