Яркими незабываемыми концертами и творческими встречами неизменно радует своих посетителей одна из крупнейших библиотек России – Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина. О двух недавних концертах, ставших, по мнению зрителей, особо волнующими и впечатляющими, хочется сказать в преддверии Нового года.

Героиней одной из концертных программ под названием «Утвердить бессмертие строкой» стала уникальная исполнительница авторской песни, лауреат международных фестивалей Ирина Николаевна Ким, а во втором потрясающем концерте приняли участие студенты кафедры вокального искусства Воронежского государственного института искусств, являющиеся воспитанниками заслуженной артистки РФ, профессора Ольги Анатольевны Макеевой.

Музыкально-поэтический вечер Ирины Ким был посвящён памяти недавно ушедшего поэта, барда, переводчика, лауреата премии имени Булата Окуджавы Дмитрия Сухарева (доктора биологических наук).

Названием встречи стала строчка из стихотворения Сухарева, которое он посвятил своему отцу – фронтовику и педагогу. Дмитрий Антонович Сухарев являлся одним из известных поэтов бардовской песни. На его стихи писали Г. Шангин-Березовский, В. Берковский, В. Борисов, А. Дулов. Ещё в студенческие годы он вместе со своими сокурсниками биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова активно пропагандировал авторскую песню. Успешно сотрудничал с Сергеем Никитиным в нескольких театральных постановках и песнях, совместно создаваемых. Одной из самых популярных с ним (Никитиным – композитором и исполнителем) работ стала песня «Александра», прозвучавшая в фильме «Москва слезам не верит» режиссёра Владимира Меньшова. Выпустил Сухарев и несколько поэтических сборников. Родившись 1 ноября 1930 года, он ушёл из жизни в ноябре 2024-го…

На вечере звучали песни на стихи как Дмитрия Сухарева, так и Осипа Мандельштама, Бориса Слуцкого, Юрия Левитанского, Григория Поженяна, Анатолия Жигулина, Николая Рубцова, Алексея Прасолова, Владимира Шуваева, стихотворения Александра Кушнера, Владимира Бушина, Владимира Шуваева. Ведущий программы – режиссёр, искусствовед Владимир Межевитин – настраивал зал на вдумчивое, внимательное, активное слушание. Несколько поэтических произведений прозвучало в его исполнении.

В афише концерта были такие слова: «“Умной песней для умных людей” называл Булат Окуджава лучшие бардовские откровения, в которых находила место высокая поэзия. Произведения поэтов, выбранные уникальной исполнительницей для воплощения в своём песенном творчестве, можно будет услышать в этой программе…» Так и случилось. Едва ли не каждое песенное и поэтическое откровение Ирины Ким сопровождалось вдохновенными и восторженными аплодисментами зрителей. После выступления запомнились слова исполнительницы:

«Каждый концерт для меня – это всегда обмен (посредством стиха и песни) со зрительным залом мнением, информацией, это энергетический контакт, взаимодействие. Наши зрители уже давно стали активными участниками музыкально-поэтических программ. Чуткий, добросердечный, эмпатичный, сопереживающий зал, резонирующий, откликающийся эмоциями, щедро поддерживающий аплодисментами, – всегда участник диалога. Именно в диалоге, по моему убеждению, и состоит главная задача (и, если угодно, цель) авторской песни – именно той, которую Булат Окуджава называл умной и думающей.

 

Один из постоянных зрителей написал: «Из слякотной прозы бытовухи – попали с женой в нервно-красивую жизнь поэзии!» Подруга (пишущая и выступающая с собственными программами) откликнулась такими словами: «Надо же тревожить юные души, вкладывать лучшее. Твои вечера – это потрясение!» Эти отзывы – высокая награда! Подтверждение важности, необходимости таких программ. Спасибо, дорогие мои друзья! Всегда рада видеть вас и петь для вас!»

