Пожалуй, ни один из российских писателей и поэтов не привлекает к себе столько внимания, как Лермонтов. В его жизни есть что-то мистическое. Он ворвался в поэзию своим поэтическим демаршем в адрес российской элиты, убившей А.С. Пушкина. Его стихотворение на «Смерть поэта» взорвало рус- ское общество. А русскую аристократию заставило по-иному посмотреть на себя.
Будучи направленным на Кавказ, он не отсиживался в штабах. Хотя по своим связям мог бы найти теплое местечко в тылу. А он рвался в бой! Он был на рубеже огня. Точнее, на рубеже рукопашной схватки, ибо это страшнее и опаснее, непосредственный контакт с противником на уровне холодного оружия, кинжала и шашки.
После убийства М.Ю. Лермонтова в июле 1841 года началась последовательная многолетняя дискредитация поэта. Исследователи его жизни и творчества четко разделились на две группы: поклонников и ненавистников. По непонятной причине, последних оказалось больше. Они постоянно, из года в год, пишут и говорят о том, каким злобным и склочным человеком был Михаил Лермонтов. И, типа того, что сам напросился на дуэль, где и был убит.
Начало формированию этой ненависти положил император России Николай I. После получения сообщения о гибели своего преданного офицера царь сказал в узком кругу, что собаке – собачья смерть. Историки до сих пор не выяснили, в чем причина такой лютой ненависти царя к своему подданному. Михаил Лермонтов по праву рождения входил в состав элитных слоев государства. Как офицер он доблестно воевал на Кавказе, защищая политику царя. Он не выступал против самодержавия, не подрывал авторитет Императорского Дома. А коль ненавидел царь, то не жаловал и псарь. В соответствии с «установками» царя русское общество принялось «вспоминать» негатив на М.Ю. Лермонтова. Честно говоря, когда читаешь «воспоминания» лиц из ближайшего окружения, оторопь берет от исходящей ненависти.
Ну ладно, его не любило светское общество. Ибо был Михаил Юрьевич человеком умным, талантливым, с чувством собственного достоинства, острым на язык. Ни перед кем не лебезил, не заискивал; пулям не кланялся, ни перед кем не лебезил. Обществу это не нравилось, ибо слишком уж выделялся Лермонтов на фоне остальных, безликих и безвольных представителей «света». Но божественный талант Лермонтова охаивали собратья по литературному Олимпу. Отчего так: от зависти или от недалекого ума Или элементарная ненависть к Таланту? Почему умные современники столь резко отзывались о творчестве М.Ю. Лермонтова? Разностороннее творчество поэта, писателя, драматурга они, чаще всего, расценивали через призму демонологии. Литературный критик В. Белинский в письме к В.П. Боткину от 17 марта 1842 года писал, что в произведениях Лермонтова и вообще в словесности ценит «демонский полет – с небом гордую вражду», «демонские элементы». Об этом же он говорил в своей статье «Стихотворения М. Лермонтова» в 1841 году. Знаменитый украинец Гоголь, певец российского криминала, пугавший читающую публику мертвыми паночками, ведьмами, чертями и иной мистикой, крайне негативно отзывался о Лермонтове. Певец чичиковых, маниловых, ноздревых и прочей народной нечисти определил существо лермонтовской поэзии одним словом – «безочарование». В средине XIX века в Петербурге жил известный профессор русской словесности Петербургского университета, П.А. Плетнёв. Сын священника, он пошел вначале по папиным стопам, закончил Тверскую духовную семинарию. Но потом понял, что проводить свою жизнь в храме, крестить, отпевать, молиться за грешников, дышать запахом ладана – скучно. А потому, сняв рясу, рванул в литературу. По рекомендации В.А. Жуковского устроился преподавать литературу наследнику престола Александру II и великим княжнам. Был постоянным посетителем Зимнего Дворца, чутко улавливал «дух двора».
Одним из первых в России приступил к жанру биографического очерка, написал биографии: «Александр Сергеевич Пушкин» (1838), «Евгений Абрамович Баратынский» (1844), «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» (1847), «О жизни и сочинениях В.А. Жуковского».
Как профессор русской словесности Петербургского университета он не мог не понимать творческое величие Михаила Лермонтова, не мог не видеть его божественного дара. Но к биографии и творчеству Лермонтова Плетнев П.А. не прикоснулся. Более того, дал весьма нелестную оценку творчеству Лермонтова. «Это был после Байрона и Пушкина фокусник, который гримасами своими умел толпе напомнить своих предшественников. Придет время, и о Лермонтове забудут». Это что беглый священник называл «фокусами»? «Измаил Бея», «Героя нашего времени», «Валерика», иные кавказские произведения? Это что он называл «гримассами»? Участие в войне с горцами? Командование спецподразделением в 100 головорезов? Сам-то что-нибудь путнее сделал в жизни? Или только под юбки ученицам заглядывал? Может, на Кавказе по- бывал, по горам побегал, да по горячим следам черканул несколько строк?
