Наш собеседник, Владимир Коротких. Вот уже многие годы Владимир трудится в Божьем промысле — восстанавливает церковные купола заброшенных храмов, берётся за новые, когда в Воронежской епархии и в соседних регионах возводятся чудные строения храмов, церквей, часовен.
— Владимир, ваша работа предполагает какие-то интересные моменты, которые не всегда заметны извне? Ведь находясь внутри процесса рождения или восстановления храма, или формирования прихода, или скажем так, возвращение из забвения около церковной истории?
— Да, действительно, возвращение из небытия, скажем так, возрождение не сможет произойти без осознания тех исторических потерь и на бытовом уровне. Всегда находятся небезразличные люди хранящие память. Порой бывает почти невозможно вспомнить даже внешний облик купола, потому что полуразрушенный храм люди воспринимали как некую данность, на которую не стоит обращать внимания, но тем не менее часто оказывается, что кто-то либо сохранил старые фото или сфотографировал перед разрушением.
Один художник рассказывал, что в молодости делал зарисовку улицы, в конце которой стоял храм. Но потом он использовал этот холст повторно и по истечении полсотни лет очень об этом сокрушался, потому что при восстановлении, уже никто не вспомнил форму, тем более деталей купола. А жаль. Мне самому посчастливилось участвовать в строительстве церкви на месте разрушенной после войны. А моя мама, будучи двенадцатилетней девочкой, теперь уже усопшей, Царствие ей небесное, возила на волах церковный кирпич на колхозную стройку и это было в порядке вещей.
Иногда происходят просто необъяснимые события. Один храм начал восстанавливаться после того, как два неизвестных молодых человека приехали и начали вычищать мусор, копившийся десятилетиями. Администрация, которая находится через дорогу, и местные жители смотрели, смотрели и вдруг поняли, что это их храм, стали помогать, приносить продукты. Но вот через несколько месяцев одного парня ночью убили. И никто не смог вспомнить его имени. Храм восстановили при непосредственном участии главы поселения, который смог это все организовать, а хозяйственными вопросами занимался человек, который лет сорок назад был на моей малой родине участковым. И мы вспомнили много общих знакомых, в том числе и моих родителей.
Надо сказать в этом храме сохранилась роспись дореволюционных времен. Просто шедевры: смотришь на библейские сюжеты и сам уносишься туда — к осликам, с самарянке, к блудному сыну. В связи с этим очень грустная история. Нам ее рассказали раз пять совершенно разные люди. Очень назидательно.
Перед войной появился в тех краях председатель: все смеялся над верой в Бога. А после войны он обзавелся семьей: у него была жена и три сына. Решил он однажды по иконам пострелять, после чего пропал, нашли его только по весне. Затем умерла жена , два взрослых сына, а третий жив, но пьет и стал инвалидом. Он электрик и полез на бетонный столб починить проводку и столб почему то сломался посередине. Исчез с земли целый род. И сколько таких!

— Да, Владимир, вы упомянули о дореволюционной росписи. Разве есть отличие?
— Нет, все то же: и самарянка, и ослик, и блудный сын. Люди другие. Изменился внутренний мир человека. Мы как — то приехали в один храм, ходили, смотрели . То ли мы чего-то не понимали, то ли храм не православный, спрашивали батюшку “как, что, кто это изображен”. Он улыбается. Оказывается до революции расписывал местный простец, человек и это его видение духовного мир, его понятие сюжетов, смыслов, истории. Так и расположились по стенам современные иконы яркими красками и иконы того простеца, от которого мы недалеко ушли по времени. Но между нами как бы пропасть. Не может художник написать то, чего нет у него самого внутри. Творческий процесс все таки требует от человека соучастия в создании нового и чем богаче внутренняя палитра чувств, вкуса, нравственности, образования, духовности, чуткости — это как бы инструменты, которыми он отсекает лишнее, ложное, неестественное — тем больше шансов создать что-то вечное.
Также и при создании купола мало иметь набор инструментов , даже самых современных и знания технологии (по которой работают единицы специалистов), дает большие, они увеличивают возможности в изготовлении самых сложных и красивых форм. Но нужно еще это “нечто”, почти неуловимое, а вот насколько это удается, смотрите сами.
— Владимир, в чем же особенность ваших технологий?
— Каркасный способ изготовления не только купола с барабаном под главком, основным шатром дает много вариантов в создании цельной композиции, с широким диапазоном характеристик без потери конструкционной прочности, веса, высоты, качества, цены, что немаловажно, но и ,что я считаю, важнее форм. И всю конструкцию можно собирать на земле, а установку — осуществить краном. Это быстрее, потому что работы по строительству храма можно вести параллельно другим работам и отпадает необходимость в строительных лесах, которые, как правило, мешают кровельным работам.

— А теперь расскажите что-нибудь на вольную тему.
— Однажды мы с соседом рано утром ехали на рыбалку (я тогда занимался другой работой). Места были незнакомые, и вдали я заметил виднеющийся полуразрушенный храм. Грустно было смотреть на это и мне как-то подумалось: “ Господи, помоги восстановить церковь”. И спустя несколько лет мне пришлось там много потрудиться , изготавливая огромные купола. “Бойтесь своих мыслей, — говорили древние — они сбываются”. В данном случае: “Слава Богу”
В моей работе есть еще один ракурс, который для меня является незаменимым критерием оценки законченности работы, которые я проецирую на еще виртуально воображаемый эскиз. Представляю как будет выглядеть завершенный проект, это почти невозможно, но происходит и описать это словами точно не возможно, потому что это момент тишины, который возникает как некая ответная реакция на сотворенный образ, истинных смыслов веры, идеалов , не имеющих ничего лишнего. Дальнейшее описание этого “состояния” сложно, но вот спутать ни с чем невозможно, а передать другим каждый художник — творец обязан иначе мир не полон в полноте человеческих переживаний есть жизнь, которая переносится рано или поздно со всем богатством туда, где есть — “царь тишины”.

Интервью подготовила: Ирина КОРОТКИХ

Обратиться к мастеру и сделать заказ по изготовлению купола с авторским эскизом можно по телефону 8 929 011 11 65