А на несогласных с этим граждан пишут жалобы.

К тому, что граждане апеллируют к президенту, защищаясь от произвола чиновников, мы уже привыкли. Но, оказывается, и чиновники жалуются президенту. Правда, под прикрытием других, лояльных, граждан. Чиновники считают, что установленный в центре Россоши монумент итальянским оккупантам память погибших от их рук нисколько не оскорбляет.

1 ноября на сайте администрации Россошанского района Воронежской области появилось письмо от, по всей видимости, организованной общественности против «разнузданной политической кампании по дискредитации города и многолетних общественных связей россиян и Национальной ассоциации альпийцев Италии, развёрнутой жителем Россоши Савченко и его влиятельными покровителями». Что способствует «организации раскола в обществе, формированию «майданных» настроений и провоцированию международного скандала».

В число «разнузданных покровителей», несогласных с увековечением памяти «неизвестного оккупанта», как прозвали горожане монумент в центре Россоши, входит и наша газета.

В августе прошлого года у нас были опубликованы статьи Галины Ткаченко («Покаяние или реваншизм?», «ЛГ», № 32–33) и Олега Сикарёва («Ах, как хочется историю переписать», «ЛГ», № 38), рассказывающие о длящемся уже много лет скандале вокруг установления в Россоши памятника оккупантам, итальянским альпийским стрелкам. «Разнузданные» жители расценивают монумент как плевок в память о погибших советских воинах. Администрация же скульптурную композицию в виде шляпы-капеллы с пером горного орла (головного убора элитных подразделений итальянской армии альпийских стрелков) и расположенной с другой стороны пятиконечной звездой – как «памятный знак в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов». Звезда, утверждается в письме президенту, символизирует головной убор красноармейцев. И когда же «перо орла» братски сотрудничало со «звездой»? В 1942–1943 годах, когда пришедшие на нашу землю вместе с войсками Гитлера альпийские стрелки армии Муссолини уничтожали мирное население и защищавших страну красноармейцев?

Памятник был установлен ещё в 2003 году и сразу вызвал недовольство горожан, но настоящий скандал разгорелся, когда к оккупационному символу фашизма добавилась книга «Вернуться в Россошь», которую итальянцы привезли на очередной юбилей построенного ими в честь примирения детского садика. Из неё явствовало, что в кирпичной нише скульптурной композиции размещены останки воина дивизии «Юлия», которая «отличилась особым геройством в великой битве в излучине Дона в боях против наступающих советских войск», а на размещённом в книге снимке видно, как президент ассоциации альпийцев опускает фрагменты останков в нишу сооружаемого пьедестала.

С этими останками полная неразбериха. Итальянцы в книге утверждают, что это кости альпийского стрелка, а в размещённом на сайте администрации города письме президенту организованная «общественность» опровергает «факт закладки каких-либо останков». Поскольку «не имеется никаких официальных и юридических документов на этот счёт». Однако на этом же сайте есть и прямо противоположная информация: «29 октября 2018 г. проведено обследование постамента знака. В кирпичной кладке был обнаружен полиэтиленовый пакет с находящимся в нём посторонним предметом. В присутствии представителей полиции и Следственного комитета обнаруженный предмет был извлечён из постамента и передан в правоохранительные органы для исследования. По мнению специалистов, обнаруженный предмет может являться частью останков, найденных в 2003 г. на местах боёв 1942–1943 гг. близ реки Дон и заложенных в памятный знак до его официального открытия».

Так были заложены останки или нет? И кто ж без ведома администрации, на балансе которой этот памятник, кстати, и стоит, тот пакет с «посторонним предметом» туда пристроил? А если в пакете окажется просто строительный мусор, можно по-прежнему в российском городе поклоняться «шляпе» союзников Гитлера?

Поминальные венки оккупантам

На неудобные вопросы отвечать не хочется. Поэтому вместо ответов ворох обвинений в адрес «антагониста» Савченко, его «покровителей» и московских СМИ. Особенно ярые после выхода 29 сентября сюжета в «Посткриптуме» Алексея Пушкова. Мол, все материалы «заказные» (кем?), написаны «пособниками» (кого?) с целью «гнусной провокационной кампании» для «организации раскола среди россошанцев, формирования майданных настроений у граждан и провоцирования международного скандала». Текст письма президенту направлен, кстати, и в Министерство иностранных дел, с подсказкой ответа: снос памятников ничем, «кроме как вандализмом и варварством, не назовёшь».

