МИХАИЛУ ШОЛОХОВУ ПОСВЯЩАЯ 

Памятные даты в биографиях двух отечественных нобелевских лауреатов поклонники литературы отметили 24 мая – 115-летие выдающегося писателя Михаила Шолохова и 80-летие поэта Иосифа Бродского. Впрочем центральные телеканалы России вспоминали, к сожалению, одного Бродского (весь день в каждой новостной программе). О Шолохове в новостях не было сказано ни одного слова. О поразительном «косоглазии» СМИ думалось всякий раз, когда начинали на экране мелькать фотографии Иосифа Бродского, цитаты из его стихов (написанных большей частью в Америке и щедро издаваемых у нас сегодня), а также сцены фильмов, ему посвящённых. И едва ли не абсолютное молчание по поводу творчества крупнейшего писателя 20 века Михаила Шолохова…

Казалось бы, за последние годы можно было и привыкнуть к выкрутасам нашего телевидения, обслуживающего теперешних хозяев жизни и их идеологию. Ан нет, не привыкается, судя по социологическим опросам, свидетельствующим об интересах многих и многих людей к прошлому страны, её советскому периоду, достижениям в культуре и искусстве, к Победе в Великой Отечественной войне, к предкам, подарившим нам жизнь часто ценой жизни собственной – героической, жертвенной и целеустремлённой, наполненной невероятными преодолениями и подвигами. Растущее на глазах движение «Бессмертный полк» говорит об этом вполне красноречиво…

Поскольку о Бродском было сказано в день юбилея много и достаточно подробно, сегодня хочется напомнить о Шолохове (чтобы «уравновесить» ситуацию) и хотя бы вкратце коснуться его биографии и творчества, ставшего своеобразной летописью страны начала и середины 20 века, отразившись в его потрясающих романах: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», и драгоценной россыпи удивительных, незабываемых рассказов…

Литературные словари, повествуя о Михаиле Александровиче Шолохове, говорят о том, что родился он на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне Ростовской области). Что по отцу род Шолоховых идёт из рязанского городка Зарайска от пушкаря Фирса, по прозвищу Шорохой, участника Полтавской битвы. И что дед писателя в ХIХ веке перебрался на Дон, получив здесь купеческое звание. Отец, рано выделившийся из семьи, торговал скотом, арендовал пахотную землю у казаков («иногороднему» своей земли на Дону не полагалось), служил приказчиком в магазине, управляющим мельницей. Женился на молодой крестьянке, семья которой переселилась на Дон с Украины.

В детские годы будущий писатель вместе с родителями часто менял место жительства. Учился в Каргинской начальной школе, затем с осени 1915 по весну 1918 года в гимназии Богучара Воронежской губернии.

Получил 4-классное образование, дальше учиться не мог из-за начавшейся в России Гражданской войны. В 15 лет Михаил Шолохов начал самостоятельную трудовую жизнь: был служащим Каргинского ревкома, учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы, с 1922 – продинспектором в станице Букановской. Осенью 1922 он переехал в Москву, где жил на случайные заработки грузчика, каменщика, конторского служащего.

Участие в литературном кружке «Молодая гвардия», организованном под эгидой РАППа, привело Шолохова к серьёзным литературным занятиям. Первой его публикацией был фельетон «Испытание» в газете «Юношеская правда» (1923). В течение двух последующих лет он регулярно печатался в московских газетах и журналах с новеллами о социальных «преобразованиях» на Дону (во многом противоречивых, сложных и кровавых), вызванных революционными и военными событиями («Родинка», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Чужая кровь», «Семейный человек»…). Составленные из них сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» вышли в 1926 году. Известный писатель Александр Серафимович в предисловии к первой шолоховской книге отметил у молодого автора «огромное знание того, о чём рассказывает», «тонкий, схватывающий глаз».

В 1925 году Шолохов оставил работу над рассказами и уехал из Москвы на Дон, чтобы окончательно поселиться в станице Вёшенской и сосредоточиться на крупном эпическом произведении о казачестве на переломе эпох. В том же году он женился на Марии Громославской, дочери бывшего станичного атамана.

Михаил Шолохов перепробовал множество возможных вариантов романа, пока, наконец, не сложилась концепция «Тихого Дона» – такого, каким он предстаёт перед нами теперь, – романа о сложном периоде жизни донского казачества (да и всей России) в первой четверти 20 века, о семье Мелеховых, испытавшей в полной мере коллизии мятежного времени.  

В конце 1927 года первая книга «Тихого Дона» была предложена журналу «Октябрь». И вскоре рукопись пошла в печать – во многом благодаря настойчивости главного редактора А. Серафимовича, покорённого шолоховским знанием казачьего быта, неповторимого донского говора, убеждённостью автора в том, что любовь, семья, дом, его родина (большая и малая) – есть для человека высшая ценность в катастрофах века.

