(к 80-летию со дня рождения) 

Сегодня его имя занимает одно из самых почётных мест в нашем искусстве, а колоссальный талант давно уже признан и уважаем всеми. Между тем творческая биография артиста начиналась далеко непросто и стоила ему огромного труда, едва ли не каджодневногог упорства и преодолений.

В театральном училище им. Щукина, где Андрей Миронов учился на курсе Иосифа Раппопорта, он был мало заметен и среди своих сокурсников почти ничем не выделялся (как уверяют его биографы). Когда родители – известные эстрадные артисты – впервые увидели Андрея в студенческой постановке «Мещанин во дворянстве» (там он играл учителя музыки), они были изрядно удручены. Их сын показался им гораздо менее интересным, чем его лихие и впечатляющие партнёры… Особенно переживала актёрскую «неубедительность» сына Мария Владимировна Миронова. Будучи человеком принципиальным и достаточно требовательным, она не могла и не хотела довольствоваться, как ей казалось, сомнительными способностями своего любимого чада, носящего к тому же её фамилию.

К счастью, огорчаться и сомневаться ей пришлось недолго. Сразу по окончании училища (1962 г.) Андрей снялся в полюбившейся зрителям комедии «Три плюс два» (по пьесе С. Михалкова) и начал активно проявлять себя на сцене Театра сатиры, куда его принял Валентин Плучек. На подмостках «Сатиры» тех лет он успешно выступал в спектаклях «24 часа…», «Дамоклов меч», «Проделки Скапена», «Клоп», «Женский монастырь», а в кино у Рязанова запоминающее сыграл Диму Семицветова в «Берегись автомобиля», что позволило заговорить о безусловном и многообещающем даровании молодого артиста.

Из спектакля в спектакль, от роли к роли стал набирать Миронов мастерство столь стремительно, что к концу 60-х его популярность достигла значительных высот. Среди кинофильмов того времени были в послужном списке актёра «Год как жизнь», «Таинственная стена», «Урок литературы», «Бриллиантовая рука»… А на сцене у Плучека Андрей Миронов блеснул ролями Холдена («Над пропастью во ржи»), Автора «Тёркин на том свете»), Дон-Жуана («Любовь к геометрии»), Жадова («Доходное место», постановка М. Захарова), несколькими персонажами в «Интервенции» и образами Велосипедкина в «Бане» и Фигаро в «Безумном дне…». Картина «Бриллиантовая рука» сделала Миронова по-настоящему народным артистом страны. Её успех продолжается и теперь, судя по опросам зрителей! В этом фильме состоялся дебют Андрея Александровича как певца, что было приятной неожиданностью даже для его родителей. С детства они считали Андрея безголосым и не имеющим музыкального слуха. Однако артист предстал в фильме Гайдая не только великолепно двигающимся, а ещё и оригинально поющим!

В 70-е годы Андрей Миронов продолжал интенсивно работать в родном театре: он запомнился в постановках «Ревизор», «Клоп», «Ремонт», «Горе от ума», «Мы, нижеподписавшиеся» и «Продолжение Дон-Жуана» (в Театре на Малой Бронной у Эфроса). Снялся актёр в 15 новых художественных и телевизионных фильмах: «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Трое в лодке, не считая собаки», упрочивших его всенародную славу. Тогда же пробует себя Миронов в качестве театрального режиссёра. В декабре 1973-го года на сцене Театра сатиры появляется его (совместная с Ширвиндтом) постановка «Маленьких трагедий большого дома», а в сентябре 1979-го – уже самостоятельная работа – спектакль «Феномены» по Григорию Горину.

Режиссёрские опыты продолжит Андрей и в 80-х. Его «Бешеные деньги» (1981), «Прощай, конферансье!» (1984) и «Тени» (1987) вызовут немало споров и положительных оценок театральных специалистов и поклонников. Как исполнитель Миронов по-прежнему будет блистать (помимо собственных постановок) в ролях Мекки-ножа («Трёхгрошовая опера»), Лопахина («Вишнёвый сад»), Джона Кеннеди («Бремя решений») и других. Всё чаще в его комедийных откровениях станет проступать драматическое и даже трагическое начало. В картинах Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» и Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» да и, пожалуй, в «Сказке странствий», «Между небом и землёй», «Розовых слонах» проявится Андрей Миронов как Артист, которому подвластна стихия как юмора и смеха, так и самой высокой трагедии.

Он умер в расцвете лет на гастролях в Риге. В одном из любимейших своих спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Андрей Александрович потерял сознание и упал, не доиграв финала. Случилось это 14 августа 1987 года. Через несколько дней чуть ли не вся театральная Москва вышла проститься со своим любимым актёром… В 1993- м в Международный каталог была внесена планета под номером 3624 с именем Андрея Миронова, а в мемориальном доме М.Н. Ермоловой начала действовать посвящённая ему выставка… Спектакль памяти друга каждый год (7 марта – в день его рождения) играют актёры Театра сатиры, что справедливо и трогательно. Впрочем, работы самого Миронова никогда не прекращали триумфального шествия по нашим экранам, всегда удивляя и радуя нас искромётным, глубоким и неподражаемым талантом выдающегося артиста.

      Владимир Межевитин