А ведь памятник-то изначально предлагали не снести, а перенести из центра города на кладбище, где уже, кстати, стоит памятный знак погибшим здесь альпийцам. И против дружбы с итальянцами никто не возражал и не возражает. Даже «разнузданный» Савченко. Конечно, надо дружить. Но, помня свою историю, всё же не позволять пусть и постаревшим воякам маршировать в военной форме времён Великой Отечественной по улицам оккупированных ими когда-то городов, как это было в Россоши.

Надо отдать должное авторам петиции – демагогическими приёмами они владеют прекрасно. Сначала установили памятник с воинственной символикой, искажающей историю, спровоцировали «майданные настроения», а потом обвинили в раскачивании лодки тех, кто историю своей страны ещё не забыл. Назвав их активность извращённой. Видимо, в противовес неизвращённой активности администрации города.

Пока ещё не зигуют…

Ветераны-фашисты и их юные приспешники радуются открытию памятника!

Практически каждый день весь ноябрь на сайте администрации публиковались заметки под названием «10 фактов о памятном знаке», а между фактами – высказывания россошанцев об отношении к памятнику. Понятно, что на сайте администрации, возлюбившей альпийских стрелков, все отзывы исключительно положительные.

«Анна Сайкова: Половина настоящих, а не фейковых россошанцев, вообще не обращала на него внимания (имеется в виду памятный знак). Стоит что-то там и стоит в парке. Если бы не Коля Савченко, который возомнил себя каким-то общественником, и дальше бы никто не вспоминал. Кто бабки дал на раскрутку всей этой истории, это уже другой вопрос. Это чисто политический заказ.

Виктория Репетина: Может быть, действительно нельзя было разрешать им (альпийским стрелкам. – Ред.) маршировать в своей форме у нас на родине, но, что было, того не вернуть… А всё остальное просто политическая игра!

Анна Шибаева: Какие здесь прям «патриоты», противно читать… Какая вам разница, что это за памятник? Стоит себе и стоит, а все ваши заявления про захватчиков, полная чушь. Вы там не были. И не вам судить.

Zetlayner: Вот вы зачем раздуваете этот огонь неприязни? Это уже всё история.

Nataly_nekhaeva: Мне не понятно, зачем это раздувать?.. ведь каждая семья столкнулась с ужасом войны… Подло так поступать. Война с памятником выглядит весьма комично!

Светлана Беликова: Я педагог. С большим уважением отношусь к ветеранам Великой Отечественной. Мои деды воевали, получили ранения. Мои родители – дети войны, помнят войну. Помнят и итальянцев, стоявших на «квартирах». Я никогда не слышала в нашей семье, чтобы итальянцы издевались над жителями. Они угощали детвору конфетами, учили с ними песенки».

Ну, если угощали конфетами, да ещё и песенки пели…

Когда на одной чаше весов жизни сотен тысяч наших солдат, а на другой «печеньки», то «печеньки», по мнению педагога, гораздо весомее. Не страшно отдавать своих детей в обучение к такому педагогу?

Казаки  Россоши выступили  против памятника итальянским фашистам! Но, тогда кто их приглашал на открытие памятника?

Результат толерантного отношения к милитаристской символике союзников Гитлера уже налицо. И авторы письма, и авторы высказываний на сайте ничего предосудительного в том, что она украшает центр российского города, не видят, всё толкуют про политический заказ и какие-то «бабки». Если бы они хотя бы чуть-чуть были знакомы с историей (не только нашей страны), они бы знали, что за патриотизм ни «бабок» не дают, ни в халявные турпоездки по заграницам не приглашают. Платят за предательство. Кому-то, чтобы его настиг приступ амнезии, нужны «бабки», а кому-то достаточно и «печенек».

Людмила Мазурова

В новом документальном фильме «Неудобный гражданин. Хроники»

Путь сразу на два фестиваля документального кино начался сегодня для нового фильма Студии «Река Лена», в котором непосредственное участие принимает ветеран отечественного спецназа Анатолий Колесников.