Поклонники творчества Ирины Ким называют эту исполнительницу бардовской песни одной из лучших сегодня, говоря, что она умеет достичь в своём творчестве необходимого Смысла и Сверхзадачи, по-настоящему глубокого, волнующего содержания, запоминающегося эмоционального впечатления, и значит – поднять песню до уровня искусства. Она поражает тем, что может не только убедительно «показать» песню, выбрав для неё превосходную литературную основу, но и, как никто, «прочувствовать» многообразие её тончайших оттенков, со всей щедростью душевного переживания – вдохновенно и пронзительно…

Всякий раз, одухотворяя своё песенное обращение, окрыляет она поэзию только что рождённой эмоцией – абсолютно искренней и проникновенной, точным интонационным «прочтением», подтекстом и Высоким Смыслом…

Вторая программа «Декабрьские встречи», прошедшая под руководством профессора ВГИИ О.А. Макеевой, посвящённая оперному искусству, также была великолепна и потрясала зрительскую аудиторию удивительными голосами её воспитанников. В концерте были заявлены Анжелика Кернес, Екатерина Суровцева, Мария Соловьёва. В их исполнении звучали вокальные произведения русской и зарубежной классики: Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, Сергея Васильевича Рахманинова, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Верди.

В программе принимали участие солистка Воронежского государственного театра оперы и балета, лауреат международного конкурса Софья Овчинникова и начинающий певец Тимофей Горбатовский. Аккомпанировала выступавшим лауреат международных конкурсов Виктория Ковалёва.

Надо сказать, что опытная и блистательная Софья Овчинникова и появлявшаяся на сцене чаще других студентка 3-го курса Мария Соловьёва, исполнявшая сложнейшие партии, снискали просто оглушительные овации зрителей.

Каждое выступление Ольга Анатольевна Макеева сопровождала лаконичными и точными рассказами о произведениях, исполняемых её талантливыми студентами, и уникальных композиторах – авторах, представленных в программе. Искушённые любители оперного пения, заполнившие зал, после концерта говорили о том, что профессия артиста оперы – это подлинное служение Высокому искусству, требующее постоянного совершенствования голоса и личности исполнителя, что важным средством художественного воздействия оперного творчества является вокальная мелодия и как необходимы в опере выразительность пения, красота, богатство голоса, умение прочувствовать образность для всестороннего раскрытия драматического конфликта в том или ином сценическом произведении, и как убедительно уже используют свои таланты под руководством чутких педагогов студенты, которых им (зрителям) удаётся слышать на различных подмостках, желая всякий раз, чтобы подобные концерты проходили чаще, радуя публику.

Конечно же, всем вдумчивым, продвинутым поклонникам оперного искусства ясно, что опера – основной жанр музыкального театра, и в своём историческом развитии она связана с общей эволюцией музыкальной культуры, сценического искусства и литературы. В истории оперы нашла отражение борьба различных идейно-творческих направлений, смена художественных стилей, обусловленная общими историческими закономерностями социального развития и особенностями отдельных национальных культур, став неотъемлемой частью духовной жизни общества.

На вечере вспоминали и о том, что в этом году отмечались 180-летний юбилей Н.А. Римского-Корсакова, 220-летний юбилей М.И. Глинки, 185-летний юбилей М.П. Мусоргского – композиторов, внёсших огромный вклад в становление и развитие оперного искусства. Звучали также стихи Дмитрия Веневитинова, поэта 19-го века, перекличкой с оперными произведениями и поэта века 21-го Владимира Шуваева, – прочитанные Владимиром Межевитиным, поздравившим с успехом молодых одарённых исполнителей – студентов – и их талантливейших педагогов-профессоров (Ольгу Анатольевну Макееву и заведующую кафедрой вокального искусства ВГИИ Зою Дмитриевну Солодилову (Митрофанову), также находившуюся в зале), самозабвенно передающих свой талант молодому поколению будущих оперных артистов.

Владимир Межевитин, Сергей Ольденбургский