Кто сейчас помнит Плетнева П.А.? Узкий круг литературоведов.А Лермонтова знает, читает, почитает и чтит вся Россия. Бог с ними, со всеми недругами убиенного поручика. Да будет Земля им на том свете такой, какую они заслужили. Лучше всего негативные отзывы современников о Лермонтове можно объяснить словами Гельвеция: «талантливых людей при жизни не любят; их талант и величие признают только после смерти». По непонятной причине М.Ю. Лермонтову не дают покоя и после смерти. После ликвидации поручика М.Ю. Лермонтова была запущена версия об убийстве его на дуэли другом и сослуживцем, бывшим майором Н. Мартыновым. Обстоятельства дуэли не выяснены до сих пор. Ибо исследователи пользуются материалами следствия. А следствие пошло по пути фальсификации событий. Пока подозреваемый Н. Мартынов сидел в камере, ему постоянно передавали записки с рекомендациями, как себя вести и что говорить, следствию. Истинные причины и мотивы убийства хоронили уже тогда.
Николай Мартынов
В январе 2025 г. депутат Государственной Думы РФ Н. Бурляев поставил вопрос перед СК России: провести следствие по факту убийства М.Ю. Лермонтова. И, наконец-то восстановить историческую справедливость, выяснить, кто и за что убил поручика М.Ю. Лермонтова?
На вопросы депутата Государственной Думы РФ Н. Бурляева ответили два человека, которые не относятся к касте лермонтоведов. Это – генерал– лейтенант запаса ФСБ России Миронов Иван Кузьмич, и полковник милиции в отставке Литвинов Николай Дмитриевич, специалист по терроризму. Я давно знаю их обоих. С Николаем Литвиновым мы учились в адъюнктуре Академии управления МВД СССР. Потом он учился в докторантуре у меня, в Московской Академии МВД РФ. Он специалист по терроризму. Иван Кузьмич Миронов, профессиональный контрразведчик, мы часто встречались с ним по службе, когда я работал заместителем министра внутренних дел России.
В истории много пишется о дуэли поручика с сыном французского посла де Баранта. И никто не задается вопросом: с чего вдруг сын французского посла Эрнест де Барант вызвал на дуэль поручика лейб-гвардии гусарского полка? С которым они ранее виделись единственный раз 2 января 1840 г. на балу во французском посольстве. Надо думать, уровень подготовки офицеров лейб-гвардии гусарского полка был достаточно высок. По своему предназначению офицеры лейб-гвардии гусарского полка должны были отменно владеть холодным и огнестрельным оружием. И почему Эрнест де Барант с таким хладнокровием вызвал на дуэль русского поручика? Конфликт из за дамы? Историки не смогли установить имя дамы, послужившей поводом для конфликта. К тому же «женская версия» никак не вписывается в дуэльный кодекс. Почему в подготовке дуэли принял участие русский поэт и писатель А.И. Тургенев? Почему завершающий этап в подготовке спецоперации по ликвидации поручика Лермонтова проходил во французском особняке де Лавалей? Кто такие эти де Лавали? Почему из этого же особняка де Лавалей велась подготовка восстания декабристов? Почему в этом же особняке разрабатывалась и проводилась спецоперация по ликвидации А.С. Пушкина?
16 февраля 1840 года Лермонтова обманным путем затащили в особняк де Лавалей, где в результате тщательно спланированной провокации поручик вынужден был согласиться на дуэль с французом. По какой-то случайности (при отсутствии других русских офицеров?) во французском особняке оказался родственник и друг Лермонтова Алексей Столыпин. За несколько месяцев до этого Алексей снял погоны и в качестве гражданского лица выехал за рубеж, во Францию. Исследователи не смогли установить, где во Франции был Столыпин и что он там делал. Но по возвращении из Франции он очень своевременно оказался во дворце де Лавалей, когда француз де Барант вызывал на дуэль его родственника, Мишеля Лермонтова.
Почему за провоцирование дуэли французами наказали только поручика Лермонтова? Почему царский двор и Министерство иностранных дел империи защищали француза де Баранта, спровоцировавшего дуэль, и сурово наказали безвинного поручика? Кстати, защищавшего честь России.
Почему активный участник дуэли, секундант Лермонтова и его родственник А. Столыпин «воевал» против Лермонтова на стороне французов?
Летом 1840 года поручик М.Ю. Лермонтов демонстрировал на Кавказе в боях чудеса храбрости. Он и его «летучая сотня», отряд особого назначения, неоднократно оказывали решающее влияние на исход битв. Два генерала, каждый в отдельности, представили поручика Лермонтова к награде боевым орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость».