Картина, работа над которой завершилась только что, ведёт в «Сталинград на Дону».

Город Россошь, Воронежская область… С августа 1942-го по февраль 1943-го здесь хозяйничали пособники Гитлера — солдаты Альпийского корпуса, входившего в 8-ю итальянскую армию. Жизнь невероятным образом возвращает мозаичные обломки прошлого… В центре внимания документальной истории — обычные горожане, которые начинают осознавать себя гражданами — ответственными за судьбу Отечества в его сегодняшнем и завтрашнем дне. Но это не обещает им безоблачной жизни…

— Люди сплотились вокруг идеи, которая нам кажется совершенно естественной, однозначной — идеи сохранения Памяти о жертвах в самой кровопролитной войне человечества. Но на деле, выясняется, тема Памяти для кого-то не столь однозначна и, больше того, имеет разные прочтения, — рассказывает Анатолий Колесников. — В нашей россошанской истории этот конфликт кристаллизуется вокруг памятника бывшим оккупантам, который таинственным образом в короткие сроки вырос на земле, политой кровью наших дедов. Под памятным знаком замурованы останки гитлеровских союзников, сюда в военной форме приезжают их потомки и ветераны-альпийцы, под барабанный бой с военными флагами проходят с маршами по улицам города.

Горожане возвысили свой голос против подобной «толерантности», но власти не желают их слышать. Ветераны решаются на последний шаг отчаяния, возвращая свои медали за ратный подвиг и трудовой героизм. Но и это власть не желает замечать…

Так получилось, что совершенно случайно жизнь свела киногруппу Студии «Река Лена» с человеком активной жизненной позиции — Николаем Александровичем Савченко. Он — кровельщик высшего пилотажа, реставратор уникальных памятников архитектуры, восстанавливает купола на православных храмах, которые словно являют собой символ высшей справедливости. И это добавляет ему гражданской мотивации в том, чтобы отстоять историческую правду.

— Вокруг этого удивительного по нынешним временам человека, ступившего на беспокойное поприще действующего гражданина, сплотились многие горожане, возмущённые позицией местных властей. Вместе с документалистами мы приехали в Россошь, и по ходу съёмок довелось взаимодействовать в кадре с героями этой истории, — продолжает рассказ Анатолий. — Ездили по тем местам ожесточённых сражений, встречались с людьми, пережившими оккупацию, спускались в уцелевшие ещё казематы, где оккупанты мучали советских людей, и думали — да как же такое возможно, что в центре города, где местные активисты предлагают разбить Сквер Победы, сверкает зловещим никелем памятник головорезам?..

По словам Анатолия Колесникова, который много лет работает с молодёжью по программам патриотического воспитания, фильм злободневен в первую очередь своей тревогой о юном поколении. Кого нынешние школьники будут почитать как победителей в великой войне?.. Опросы молодёжи Россоши, к сожалению, показывают полную неосведомлённость юношей и девушек о том, что делали итальянцы на донской земле в годы войны, а часть из них искренне считает, что они воевали «за нас против фашистов». Между тем ответы содержатся в составленных в 1943-м Актах о злодеяниях итальянских оккупантов в Россоши и прилегающих районах — от них стынет кровь в жилах.

— К великому сожалению, нельзя не замечать, как оголтело возрождаются человеконенавистнические идеи, как заявляют о себе реваншисты и неонацисты разных мастей, — заключает Анатолий Колесников. — Одновременно с событиями фильма в мире происходили и происходят события, без которых наш рассказ был бы неполон. В частности, за 2,2 миллиона евро, выделенных органами Евросоюза, отреставрирован 17-метровый обелиск Муссолини в Риме. 4,7 миллиона евро выделено на реставрацию его резиденции. При государственном финансировании на родине Муссолини в Предаппио создают музей итальянского фашизма. Предчувствием большой опасности и рождён наш новый фильм.

Анатолий Колесников

Смотреть фильм:

На вопросы СВИК ТВ отвечает С.И.Филоненко, ректор Воронежского Государственного Педагогического Университета, писатель, общественный деятель:

https://youtu.be/Cf9hqvpY8qQ