Большое значение для романа имела третья книга, где разворачивались события Верхне-Донского казачьего мятежа в тылу Красной Армии (1919). Будучи его живым свидетелем в свои юношеские годы, постоянно общаясь с непосредственными участниками (и прежде всего с бывшим командиром повстанческой дивизии Харлампием Ермаковым, с которым Шолохова связывала давняя дружба и от жизненной истории, характера и внешнего облика которого многое перешло к центральному герою романа Григорию Мелехову), писатель в 3-м томе стремился сказать о причинах трагических событий кровавой междоусобицы, вызванной вопиющим социальным неравенством (уходящим вглубь веков).

Публикации романа, свидетельствующие о появлении в литературе уникальнейшего дарования, вызвали восторг одних, зависть и недовольство других – не могущих смириться с тем, что автору столь пронзительного и масштабного произведения 20 с небольшим лет(!). В журнале «Октябрь» стараниями недругов писателя публикация была прервана в марте 1929. Против Шолохова некоторыми его рьяными недоброжелателями была развернута кампания противостояния. Тогда же впервые был пущен слух о возможном плагиате, предполагающий, что молодой, лишённый серьёзного образования «самоучка» из глухой станицы едва ли мог написать столь серьёзный роман и, скорее всего, воспользовался чьей-то чужой рукописью. Предположительно назывались имена опытных донских прозаиков, таких, как Ф. Крюков или есаул И. Родионов, возникла и фамилия московского литератора С. Голоушева, автора очерков под названием «Тихий Дон». Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести», от писателя потребовали представления черновиков, вариантов романа. В результате этого разбирательства в газете «Правда» (29 марта 1929 г.) появилось заявление руководителей РАППа, квалифицировавших нападки на Михаила Шолохова как «злобную и мелкую клевету». Через несколько месяцев публикация 3-й книги романа была продолжена. В это же время состоялась очная встреча Шолохова со Сталиным при посредничестве Максима Горького (незадолго до вступления Михаила Александровича в КПСС).

Существует мнение, что определённый спад творческой мощи Михаила Шолохова после «Тихого Дона» и первого тома «Поднятой целины» был прямо пропорционален всё возрастающей партийной активности, определялся положением одного из лидеров советской литературы, которое он стал занимать. Отмечают, что за годы войны, если не считать нескольких фронтовых репортажей, он выступил лишь с рассказом «Наука ненависти» (1942) да некоторыми главами романа «Они сражались за Родину» (1943).

 

Действительно, с середины сороковых до начала пятидесятых годов Шолохов занимался больше газетной публицистикой. Но мало кто знал, что силы писателя были подорваны болезнями, обострившимися после тяжёлой контузии при авиакатастрофе во время войны. И всё-таки дальнейшие обращения Шолохова к художественной прозе ещё не раз заставят вспомнить о его выдающемся таланте. О нём будут говорить лучшие страницы рассказа «Судьба человека» (1957), 2-го тома «Поднятой целины» и продолжения военного романа «Они сражались за Родину»… Присуждение Ленинской премии за «Поднятую целину» (в 1960) – тогда наивысшей в стране, – а затем и Нобелевской премии за «Тихий Дон» (1965) вызвало новый всплеск писательской энергии, совпавший с общим духовным подъёмом страны 50-х – 60-х годов.

Болезненно пережил писатель новую кампанию, возродившую в западной прессе давние криминальные слухи об украденной рукописи. Толчок ей дала книга «Стремя «Тихого Дона»», изданная в Париже в 1974. В эту пору Шолохова постиг инсульт, болезнь осложнилась раком горла. Все последние годы Михаил Александрович стоически боролся с недугом. В моменты улучшения самочувствия занимался публицистикой, помогал в экранизации своих произведений.

После смерти Михаила Шолохова на Дону был учреждён большой мемориал его имени, включающий несколько станиц и хуторов, Вешенский район был переименован в Шолоховский. С наступлением «демократических перемен» в стране имя Шолохова достаточно часто фигурировало в различного рода дискуссиях, особенно когда речь заходила о загадочной природе художественного гения, часто разрушающего все привычные установки относительно необходимого жизненного опыта, образования, культурной среды и т. п. Сопутствовала этому и скандальная «плагиаторская» тема, с каким-то мистическим постоянством возникающая вокруг самых знаменитых произведений от «Илиады» и «Слова о полку Игореве» до «Короля Лира» и «Тартюфа». В связи с «Тихим Доном» такая перманентная дискуссия длилась десятки лет, пока не были найдены шолоховские рукописи…

Главная причина неубывающего интереса к имени писателя – в самом «Тихом Доне» и других его восхитительных произведениях, обогативших искусство удивительно колоритными и психологически убедительными характерами персонажей, каждый из которых ярок и подлинно индивидуален, а также описанием исторических событий, в которые точно и незабываемо вписаны его герои. Романы и рассказы писателя стали частью советской и российской кинематографической классики, которую украшают фильмы «Тихий Дон» (режиссёра Сергея Герасимова), «Поднятая целина» (Александра Иванова), «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» (Сергея Бондарчука), «Нахалёнок» (Евгения Карелова), «В лазоревой степи» (Валерия Лонского и Владимира Шамшурина)… Произведения Михаила Александровича Шолохова постоянно идут и на театральных подмостках, радуя и восхищая многочисленных зрителей.

 Владимир  Межевитин