Почему император Николай I отказал двум своим кавказским генералам, подписавшим представления о награждении поручика М. Лермонтова за проявленное мужество в боях, в награждении орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость»? В начале 1841 года поручик Лермонтов ехал в отпуск с надеждой на отставку. Многие из его сокурсников по военному училищу к этому времени уже вышли в отставку и вели гражданский образ жизни. Лермонтов хотел посвятить себя литературному творчеству. За свои 26 лет жизни он многое повидал, многое узнал, о многом задумывался. Ему было что сказать людям. Но для этого ему нужно было время. Там, в боях, было не до творчества. Почему царь отказался предоставить поручику Лермонтову отставку и отправил его назад на Кавказ? Что же все таки произошло на Кавказе? Почему во след за первой дуэлью, обернувшейся ссылкой на Кавказ, поручик вышел на другую дуэль уже там, на Кавказе? Кто готовил очередную спецоперацию по ликвидации М.Ю. Лермонтова? Почему на завершающем этапе подготовки спецоперации рядом с ним, как при дуэли с де Барантом, снова оказался А. Столыпин?
Многочисленные исследователи так и не поняли, что происходило на завершающем этапе подготовки спецоперации по ликвидации Лермонтова. Кто, где и как пристрелил поручика Лермонтова? Заявления о том, что в этот вечер шел дождь и мешал Мартынову целиться в Лермонтова, говорит об отсутствии дуэли. Кремниевые пистолеты были непригодны для стрельбы под дождем. Следовательно, Мартынов не мог стрелять в Лермонтова во время дождя. Почему вину за убийство Лермонтова возложили и возлагают на майора Н. Мартынова, друга и сослуживца убиенного поручика? Версия о причастности Н. Мартынова к убийству М. Лермонтова почему-то воспринимается на веру всеми исследователями. Многочисленные лермонтоведы почему-то не сомневаются в том, что под Пятигорском бывший майор Русской армии Николай Мартынов пристрелил Михаила Лермонтова. Своего сослуживца по военному училищу, своего лучшего друга, великого русского поэта, писателя, драматурга, поручика Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему Мартынов не побоялся выходить на дуэль, запрещенную уголовным законодательством России? К этому времени он уже был изгнан из вооруженных сил. Не выехал из Кавказа в Россию, надеялся восстановиться на службе. По словам современников, ходил по Пятигорску и боялся собственной тени. Назначенная военно-следственная комиссия «по горячим следам» подтвердила «виновность» Н. Мартынова. С того времени и до сих пор проклятия всей честной России валятся на голову Николая Мартынова. И никто не задается вопросом, какую зловещую роль в ликвидации Лермонтова в июле 1841 года сыграл А. Столыпин? Почему при дуэли Лермонтова с де Барантом рядом оказался А. Столыпин? Почему при дуэли Лермонтова с Мартыновым рядом снова же оказался А. Столыпин?
А. Столыпин – Монго
Почему А. Столыпин появлялся рядом с Михаилом всякий раз, когда на него готовилось покушение?
Кто и почему освободил А. Столыпина от ответственности за участие в дуэли Лермонтова с французом? Почему после дэли 15 июля 1841 года все участники операции по ликвидации поручика Лермонтова так дружно выводили А. Столыпина из числа соучастников? По странной причине ни современники, ни последующие исследователи даже не пытались провести ретроспективное расследование и выяснить, кто ж все-таки пристрелил Лермонтова?
В поведении Алексея Столыпина при жизни Лермонтова и после его гибели была одна особенность: он не оставил ни устных, ни письменных воспоминаний о своем двоюродном племяннике Михаиле Лермонтове. Хотя мог рассказать многое. Все ж таки вместе росли, рядом жили, вместе бегали по девкам, вместе ездили на Кавказ.Возникает вопрос: в чем причина молчания А.А. Столыпина? Почему он сокрыл от историков, почитателей и потомков информацию о Михаиле Лермонтове?
Данная книга написана не лермонтоведом. Один из авторов книги – полковник МВД России Николай Литвинов. Он – известный ученый, специалист в области антигосударственного терроризма, доктор юридических наук. Он посмотрел на биографию М.Ю. Лермонтова через призму террорологии, учения о терроре. Его книга «М.Ю. Лермонтов: величие и трагедия» наделала много шума в литературных кругах. Ее комментировали СМИ, обсуждали на телевидении.
Второй соавтор, профессиональный контрразведчик, генерал – лейтенант запаса ФСБ Иван Кузьмич Миронов. Он оценил все материалы о Лермонтове через призму контрразведки. Он «вычислил» французского агента среди русских писателей, постоянно собиравшего информацию о Лермонтове. Он определил истинное лицо ремонтера Магденко, поэта Дмитревского, других сотрудников спецслужбы, кто вел Лермонтова к месту ликвидации. У книги есть одно достоинство. Это – научный труд. Авторы проанализировал значительный объем информации о Лермонтове прежде, чем пришли к своим выводам. Поручика М.Ю. Лермонтова пристрелил А. Столыпин – Монго. Стрелял из пистолета Кухенройтера, сидя верхом на лошади, в упор. Вот почему входное отверстие от пули, маленькая ранка, в левом боку, в районе сердце. А выходное – рваная рана, в правом подреберье, под углом 45-50 градусов.
Так ли это, пусть решает читатель.
Валентин Чернявский, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель министра внутренних дел, руководитель аппарата Государственной Думы РФ.